Ольга Захарова
Развитие выразительной диалогической и монологической речи у детей 5–6 лет в процессе театрально-игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Выделяют два вида речи : диалогическую и монологическую.
Диалогическую речь отличает краткость высказываний с преобладанием простых предложений, широкое использование внеречевых средств (жестов, мимики); большую роль в диалоге играет интонация.
Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога.
Публикация «Развитие выразительной диалогической и монологической речи у детей 5–6 лет в процессе театрально-игровой деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2018
Монолог – это высказывание, не всегда рассчитанное на словесную реакцию другого человека. Монолог характеризуется полнотой, четкостью и развернутостью высказывания. Мимика и жесты играют меньшую роль. Одной из характеристик монологической речи является ее произвольность, т. е. умение выбирать языковые средства и пользоваться теми, которые наиболее полно и точно передают смысл того, что говорится.
Театрально-игровая деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка, стимулирует речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. В театрализованной игре формируется диалогическая и монологическая, эмоциональная насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий.
Перед тем как начать работать над диалогической и монологической речью, необходимо научить детей четко произносить звуки и эмоционально проговаривать фразы.
Для этого мы используем следующие игры и упражнения:
o Упр. «Жук жужжит», «Насос», «Фокус», «Лес шумит», «Тихо, Тихо» и т. д. (уточнение произношения звуков «Ж», «Ц», «Ш», «Ч», «Щ», «З»)
o Игры «Комары», «Подбери слова», «Тишина», «Так или не так?», «Говорим вмести», «Пчелки собирают мед», «Мухи в паутине»
o Слоговые «Жужалки», «Шипелки», «Звонилки», «Свистелки» (направлены на четкое проговаривание слогов)
Дети также, учатся произносить слова с различной интонацией, развивают речевое дыхание.
o Очень нравятся детям чистоговорки с изменением силы голоса (СА-са-са-вот летит оса, За-за-за-вот забавная коза ит. д.)тихо, громче, громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно. Для отработки дикции и выразительности речи используем скороговорки.
Для развития диалогической речидетей старшей группы мы используем:
o Разучивание и разыгрывание потешек по ролям («Футбол», «Сорока и медведь», «Козел Мефодий»)
ЯМА
-Яму копал?
-Копал.
• В яму упал?
• Упал.
• В яме сидишь?
• Сижу.
• Лестницу ждёшь?
- Жду.
• Яма сыра?
• Сыра.
• Как голова?
• Цела.
• Значит, живой?
• Живой.
• Ну, я пошёл домой.
О. Григорьев
o Проведение игр-драматизаций по знакомым сказкам
o Разыгрывание мини-сценок
o Подготовка кпостановке театрализованных представлений
Алгоритм работы над диалогом по содержанию :
-сначала ребенку предлагается внимательно прослушать диалог,
-понять его смысл,
-ряд диалогов имеет в своем составе слова, которые могут быть незнакомы или непонятны ребенку (например, «вязанка», «хворост» и т. д.)
-значение этих слов необходимо уточнить.
-определить участников разговора.
-затем диалог нужно выучить.
Далее идет распределение ролей между детьми или между ребенком и взрослым.
Для развития монологической речи используем следующие формы:
o Составление совместного рассказа для выступления перед зрителями
o Описание предмета, человека, игрушки
o Составление рассказа по серии картинок
o пересказсказки или рассказа
o чтение разученных стихотворений перед аудиторией
o придумывание загадок
Работа планируется каждую неделю и проводится во второй половине дня.
Все эти упражнения и игры, направленные на развитие диалогической и монологической речи, помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне. В нашей группе руками родителей создана целая театрализованная зона, которая включает в себя разные виды театра. Каждый ребенок может найти себе занятие по душе. Дети могут играть как самостоятельно, так и объединившись в группы. Все вместе мы обыгрываем знакомые и полюбившиеся сказки. Родители нашей группы также принимают активное участие в театрализованной деятельности. Дети с большим удовольствием смотрят сказки в исполнении родителей. Такие совместные постановки могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной атмосферы как в группе, так и в семье.