Ирина Ефремова
Формирование у детей старшей группы с ЗПР диалогической формы речи в процессе проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование у детей старшей группы с ОВЗ (ЗПР) диалогической формы речи в процессе проектной деятельности»
Диалогическая форма речи является первичной, естественной формой языкового общения. Она состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. Развитие диалогической формы речи в группе компенсирующей направленности имеет свои особенности.
Публикация «Формирование у детей старшей группы с ЗПР диалогической формы речи в процессе проектной деятельности» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Состав группы компенсирующей сложный, полиморфный; у детей группы сочетанный диагноз. Нарушения речи разнообразны по своим проявлениям (системное недоразвитие речи по типу 1, (2, 3) уровня речевого развития; недостаточный уровень сформированности языковых средств с преимущественным нарушением смысловой и коммуникативной сторон речи). Своеобразие их речи отражает недоразвитие как эмоциональной сферы, так и познавательной деятельности.
Для них типическими особенностями являются:
-дефицит мотивационного компонента;
-замедленное формирование временных представлений;
-низкий уровень развития познавательной активности;
-снижение потребности в общении со сверстниками и взрослыми;
-невозможность совмещения познавательной и коммуникативной функций речи.
Для развития диалогической формы речи одним из методов, который является наиболее результативным, был выбран метод проектной деятельности. Преимущества проектного метода :
- погружение ребенка в проблемное поле и удержание в нем в процессе познавательной и речевой деятельности;
- выбор ребенком темы проекта, которая интересна ему;
- наполнение проекта содержанием, которое заинтересовало ребенка;
- вовлечение родителей в совместную проектную деятельность;
- предоставление возможности ребенку представить результаты проекты в той форме, которая ему доступна и интересна.
В ходе реализации АООП были разработан проект, который представлен в данной статье.
Познавательно-речевой проект «Осень в нашем городе», цель которого - формирование представления детей об основных приметах осени и обучение навыкам диалогической речи.
Задачи проекта :
Развивать умение находить в близлежащем природном окружении приметы осени;
Формировать представления детей о листопаде, как наиболее ярком явлении осени;
Развивать умение детей отвечать на вопросы педагога;
Учить формулировать вопросы поискового характера;
Формировать представления детей о правилах ведения диалога : слушать собеседника, не перебивать, сдерживать себя, ожидая реплики;
Стимулировать желание детей вступать в диалог со сверстником.
Прогнозируемые результаты:
-Имеют представления об основных приметах сезона.
-Овладели элементами диалогических конструкций (вопросами и ответами); появление желания задавать вопросы поискового характера с направляющей помощью взрослого.
-Соблюдают элементарное правило ведение диалога : слушают вопрос не перебивая.
Сроки реализации проекта сентябрь-ноябрь текущего года.
Участники- педагоги, дети и их родители.
Проектная деятельность проводилась в несколько этапов:
-диагностический;
-подготовительный;
-основной;
-заключительный.
Цель обследования детей на диагностическом этапе – выявление уровня сформированности представлений об осени, как о времени года; исходного уровня сформированности диалогической речи и ролевого диалога с игрушкой. Для диагностики использовали методику обследования познавательного развития Е. А. Стребелевой задание «Найди время года»; беседу и наблюдение за ребенком в игре. Результаты фиксировались в индивидуальной карте каждого ребенка. К началу реализации проектной деятельности ни у одного ребенка группы не было сформировано представление об осени, 4 ребенка смогли по описанию признаков сезона показать картинку с изображением осени, 12 детей группы не справились с заданием. Беседа с ребёнком выявила низкий уровень сформированности диалогической речи у большинства детей группы (показатель-умение задать вопрос взрослому). Справился с заданием 1 ребёнок, 4 ребенка формулировали вопрос с помощью педагога, 11 детей не справились с заданием. Несколько лучшее результаты показали дети в ролевом диалоге с игрушкой. Обиходный (бытовой) диалог доступен 5 детям, 6 детей строили диалог, принимая помощь взрослого, 5 детей не справились (молча взаимодействовали с игрушкой).
Результаты первичной диагностики определили направление и содержание нашей работы на первом этапе: помочь детям овладеть элементами диалогических конструкций (вопросами и ответами). Так как вопросно-ответная форма диалога используется для решения познавательных и социально- коммуникативных задач.
