таня корхова
Формирование предпосылок функциональной грамотности детей раннего возраста через игровые технологии
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование предпосылок функциональной грамотности детей раннего
возраста через игровые технологии»
На современном этапе развития нашей цивилизации на детей обрушивается океан информации. Как успеть принять, обработать и применить такое количество информации? На сегодняшний день в современном образовании всё чаще говорят о функциональной грамотности дошкольников.
Публикация «Формирование предпосылок функциональной грамотности детей раннего возраста через игровые технологии» размещена в разделах
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Предпосылки функциональной грамотности закладываются уже в раннем возрасте.
Формирование функциональной грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные педагогические технологии.
Мы в своей работе по формированию функциональной грамотности используем игровые технологии, которые, исходя из нашего опыта работы, являются эффективной формой работы в раннем возрасте.
Цель игровых технологий - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку поощрения любой выдумки и фантазии ребенка
Игра занимает ведущее место в жизни маленького человека. Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными, по-своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений.
Игровые технологии в образовательном процессе сначала используются нами как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с 1,6 - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама, интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа “Хоровод”, “Догонялки” и “Выдувание мыльных пузырей”.
В дальнейшем добиваюсь, чтобы игровые моменты проникали во все виды деятельности детей : труд и игра, образовательная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
Так как игра – наиболее доступный для детей вид деятельности.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности. Образовательная деятельность с использованием игровых технологий проходит очень в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере свободы и равенства. Как показывает опыт, изученный в процессе игровой деятельности материал, забывается детьми в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для детей, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.
Для того чтобы пробудить у ребенка интерес к игре, стараемся установить с ним эмоционально-положительный контакт, вызвать у него доверие и желание играть вместе. Ребенок принимает и усваивает новые игровые действия только в том случае, если взрослый активно выражает свою увлеченность игрой, проявляет фантазию. Если взрослый просто демонстрирует новые игровые действия и комментирует их, малыш не переходит к самостоятельной игре и в лучшем случае ограничивается подражанием взрослому. Важно помнить, что игра – не формальное занятие, она, прежде всего должна доставлять ребенку радость и удовольствие.
Самое главное пробудить интерес ребенка к игре, вовлечь его в воображаемую ситуацию. При этом необходимо поощрять любые самостоятельные действия, включенные в игру, и помогать малышу наполнить игровым смыслом стереотипные действия с предметами. Например, ребенку, который просто катает машинку, можно предложить покатать на ней собачку или отвезти кубики для строительства дома.
Очень полезно для игры включение игровых персонажей в режимные моменты. Ребенок вместе с куклой и мишкой может кушать, спать, одеваться на прогулку. Если ребенок принимает игровую инициативу взрослого и начинает сам совершать игровые действия, мы поддерживаем его. В игру с детьми включаем условные действия с отсутствующим предметом, например, можно протянуть кукле пустую ладошку, объясняя, что это конфета.
Значительно обогащает игру включение в нее речевого общения с персонажами. Для того чтобы побудить малыша к такому общению, надо обратиться к нему от имени персонажа или обратиться к игрушке с вопросом, предложением (например, спросить у куклы: «Хочешь попить молочка?» или «Давай мы уложим тебя спать»). Благодаря участию взрослого, игрушки «оживают» совершают какие-то действия и вступают в отношения друг с другом.
В работе с детьми раннего возраста мы используем следующие виды игр:
1. Игры в парах - способствуют становлению субъектного эмоционального —
положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении («Солнечные зайчики», «По узенькой дорожке»» и др.).
2. Совместные игры с несколькими партнёрами - эти игры помогают детям пережить чувство общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально — практическое взаимодействие с группой сверстников («Паровозик», «Лиса и зайцы», «Птички в гнёздышках» и др.)
3. Пальчиковые игры - дети подражают друг другу («Замок», «Пальчики попляшут», «Пальчики здороваются», и т. д.).
4. Хороводные игры - созданы по образцу народных игр и построены на основе сочетания простых повторяющихся движений и физических контактов участников («Каравай», «Раздувайся пузырь», «Карусели» и т. д.)
5. Совместные игры с предметами - помогают ребенку видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнера по игре («Катаем мячики», «Игры с резиновыми игрушками» и т. д.).
6. Игры с правилами - в которых у малышей развивается умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии с предложенной ролью («Солнышко и дождик», «Воробышки и автомобиль», «Кот и мыши» и т. д.).
7. Словесные игры - это эффективный метод воспитания самостоятельности
мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. («Эхо», «Кто как кричит», «Мишка косолапый», «Зайка беленький», «Чудесный мешочек» и т. д.)
8. Настольно - печатные игры - это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", «Парные картинки». С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения.
9. Игры и игрушки на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости. («Мозаика», «Бусы», «Шнуровки» и т. д.)
Вывод:
Так кат - игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений;
-Благодаря использованию игровых технологий, дети становятся самостоятельнее, активнее, способны применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. Через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, психических функций. Игровая технология служит для формирования предпосылок социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.