Ани Давидовна Седракян
«Сказочная гжель». Конспект занятия по ознакомлению детей с гжельским народным промыслом в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению детей с гжельским народным промыслом «Сказочная гжель» в подготовительной группе.
Цель: Обобщать знания детей о народном художественном промысле русских мастеров.
Задачи:
Образовательные:
расширять и закреплять представления детей об отдельных видах народных промыслов: хохломской, дымковской, городецкой;
Развивающие:
учить детей составлять узор по мотивам гжельской росписи;
развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;
Воспитательные:
прививать любовь и уважение к труду народных мастеров – умельцев;
воспитывать интерес к нетрадиционной технике рисования;
Темочки:
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные промыслы. Конспекты
- Подготовительная группа
- Русские народные сказки. ВСЕ сказки
- Темочки
активизация словаря: гжельская роспись, мастера декоративной росписи, глиняная керамика, композиция;
Оборудование и материалы: экспонаты русского народного промысла, иллюстрации дымковской, хохломской и городецкой росписи, посуда из дерева, украшенная хохломской росписью, дымковская барышня, матрешки, иллюстрации изделий гжельских мастеров, гуашь синяя, белая, кисточки разных размеров, вода, салфетки, палитры, трафареты посуды, печати.
Предварительная работа: знакомство с промыслом Гжели, рассматривание посуды, игрушек, альбома «Сказочная гжель».
Ход занятия:
(Занятие. Звучит русская народная мелодия)
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребятишки! Я приглашаю вас в музей народно – прикладного искусства. Люди на Руси всегда стремились к красоте, замечали ее вокруг себя в обычных на первый взгляд предметах и явлениях. Это восход солнца, снегопад, прощальный хоровод осенних листьев. Русский человек создавал красоту вокруг себя своими руками. Он создавал красоту особую, для своей семьи и своих детей. А со временем люди стали эту красоту выставлять в музеи, проводить выставки, чтобы все любовались. Вот и вы сегодня пришли в мини – музей на выставку, где представлены изделия народных мастеров. Это глиняные и деревянные игрушки, посуда, шкатулка и многое другое. Многие предметы и игрушки вам знакомы: например, вот эта сырная доска (показываю предмет, расписанный Городецкой росписью и другие предметы, картинки)
- Ребята, какой росписью расписан этот предмет? (Городецкая роспись)
Хочу добавить, что важной частью Городецкой росписи является умелое оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками и ушками.
- Ребята, а этот предмет какой росписью расписан? (Хохломская роспись). Хохломская роспись - это чудо, созданное руками человека! Посмотрите, какая красота! (показываю предметы). Чтобы получить такое чудо, мастер сначала вырезает ложечку или чашечку из дерева, а затем расписывает красками, покрывает готовое изделие лаком и ставит в печь, что бы оно высохло, закалилось. Одно удовольствие есть из такой посуды!
- Ребята, обратите внимание на эти игрушки, они сделаны из глины. А какой росписью они расписаны? (Дымка). Правильно, это дымковская роспись. Для оформления глиняных игрушек мастера всегда использовали строгий геометрический узор. Это сочетание кругов, волнистых линий и зигзагов. Обязательно используются клетки, точки и пятна. Также в элементы раскрашивания входят ромбы, созданные из золота. Дымковские игрушки радуют глаз и улучшают настроение.
- А это что за диво такое? А это Гжель. О ней мы и будем сегодня говорить, узнаем, где она родилась, для чего служит, какие предметы расписывают этой росписью и как ее делают. А поможет нам в этом добрая сказочница, она пришла к нам в гости, чтобы рассказать о сказочной гжели.
- И так, сказка начинается: «Сказочная гжель».
То ли сказка это, то ли быль, но есть легенда в которой говорится о том, что несколько сотен лет тому назад недалеко от старинного города Москвы тянулись дремучие леса, и среди лесов, на берегу реки стояла деревня.
Авторская сказка М. Бобровой
История эта случилась в рождественский сочельник. Жила в одной деревне с удивительным названием Гжель бедная женщина. Муж у неё умер, и, чтобы прокормить свою единственную дочь, женщине приходилось горшки глиняные обжигать да на рынке их продавать. Чуть свет, она уж на ногах: печь затопит, за работу берётся. Да и дочка Настенька такая умница уродилась, и пол подметет, и хлеб замесит, и на колодец за водой сбегает. Так вдвоём они и жили, а вдвоём любая работа спорится. Наступила зима, да такая суровая, с ветрами сильными, метелями- завирухами, морозами лютыми. И надобно же было случиться большому несчастью. Заболела Настенька, лежит, с постели встать не может. Какие только доктора не смотрели девочку, а вылечить не смогли. Приближалось Рождество. Снегу намело столько, что сугробы до самых окон доставали, деревья в лесу стояли в белых кружевах, снежинки весело кружились, поблескивая разноцветными искорками. По всему было видно, что природа радовалась наступающему празднику - Рождеству Христову. Только в доме у Настеньки не до праздника, с каждым часом ей становилось все хуже и хуже. Матушка не знала, чем порадовать дочку, как облегчить её страдания. «Настенька, скоро праздник придёт- веселье, радость принесёт. Может, это тебе силы придаст?» - говорит матушка. «Не до праздника мне, матушка, не до веселья. А вот есть у меня заветное желание - хочется мне голубые васильки да колокольчики в руках подержать, на нежную красоту их полюбоваться!» - отвечает Настенька. «Да где же я тебе среди зимы васильки да колокольчики отыщу? Подожди, придёт весна, появятся и васильки и колокольчики!»
Ничего не ответила Настенька, только грустнее ещё стала. А этот разговор матушки с дочерью услышала звёздочка юная, которая только что на небе зажглась. Стало ей жалко Настеньку. И решила она помочь больной девочке, тем более что, как известно, под Рождество всякие чудеса случаются.
Разукрасила звёздочка оконное стекло такими причудливыми узорами, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Чего там только не было! И васильки, и колокольчики, и волшебные птицы ягоды клюют.
Всю ночь трудилась звёздочка, но так и не успела закончить свою работу: ночь к концу подошла. Тогда обратилась звёздочка за помощью к ясному солнышку: «Солнышко-батюшка, время моё закончилось, не успела я Настенькино желание до конца выполнить. Помоги мне, надели силой волшебные узоры мои сказочные, ты же все можешь!». Солнышко согласилось и осветило своими волшебными лучами узоры дивные, и заиграли они весело! Да и Дед Мороз от Солнышка не отстал: разукрасил узоры чудные в нежно-голубой цвет.
Как увидела матушка такое чудо, так руки сами к краскам потянулись. И расцвели нежно-голубые цветы на кувшинах, и на блюдцах, и на чашках. И радовалась Настенька, глядя на красоту такую сказочную, радовалась несказанно, а радовавшись, постепенно поправлялась. А вскоре и совсем выздоровела. С тех самых пор и занялись жители деревушки изготовлением и
росписью посуды, потому, что всем захотелось создавать такую красоту. А посуду, расписанную нежно – голубой краской, ласково называют «Небесно-голубая Гжель». Жители деревушки с радостью называют себя гжельцами и
говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете. Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо – сказочная гжель». Даже деревню стали Гжелью называть, в честь Гжельского мастера. На весь мир прославил гжельский мастер свой любимый край.
Воспитатель: Понравилась вам, ребята, сказка о Гжели?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, а кто же из вас, глядя на нашу выставку сможет назвать основные элементы гжельской росписи?
Дети: Точки, штрихи, линии прямые и волнистые, цветы, капельки, бордюры, сеточки.
Воспитатель: А какие цвета применяют гжельские мастера для росписи своих изделий?
Дети: Гжельские мастера для росписи своих изделий применяют два цвета: синие и белые цвета.
Воспитатель: Правильно, ведь не зря гжельские изделия называют «Сине-голубое чудо».
-А какой самый любимый узор у мастеров?
Дети: Гжельская роза.
Воспитатель: Правильно, самый излюбленный узор – это гжельская роза, иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написанная тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.
- Ребята, что - то мы заболтались, а давайте покажем какая бывает посуда.
Физкультминутка «Посуда».
Вот большой стеклянный чайник (надуть живот, одна рука на поясе)
Очень важный как начальник (Другая рука изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки (Приседать, одна рука на поясе)
Очень хрупкие бедняжки,
Вот фарфоровые блюдца (Кружиться, рисуя круг руками)
Только стукни разобьются.
Вот серебряные ложки, (Потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос –
Он посуду нам принес. (Сделать большой круг)
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам раскрасить посуду печатями. Кто хочет быть народными умельцами и мастерами? Давайте скажем волшебные слова: «Влево, вправо повернись и в умельца превратись». Вот мы и стали мастерами. Садитесь за столы, перед вами все необходимое для работы. Здесь шаблоны посуды без рисунка. А чтобы ваша работа ладилась да спорилась, я включу вам музыку (в ходе работы напоминаю детям, какие элементы используем для раскрашивания)
- Я вижу вы и вправду умелые мастера! Давайте выставим ваши узоры, да посмотрим, чему вы научились! (дети рассказывают о своей работе 2 – 3 ответа)
Воспитатель: Ребята, вы славно потрудились, посуда получилась очень красивой.
Воспитатель: Ребята, а что вам больше всего запомнилось? (2–3 ответа)
Воспитатель: Изделия русских народных мастеров широко известны по всей России. Это наша национальная гордость. Это значит, что мы гордимся умением наших мастеров, которые несут людям красоту и радость. А мы будем с вами продолжать учиться и познавать мир декоративно-прикладного искусства.
Список литературы.
1. Грибовская А. А обучение школьников декоративному рисованию, лепке, аппликации. М. : Скрипторий, 2008
2. И. А. Лыкова. -М. : Издательский дом Карапуз, 2008.-10с.
3. Народное искусство детям «Сказочная Гжель», Мозаика Синтез, 2015.
4. «Нежно-голубое чудо»: М. А. Боброва// авторская сказка/ Дошкольное воспитание. СПб. 2006.