Подготовительной этап работы над проектом включил в себя :
1. Подбор иллюстративного материала по теме (пейзажные картинки, опорные картинки – приметы сезона, мнемотаблицы разного вида сложности, репродукции картин русских художников И. И. Левитан «Осенний день. Сокольники», «Золотая осень», А. Васнецов «Осень», В. Поленов «Золотая осень», предметные картинки (овощи, фрукты, ягоды, деревья, птицы, звери).
2. Составление цветовой гаммы осени «Краски осени», «Осеннего словарика», подбор аудиозаписи «Звуки осени», аудио сказка Н. Сладков «Осень на пороге».
3. Разработка презентаций «Ранняя осень», «Деревья и кустарники»;
4. Подбор видеороликов «Осень золотая», «Зимующие и перелетные птицы», «Животные средней полосы», познавательных мультфильмов (в цикле «Шишкин лес» (приметы сезона, «Как ёжик с медвежонком ловили осень» (цикличность времен года); интерактивных игр портала «Мерсибо» «Что бывает осенью» (приметы сезона, нелепицы); «Незнайкин огород» (словарь, цвет предмета); «Фрутогрядки» (словарь, форма предмета, сравнение по величине); «Поехали на рыбалку» (словарь номинативный-названия деревьев, узнавание их по изображению, закрепление понятий «высокий»-«низкий»).
5. Подбор дидактических игр: настольно-печатные игры лото «Осень», «Деревья и кустарники», ботаническое лото «Где мы растём», «Парочки», домино «Признаки осени», «Фрукты, ягоды»; «Времена года», «С чьей ветки детки?», «Разрезные картинки» (осень, овощи, фрукты 3-6 частей); «Чудесный мешочек» (натуральные овощи, фрукты, муляжи, плоды и семена деревьев); словесные «Хочешь узнать –задай вопрос», «Да и нет»;
Упражнений «Осенний сундучок», «Спросим Любознайку».
7. Разработка игровых и проблемных ситуаций «Помоги ежонку», «Осень потеряла краски, где их найти?», «Желтый листочек потерялся», «Таня огородница» и другие (подробнее ниже).
8. Подбор художественной литературы (стихотворения диалоги на осеннюю тематику, сказки для инсценировок В. Г. Сутеев «Под грибом», В. И. Мирясова «Осенний листочек» адаптированная для детей группы с учетом их речевых возможностей).
Для реализации основного (организационного) этапа использовали две формы работы с детьми подгрупповую и индивидуальную и следующие методы: наглядный, игровой, словесный, познавательно-исследовательский.
Формы организации проектной деятельности.
Работа с детьми велась с учетом структурных компонентов деятельности детей с ЗПР.
Чтобы развивать у детей элементарное любопытство по отношению к окружающему, формировать наблюдательность, воспитатели группы на прогулках проводили наблюдения за изменениями в природе, вели ситуативные беседы о первых приметах осени, результатом которых стало составление «Осеннего словарика», в нем представлены высказывания детей о неживой природе. Накопленный детьми опыт позволил нам планировать и организовывать непосредственно образовательную деятельность по теме проекта, учитывая единство двух задач познавательной и речевой.
НОД по ознакомлению с окружающим и развитию речи.
«Начало осени»-систематизировать представления об осени по картинкам –опорам, учить слушать вопрос педагога.
«Цветы осенью»- познакомить детей с осенними цветами, вызвать желание отвечать на вопросы педагога.
«Деревья и кустарники осенью» - познакомить с изменениями в жизни растений осенью, продолжать учить слушать вопрос педагога и отвечать простой фразой в соответствии с темой.
«Овощи» - уточнить представления детей об овощах, формировать поисковую и речевую активность.
«Фрукты» - уточнять и расширять знания о фруктах, учить формулировать вопрос по опорной карточке о сенсорных признаках предмета.
«Овощи, фрукты, ягоды» – закреплять умение различать овощи, фрукты, ягоды, продолжать учить формулировать вопрос по опорным карточкам о трех сенсорных признаках.
Совместная деятельность педагога с детьми.
