Татьяна Козловская
Формирование у детей дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в природе посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. Наиболее яркими и наиболее интересными проявлениями окружающего мира для ребенка является природа. Поэтому формирование у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе служит развитию их познавательных способностей и осознания окружающей реальности.
Публикация «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в природе посредством проектной деятельности» размещена в разделах
При ознакомлении дошкольников с сезонными изменениями в природе обогащается кругозор детей, они получают представление о богатстве мира природы. Наряду с этим развивается интерес детей к природе, наблюдательность, любознательность, речь.
При организации образовательной деятельности по формированию у детей дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в природе, возникли следующие противоречия:
- между необходимостью формирования у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе и отсутствием системного решения данного вопроса в практике работы с детьми;
- между традиционным подходом к содержанию и организации образовательной деятельности по формированию у детей дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в природе и потребностью внедрения методов развивающего обучения, наиболее адекватных современным целям образования;
- между необходимостью формирования у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе, познавательной активности и недостаточно эффективным взаимодействием с родителями по данной проблеме.
Считается, что формирование у детей дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в природе, достигается посредством выбора и сочетания методов и форм познавательной деятельности с учетом основных психолого – педагогических условий: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, предоставление детям самостоятельности в решении задач, развитие инициативы, творчества, постепенное усложнение материала, использование стимулирующей помощи взрослого в ситуациях, вызывающих у детей какие-либо затруднения и т. д.
Воспитателем был определен метод проектов, как один из методов развивающего обучения.
Внедрение в организацию образовательной деятельности проектного метода продиктовано современным взглядом на систему дошкольного образования. Проектная деятельность развивает познавательный интерес, любознательность, формирует навыки сотрудничества, практические умения детей.
Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий по формированию у детей дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в природе посредством проектной деятельности.
Длительность работы.
Работа охватывает период с 2015 года по 2018 год.
I этап — констатирующий (сентябрь - ноябрь 2015 года) : обозначена проблема, изучена и проанализирована научно – методическая литература по исследуемой проблеме, проведена педагогическая диагностика.
II этап – формирующий (декабрь 2015 года – апрель 2018 года). На данном этапе разработана система педагогической деятельности по формированию у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе посредством проектной деятельности.
III этап – контрольно-прогностический (май 2018 года). Здесь осуществлялась статистическая обработка, логический анализ и систематизация полученных данных с формулировкой выводов и практических рекомендаций.
Диапазон представлен единой системой «совместная деятельность взрослых и детей — самостоятельная деятельность дошкольников» по формированию представлений о сезонных изменениях в природе посредством проектной деятельности.
Теоретическую основу данной темы составляют исследования в области ознакомления воспитанников с миром природы, использование метода проекта в работе с детьми дошкольного возраста.
Идея о первичности эмоциональной связи ребенка с природным окружением высказывалась еще известными педагогами К. Д. Ушинским и В. А. Сухомлинским.
Существенный вклад в разработку содержания и методов ознакомления дошкольников с природой внесла Е. И. Тихеева [26]. Природу она рассматривала «как одно из условий или как элемент среды, в которой дети живут своей естественной детской жизнью». [26] Большое значение для развития и совершенствования методики ознакомления дошкольников с миром природы, с сезонными изменениями в природе имели исследования Л. В. Кокуевой [9], З. Ф. Аксеновой [1], С. М. Николаевой [15], О. А. Соломенниковой [25], Л. А. Каменевой [8], Л. М. Маневцовой [14], Н. А. Рыжовой [21] и др.
Основываясь на анализе ряда работ отечественных педагогов-психологов Р. С. Немова [18], О. М. Дьяченко [7], Е. А. Панько [20], Л. С. Выготского [6], О. А. Сивенковой [24], раскрывающих закономерности и факторы психического развития детей дошкольного возраста, можно сделать вывод о целесообразности внедрения проектной деятельности в практику работы с дошкольниками.
Проектная деятельность является педагогической технологией нового образования - одним из инновационных подходов в дошкольном образовании.
«Дошкольный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею». [24]
В авторском пособии Ф. К. Белолуцкой «Организация детской проектной деятельности в детском саду» [2], используемом воспитателем в работе по внедрению проектов в совместную деятельность с дошкольниками, обозначена проблема активизации проектной деятельности в системе дошкольного образования.
Включение дошкольников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.
Л. Д. Морозова определяет проектную деятельность как средство взаимодействия педагогов, детей и родителей, как средство разработки и внедрения педагогических инноваций. [12,13]
Изучив труды вышеуказанных ученых и педагогов-практиков, можно сделать следующие выводы:
- проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально-творческой деятельности, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом;
- в дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции различных видов детской деятельности и образовательных областей. Он может быть адаптирован ко всем возрастным группам и применим в любой образовательной области, в том числе и в ознакомлении дошкольников с миром природы, с сезонными изменениями в природе;
- использование метода проектов в образовании дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.
В основу по внедрению системы работы по формированию у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе посредством проектной деятельности легли авторские пособия: Ф. К. Белолуцкой «Организация детской проектной деятельности в детском саду»[2], О. М. Масленниковой «Экологические проекты в детском саду»[11], Н. С. Варенцовой «Опыт творческой проектной деятельности»[4], Н. А. Виноградовой «Образовательные проекты в детском саду»[5], З. А. Соколовой «Метод проектов в экологическом образовании детей дошкольного возраста» [23].
Опиралась на данные пособия, был разработан комплекс проектов на основе комплексно-тематического планирования. (Приложение №2)
Материалы и пособия З. Ф. Аксеновой «Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников»[1], Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»[3], Саморукова П. Г. «Как знакомить дошкольников с природой» [22], Л. А. Каменевой «Как знакомить дошкольников с природой»[8], В. Н. Кочергиной «Интегрированный подход к работе по методу проектов в экологическом воспитании дошкольников» [10], Л. М. Маневцовой «Мир природы и ребенок»[14] легли в основу разработки проектов по разделу «Ознакомление с миром природы», бесед, творческих игр, познавательных мероприятий.
На основе методических рекомендаций Н. О. Никоновой, М. И. Талызиной[19] был создан «Экологический дневник дошкольника». Ведение дневника способствовало решению задач формирования у детей дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в природе. Дневник был рассчитан на весь учебный год и затрагивал разные виды деятельности (наблюдение, элементы экспериментирования, логические задания, развивающие игры, работу с народными приметами, знакомство с художественным словом).