Кидярова Екатерина
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам книжной культуры в процессе проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Всем известно, чтение книг развивает воображение и речь. Дети, даже будучи слушателями литературных произведений расширяют свой словарь, обогащая его точными глаголами, образными выражениями, красочными прилагательными. Книга делает то, что не может позволить себе мультфильм. Слушая произведения, ребенок сам выстраивает картину мира, населяя его образами своих героев. В отличие от просмотра видеоряда, где кто- то решает за нас: как выглядят герои, какая обстановка вокруг него.
Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам книжной культуры в процессе проектной деятельности» размещена в разделах
Приобщать детей к книжной культуре легко в процессе проектной деятельности. Проект позволяет прежде всего заинтересованность воспитанников детской художественной литературой, расширить представление о книгах. В план реализации проекта может включать просмотр слайдов, что позволяет познакомить детей с историей возникновения книги, формировать представление об этапах создания книги; уточнить роль писателей, художников-иллюстраторов и оформителей; расширить представления детей о значении книг в жизни людей («Как рождается книга», «Такие разные книги» - книги - миниатюры, книги – гиганты, памятники книгам во всем мире и мн. др.).
Систематически реализуемое мероприятие в рамках проекта - творческая мастерская, где дети выбирают вид деятельности : конструирование закладок, рисование иллюстраций, лепка героев и др.
Ежедневные литературные минутки в процессе проектной деятельности способствуют активизации словаря: «Опиши сказочного героя», «О ком речь», «Доскажи предложение», «Как бы ты назвал сказку по-другому», «Какого нового героя ты хотел бы видеть в произведении».
Проектная деятельность не может обойтись без сюрпризов и «интриги». Детям можно показать мусорный мешок со сломанными игрушками (это могут быть часы, куклы, карандаши, машинки, которые когда-то жили у мальчика или девочки. От лица этих игрушек вместе с детьми можно придумать сказочную историю.
Большую радость юным читателям всегда приносят «сказочные дискотеки». Отгадав загадки про персонажей из сказок, дети выбирают элементы их костюма и под музыку участвуют в творческой танцевальной импровизации.
Литературный квест – захватывающее внимание и интерес детей мероприятие. Квест можно организовать как в групповой комнате, так и за ее пределами. В «испытания» можно включать собирание разрезных картинок, превращения в персонажей, литературные эстафеты («Кот Базилио и Лиса Алиса», «Передай золотой ключик» и др.)
В проектную деятельность важно привлекать родителей воспитанников. Они могут вместе с детьми подклеивать «больные книги», участвовать в творческой мастерской, посещать мероприятия в библиотеке, участвовать в конкурсе фотографий «Читаем с мамой и папой».
Весомым в проекте является участие детской библиотеки, с которой сотрудничает ДОУ. Сотрудники библиотеки показывают и рассказывают про фонд книг, участвуют в организации литературного салона, проводят анкетирование родителей («Книга в вашем доме», «Место книги в вашей семье»). Библиотекари могут помочь в составлении программ для семейного чтения с учетом возраста и интересов детей, изготовлении брошюр «Сказки на ночь», «Почему важно читать». Родителей следует деликатно убеждать, что семейное чтение – признак благополучной семьи. Дети, которым читают на ночь, чувствуют близость, защищенность и безопасность.
Так, совместными усилиями, пошагово и планомерно мы приобщаем к книжной культуре детей, пробуждаем любовь к печатному слову и бережное отношение к книге как неиссякаемого источнику развития. Пусть книга начитается с детства!