Игры- путешествия по территории детского сада. «Следопыты ищут осени следы», учить устанавливать связь между изменениями в неживой природе и приспособлением растений и птиц к этим изменениям. Учить задавать вопросы поискового характера по образцу педагога. Стимулирование детей первой подгруппы к рейтингу примет сезона. Вторая подгруппа работает с простой мнемотаблицей.
Целевые прогулки по территории ДОО «Желтый листочек потерялся», «Спор деревьев»; учить узнавать деревья по листьям, плодам; продолжать учить задавать вопросы поискового характера по образцу педагога. Задания спроси у березы, спроси у рябины. Закрепляли строение деревьев, их отличия от других растений, выясняли почему деревья сбрасывают листву, кто их сажает в городе, в лесу. Нацелили на долгосрочное наблюдение (мотив соревновательности «Кто первый заметит?» смену цвета листьев у березы и рябины на участке, сброс листвы, фиксирование наблюдений предложили в индивидуальных дневничках. Детям второй подгруппы предлагались различные игры с листочками, например, «Найди такой же», «Разложи листочки по размеру», «Подбери листья одинаковые по форме», «Найди листья и семена для осеннего коврика» (по образцу).
Беседы с просмотром презентаций «Середина осени» уточнять и расширять представления детей об осени и её признаках, охране растений осенью; учить обращаться с вопросами к педагогу.
«Поздняя осень» учить сравнивать раннюю и позднюю осень по вопросам педагога, развивать доказательную речь (дети первой подгруппы).
«Птицы осенью» (просмотр видеоролика «Зимующие и перелетные птицы»)
«Жизнь диких зверей в лесу осенью» (просмотр видеоролика «Животные средней полосы») Развивать интерес к предлагаемому материалу, формировать представление о сезонных изменениях в живой природе. Учить задавать вопросы поискового характера по аналогии.
В рамках работы над проектом использовались дидактические игры по обучению вопросно - ответной форме диалога, практическое усвоение вопросительных слов.
Интерактивные игры «Что бывает осенью?» закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, развивать доказательную речь, умение вести диалог; учить подмечать несоответствующие осени приметы, исправлять их. Роль ведущего пока исполняет педагог. «Незнайкин огород» закрепить название цвета овощей, упражнять в постановке вопроса о сенсорном свойстве предмета. «Фрутогрядки» «Поехали на рыбалку» учить общаться в малой подгруппе, осваивать правила ведения диалога.
Эффективным приемом в работе с детьми явилась игровая ситуация, которая обеспечивала близкую, понятную мотивацию, увлекала детей в образовательный процесс, побуждала к беседе, к самостоятельным высказываниям (особенно детей второй подгруппы). Ведущим персонажем игровых ситуаций был ежонок Шустрик. «Я весной появился, осень в глаза не видел»-так ежонок «провоцировал» детей. Были разработаны следующие игровые ситуации:
«Шустрик ищет осень, где её найти?»
«Поможем Шустрику узнать фрукты». «Дети, только что проплыла «яблочная» туча! Я бежал, а сверху падали яблочки»-сообщает ребятам Ежонок. «Кто догадался, где пробегал Шустрик?»-побуждает детей к высказываниям педагог.
«Познакомим Шустрика с овощами» Ежонок показывает детям рисунок отгадку-нелепицу об овоще, дети соглашаются помочь ему, познакомить с овощами (работа в малой подгруппе).
«Таня-огородница» (кукла принесла в группу лопату, корзину, ведро); педагог побуждает догадаться, спросить (по образцу).
Кукла и Ежонок помогали детям, особенно второй подгруппы с низкими стартовыми возможностями, вступить в контакт, использовать мимику и жесты, подражая персонажам. Дети с удовольствием обнимали, гладили, жали лапку Ежонку; просили позвать Ежонка и на индивидуальных занятиях.
«Заколдованная осень» (осень «забыла», что происходит в природе). Дети первой подгруппы «расколдовывают» с помощью мнемотаблицы, дети второй подгруппы по опорным картинкам.
«Осень потеряла краски, поможем найти». (Педагог вносит в группу лист ватмана с черно-белыми изображениями городских улиц, сквера, детской площадки, предлагает подумать, как это сделать).
«Оденем куклу на прогулку» (вторая подгруппа –отвечать на вопросы в соответствии с темой, объяснять выбор)
«Поможем листочку найти своё дерево». (Желтый листочек потерялся, найти дерево, с которого он слетел).
