Лучший педагог года

Формирование связанной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи в процессе обучения их пересказу

Инна Острякова
Формирование связанной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи в процессе обучения их пересказу
▼ Скачать + Заказать документы

Позвольте представить вашему вниманию опыт работы по формированию связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу. Я не случайно глубоко затронула эту тему, так как считаю, значительное место в системе проводимого коррекционного обучения по формированию связной речи отводится именно пересказу литературных произведений. С полной уверенностью можно сказать, что при пересказе формируется речь в целом.

Публикация «Формирование связанной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи в процессе обучения их пересказу» размещена в разделах

При пересказе совершенствуется структура речи, ее выразительные качества, произношение, усваиваются нормы построения предложения и текста в целом, формируются навыки преднамеренности и плановости речи, обогащается словарный запас, развивается память, восприятие, внимание, формируется «чувство языка» (т. е. внимание к лексической, грамматической, синтаксической сторонам речи). Дети усваивают нормативные основы устной речи, упражняются в правильном употреблении языковых средств. Занятия по обучению пересказу являются серьезным стимулом для реализации личности ребенка. Это имеет особое значение в коррекционной работе с детьми с системным недоразвитием речи. Ценные методические рекомендации по формированию связной речи даются в работах известных в логопедии авторов: Воробьевой В. К., Глухова В. П., Ефименковой Н. А., Нищевой Н. В.

Однако вопросы методики обучения пересказу детей с ОНР с учетом специальных задач коррекционной работы освещены недостаточно. В частности мало разработаны вопросы формирования у детей навыков планирования развернутых высказываний; вопросы использования специальных методов и приемов, а также вопросы отбора текстов применительно к этапам обучения.

Научно-обоснованная база для формирования связной речи в специальной педагогике только формируется. Общедидактические рекомендации, рассчитанные на нормально развивающихся детей, оказываются неэффективными, а в ряде случаев и неприемлемыми для обучения детей с ОНР. Поэтому многие педагоги испытывают затруднения при планировании и проведении занятий по пересказу, сводя пересказывание только к механическому воспроизведению текстового материала, что малоэффективно. Таким образом, еще раз хочу отметить, что пересказ - это не самоцель, а важное средство формирования связной речи.

В процессе многолетней работы наметился ряд актуальных вопросов, касающихся обучения детей пересказу.

Это:

1. систематизация приемов работы;

2. последовательность этапов обучения пересказу;

3. эффективное использование вспомогательных средств и их разнообразие.

Опираясь на методические рекомендации перечисленных выше авторов мне удалось: 1. уточнить порядок усложнения речевой деятельности, т. е. систематизировать этапы обучения детей пересказу на два года обучения; 2. разработать перспективное планирование фронтальных занятий по формированию связной речи на 2 года обучения с учетом лексических тем (с рекомендациями для воспитателей группы); 3. осуществить подборку текстового материала для пересказа на 2 года обучения в соответствии с лексическими темами; 3. подобрать подготовительные и тренировочные упражнения, комплекс дидактических игр, наглядного материала; 4. разработать серии конспектов занятий, карточки и памятки для индивидуальных занятий родителей; 5. апробировать различные приемы обучения детей пересказу (в том числе с опорой на иллюстративное панно и на условную наглядную схему сюжетного действия, провести контрольные динамические исследования результативности проведенного обучения.

При проведении диагностического обследования детей в группе в начале года выявляются значительные трудности (особенности) в овладении навыками пересказа :

нарушение связности и последовательности изложения;

низкая информативность;

смысловые пропуски и ошибки;

лексические затруднения;

трудности в языковой реализации замысла;

незавершенность фрагментов повествования;

нарушение логической последовательности высказывания;

длительные паузы на границах фраз;

отсутствие самостоятельности при выполнении задания.

Таким образом, коррекционно- логопедическую работу направляю на преодоление этих трудностей, на формирование тех видов монологических высказываний, которые прежде всего используются в процессе усвоения знаний в период школьного обучения. Это в полной мере относится и к пересказу.

Работу по обучению детей пересказу организую в комплексе с обучением детей другим видам рассказывания. Четко планирую совместную деятельность с воспитателями группы по данному направлению. Особое внимание уделяю выбору произведений для пересказа. На начальном этапе работы использую небольшие тексты; в дальнейшем их объём увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей.

Предпочтение отдаю высокохудожественным произведениям детской литературы, текстам с такими композиционно-сюжетными особенностями, как наличие однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, ясной логической последовательности событий, текстам с четким делением на фрагменты (эпизоды). При подборе произведений учитываю содержание (познавательность) и объем текста, доступность лексического и грамматического языкового материала, а также необходимость соблюдения принципа тематической взаимосвязи с обучением другим видам связных развернутых высказываний и в соответствии с лексической темой. Среди авторов: Сухомлинский, Толстой Л. Н., Ушинский К. Д., Сладков, Снегирев Г., Сутеев, Пермяк и др. Многие тексты приходится адаптировать, не упрощая их содержания, не снижая художественной ценности, образной выразительности. Содержание произведений для пересказа обязательно соответствует лексической теме, индивидуальным речевым и интеллектуальным возможностям детей.

При планировании занятий соблюдаю порядок усложнения речевой деятельности, т. е. обучение пересказу осуществляю в определенной системе. Особенностью данной системы работы является то, что последовательно применяя этапы обучения, удаётся формировать связную речь у тех детей, которые изначально не владели развёрнутыми смысловыми высказываниями.

Поэтапная система обучения детей пересказу :

I) Подготовительные упражнения:

составление фраз-высказываний по отдельным (ситуационным) картинкам с изображением действий;

элементарное описание предметов по основным признакам;

игры на восстановление порядка серии картин;

игры эвристического характера;

ассоциативные словесные игры;

игры на развитие замысла;

игры в «семантические абсурды» и т. д. (Воробьева В. К.)

игры с использованием стихотворных текстов;

рифмованные тексты (с использованием приёма хорового проговаривания)

II) Пересказ рассказа, составленного по демонстрации действий.

III) Пересказ рассказа по следам демонстрируемого действия.

IV) Пересказ рассказа по предметным картинкам с использованием магнитографа (по наводящим вопросам, по плану логопеда, по «цепочке», по типу простой драматизации).

V) Пересказ с опорой на предметно-графическую схему (Воробьева В. К.)

VI) Пересказы художественных произведений с использованием различных методических приемов (Ефименкова Л. Н.) :

- последовательный пересказ;

- последовательный пересказ текстов с ярко-выраженной причинно-следственной связью с опорой па предметные картинки и вопросы:

- пересказ текстов описательного характера с опорой на картинный ряд (контурное поэтапное изображение предмета или явления);

-последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера.

VII) Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин и последовательность действий.

VIII) Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины.

IX) Пересказ по предваряющему словесному плану-схеме.

X) Пересказ с трансформацией текста.

XI) Выборочный пересказ.

XII) Краткий пересказ.

XIII) Творческое рассказывание.

На протяжении всех этапов обучения использую серию тренировочных упражнений:

1) упражнение на сравнение рассказа и набора слов из него;

2) упражнение на сравнение рассказа и бессвязного набора предложений;

3) упражнение на сравнение рассказа и отдельного предложения;

4) упражнение на сравнение рассказа и отдельного коммуникативно сильного предложения;

5) упражнение на сравнение рассказа и его деформированного варианта;

6) упражнение на сравнение рассказа с его некомплектным вариантом);

7) упражнение на сравнение двух рассказов, в которых об одном событии рассказывается по-разному.

Тренировочные упражнения направлены на формирование ориентировочной основы действий по узнаванию рассказа и языковых средств рассказа, т. е. сравнение двух образцов речи. В процессе сравнения дети усваивают, что один прослушанный образец речи является рассказом потому что в нём рассказывается о событии, случае из жизни и т. д. – такой образец можно соотнести с иллюстрацией; другой образец рассказом не является, т. к. нельзя себе представить, что же произошло на самом деле. У детей формируется практическое представление о связном сообщении, как едином речевом целом.

Организуя занятия по обучению пересказу, придерживаюсь следующего плана. План организации занятий традиционен, но в нем присутствуют некоторые дополнения и уточнения. Все этапы занятия стараюсь выстроить взаимосвязано, в логической последовательности.

План занятия:

1. Организационная часть с включением вводных, подготовительных, тренировочных упражнений.

2. Чтение текста (без установки на пересказ).

3. Разбор содержания текста (вопросно-ответная форма).

4. Специальный лексический разбор текста.

5. Повторное чтение (с установкой на пересказ) с использованием приема завершения детьми отдельных, не законченных педагогом предложений.

6. Пересказ текста детьми с использованием различных методических приемов.

7. Упражнение на усвоение и закрепление языкового материала.