«Собери листья и семена для осеннего коврика» (педагог предлагает детям рассмотреть осенний коврик и продолжить узор, для этого на прогулке подобрать необходимые листья и семена).
Для развития вопросительной деятельности использовались следующие игры:
«Хочешь узнать-задай вопрос» цель: учить задавать вопросы; (мотив соревновательности) ребенок выбирает картинку (растения, животные, природные явления, о которой хочет что-то узнать. За заданный вопрос получает фишку, выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.
«Да и нет» цель: знакомство с вопросом, как формой получения информации, активизация речевой поисковой активности. Педагог задаёт вопросы детям о назначении, внешних признаках отгадываемого предмета (в нашем случае это осенние дары, плоды, семена деревьев, дети отвечают только «да» или «нет». Затем дети отгадывают предмет, задавая вопросы по образцу педагога (помощью карточек-символов цвет, форма, размер, место произрастания (сад, лес, огород).
«Угадай-ка» цель: учить задавать вопросы, строить вопросительные предложения по образцу педагога, по опорным карточкам с использованием чудесного мешочка.
Дидактические упражнения
«Осенний сундучок» ( цель: познакомить со словами «зачем», «почему», учить задавать вопросы, используя эти слова; мотив – помочь гномику-Любознайке. Дети в сундучке находят картинку, например, грабли, корзинка, резиновые сапоги, педагог предлагает детям задать вопрос вначале по образцу, затем более самостоятельно.
«Позвони Осени» (с использованием игрушечных телефонов и опорных дорожек-планов построение диалога) цель: обучение вступлению в контакт с собеседником, владение речевым этикетом (приветствие, прощание). (используется и на этапе сообщение-вопрос-сообщение)
Для второй подгруппы (недоразвитие речи по типу 2 уровня развития речи)
«Парочки» Цель: учить отвечать на вопрос педагога сначала односложно, затем нераспространенной фразой, задавать вопрос сопряженно, затем самостоятельно по образцу.
«Чудесный мешочек» (в малой подгруппе) цель: учить, соблюдая очередность, спрашивать друг у друга и отвечать по образцу педагога. (Что у тебя? У меня …. А что у тебя?
Лото «Деревья и кустарники», Домино «Фрукты, ягоды», «Осенние приметы» использовались с этой же целью.
С детьми заучивали литературные диалоги, инсценировали небольшие по объёму стихотворения. («Солнце, солнце, ты откуда?.» с использованием настольного театра; «Встреча» - адаптированный вариант «Туча тучу повстречала.»; «Что кряхтите, мышки?» (дети второй подгруппы договаривали окончание фраз); сказки: В. И. Мирясова «Осенний листочек», В. Г. Сутеев «Под грибом», с которой потом дети выступили на осеннем празднике.
Развитие умения общаться в паре отрабатывалось с помощью игровых персонажей с использованием дорожек-схем; цель учить задавать вопрос по предложенному плану; варианты «Разговор деревьев (овощей, фруктов)»; «Поговори с тучкой (ветром)».
В рамках становления диалога использовали сюжетные картинки (первая подгруппа); например, картинка «Прощание с журавлями». Педагог анализирует содержание картинки вместе с детьми, предлагает подумать «о чем говорит девочка с улетающими птицами», затем дети малой подгруппой обыгрывают ситуацию. Роль девочки может выполнять «сильный» ребёнок.
Картинки помогали детям наглядно запоминать признаки осени, комментировать и объяснять, что в дальнейшем облегчило работу с мнемотаблицами.
В рамках проектной деятельности проводились упражнения, направленные на умение поддержать разговор на определенную тему. Для этого использовали альбомы, составленные из рисунков детей на тему осень и фотографий из осеннего парка с видами деревьев (продукт взаимодействия с родителями). С большим интересом дети рассматривали фотографии и рисунки друг друга, обменивались репликами, пояснениями. Активнее в общение вовлекались дети второй подгруппы, показать дерево, у которого тебя фотографировали и которое рисовали всей семьёй, пережить приятные воспоминания от проведенной прогулки, высказаться самостоятельно, пережить ситуацию успеха-вот необходимая мотивация для решения социально-коммуникативных задач.
Неполноценная игровая деятельность части детей группы выявила необходимость обучения их ролевому диалогу с игрушкой. Заучивали диалоги на определенную тему (лексические темы «овощи», «фрукты», «ягоды»); которые некоторые дети смогли перенести в самостоятельную игровую деятельность.
Преобразование предметно-пространственной среды
Один из эффективных приемов-использование карточек-опор для построения вопросительных конструкций разного типа (разработка автора). Вопрос визуализировался и ребенок «оречевлял» картинку, строил вопросительное предложение; сначала о сенсорных свойствах предмета, затем вопросы поискового характера со словами «почему», «зачем».
Дорожки для диалога помогают обучить ребёнка формулировать встречный вопрос, вести расспрос по заданному плану-схеме; способствуют отработке навыка составления диалога, сначала с направляющей помощью, а затем самостоятельно.
Для закрепления знаний о сезонных изменениях в осенний период разработали настольно-печатную игру домино «Осенние приметы». Участвуя в совместной игре с элементами познавательного общения, дети закрепляют правила ведения диалога, у них воспитывается выдержка, доброжелательность.
Взаимодействие с родителями
Активными участниками нашего проекта стали родители. На групповом собрании мы сообщили, что оценка стартовых возможностей детей определила необходимость поиска новых форм работы с ними. Предложили родителям стать участниками проектной деятельности «Осень в нашем городе», нацелили на совместную творческую работу с детьми.
Была проведена консультация «Что такое проект в ДОО».
Были даны рекомендации по проведению «Прогулки выходного дня», предложили выбрать объекты посещения: парк, сквер, площадь им. Киселева, набережная; «Как составить презентацию вместе с ребенком».
Результат экскурсий оформили в виде фотогазеты «Осенняя прогулка», альбома «По парку гуляли-деревья узнавали». На альбомном листе дети рисовали осеннее дерево, лист или веточку (ели, сосны, рядом со своей фотографией около этого дерева; в дальнейшем разместим и рассказ ребенка о понравившемся растении.
Свои впечатления об осени дети и родители воплотили в рисунках; была проведена выставка работ и оформлен альбом «Осенняя мозаика».
Были составлены презентации «Осень в Автозаводском районе», «Как деревья к зиме готовятся», «Три периода осени».
Заключительный этап.
Результативность проектной деятельности.
В конце работы над проектом была проведена вторичная диагностика. Цель – выявить динамику в формировании представлений об осени и формировании диалогической формы речи. Результаты обследования, следующие: представления об осени сформированы у 5 детей; частично сформированы у 6 детей; не сформированы у 5 детей; умеют самостоятельно задать вопрос 5детей; с помощью взрослого 7 детей; не умеют 4 ребёнка; строят элементарный диалог с игрушкой 10 детей, с помощью взрослого 3 ребёнка; не умеют 3 ребёнка.
В организованной совместной деятельности у детей первой подгруппы появились вопросы познавательного характера, оценочные высказывания. Некоторая часть детей начала пользоваться формами речевого этикета в общении с педагогами группы.
Представление детьми своих презентаций («Осень в Автозаводском районе» Василиса М., «Как деревья к зиме готовятся» Ярослав Е., «Три периода осени» Артем Е., стимулировало желание сверстников вступать в диалог. Дети обращались к сверстникам-зрителям с подготовленными вопросами по теме презентации, комментировали фотографии, обменивались высказываниями, возражали.
На осеннем празднике дети выступили с инсценировкой сказки «Под грибом». Их эмоциональная вовлеченность и заинтересованность процессом игры не оставила зрителей (родителей) равнодушными. Педагоги предложили родителям дома шире использовать прием инсценировки потешек, небольших стихотворений, русских народных сказок.
Использованная литература:
1. О. А. Бизикова «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» М. : «Скрипторий 2003», 2008.
2. И. А. Морозова, М. А. Пушкарева Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет М. : Мозаика-синтез, 2006.
3. Е. В. Клюшенкова «Программа и содержание занятий по формированию познавательной активности у старших дошкольников с задержкой психического развития средствами ознакомления с природой» Н. Новгород 1998.
4. Ю. А. Фадеева, И. И. Жилина «Образовательные проекты в группе для детей с ОНР» М. : Сфера 2012.
5. С. Г. Шевченко «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР» (Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений) М. : Школьная пресса, 2005.