8. Анализ детских рассказов.

При анализе учитываю основные требования: полнота передачи содержания, связность, последовательность изложения, грамматически правильное оформление, и творчество. В процессе работы над пересказом считаю необходимым использовать разнообразные формы работы над одним произведением.

9. Итог.

Считаю целесообразным проведение двух занятий на материале одного текста на 2ом году обучения.

На занятиях по обучению детей пересказу максимально обогащаю предметную среду, широко использую вспомогательные средства: наглядность и моделирование.

Эффективно использую специальные вспомогательные активизирующие средства и приёмы.

1. Использование иллюстративного панно (видеосюжет).

2. Приём театрализации, драматизации (видеосюжет).

3. Использование условно наглядной схемы (видеосюжет).

Следующие приемы, которые я использую в своей работе (видеоблок) :

1. Пересказы с использованием пальчикового театра : «Под грибом» Сутеев, «Теремок», «Петушок с семьёй» К. Д Ушинский, «Рукавичка»

2. Использование графических, контурных схем и изображений.

3. Моделирование сюжетной линии на магнитографе, инсцинирование (

4. Коллажи. Кроссворды.

5. Прием самостоятельного заполнения детьми схемы рассказа в подготовленных логопедом блоках.

6. Использование опорных карточек на специальном планшете (предметно-графическое планирование).

7. Прием рифмованного рассказа-описания (пересказы рифмованных текстов. «Пальчиком показывай, про самолет рассказывай» - сенсорное развитие, определение пространственного расположения частей предмета, пересказ.

8. Прием использования детского рисунка.

9. Мнемотаблицы.

10. Прием использования конструированных рассказов.

11. Тактильные таблички.

12. В самостоятельной деятельности детей игры –

«Собираем истории»

«Наша библиотека»

«Расскажи-ка мне, дружок»

«Познакомь с рассказом маму»

«Маленький писатель».

13. «В зеркало посмотри, все красиво расскажи…».

14. Музыкальное, звуковое оформление пересказов.

15.

В результате проведенного обучения отмечалось заметное продвижение детей в овладении навыками пересказывания. ()

Это проявляется в повышении их самостоятельности при составлении пересказа, существенном улучшении показателей связности, последовательности, информативности повествования, наряду с выраженными положительными сдвигами в лексико-грамматическом оформлении высказываний. Отмечается усложнение структуры предложений в детских пересказах, уменьшается число ошибок в их оформлении. В ходе обучения возросли возможности детей в плане контроля и самоконтроля за построением пересказа.

Положительные результаты обучения детей пересказу свидетельствуют об эффективности используемых методических приемов, что позволяет рекомендовать их учителям-логопедам, воспитателям логопедических групп для занятий по формированию связной речи дошкольников с ОНР в условиях муниципальных дошкольных учреждений.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи через дидактическую игру Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи через дидактическую игру. В настоящее время общее недоразвитие.

Формирование общих речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи Формирование общих речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи. Формирование общих речевых навыков у детей осуществляется учителем-логопедом,.

Формирование правильного употребления предлогов в речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Формирование правильного употребления предлогов в речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Малафеева Лидия.

Формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через взаимодействие с семьей За последние 10 лет данные показатели здоровья населения России прогрессивно ухудшаются. Для детей с тяжелыми нарушениями речи проблема.

Формирование речевой активности у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с окружающим миром Формирование речевой активности у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с окружающим миром. В современных.

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством сказок по методике Л. Б. Фесюковой ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК ПО МЕТОДИКЕ Л. Б. ФЕСЮКОВОЙ Проблема изучения связной речи.

Консультация для воспитателей «Обучение пересказу как одному из приёмов формирования связной монологической речи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 21 п. им. М. Горького муниципального.

Организация обучения и воспитания по физической культуре детей с общим недоразвитием речи Эффективность коррекционно – воспитательной системы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду,.

Особенности развития воображения у детей с общим недоразвитием речи Социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью.

Влияние оригами на развитие детей с общим недоразвитием речиВлияние оригами на развитие детей с общим недоразвитием речи Не передать всей пользы, которую оказывает детям занятие в технике оригами. Для наших детей это особенно важно, так как они имеют общее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование связанной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи в процессе обучения их пересказу
Опубликовано: 8 декабря 2018 в 14:23
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование связанной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи в процессе обучения их пересказу» (включая файлы) размещена пользователем Инна Острякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД