Папки-передвижки

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования

Надежда Сергеевна Быкова
Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы

Паспорт методической практики.

Название методической практики: «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования»

Автор: Быкова Надежда Сергеевна, старший воспитатель МБДОУ «Тевризский детский сад №4». Тевризского муниципального района Омской области.

Раздел Содержание

Резюме практики

Публикация «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования» размещена в разделах

«Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

А. А. Леонтьев.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. Главная задача, обозначенная в ФГОС ДО - создание условий для формирования целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования воспитанников. Одно из важных направлений в работе с дошкольниками, развитие познавательной сферы.

Наша задача, педагогов ДОО, научить дошкольников самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, а значит способствовать формированию у него предпосылок естественнонаучной грамотности. Формирование естественнонаучных представлений, является особенно актуальным, т. к. они закладывают у детей дошкольного возраста основу миропонимания.

Однако, в практической работе с детьми, сегодня возникает много проблем и вопросов, связанных с формированием предпосылок естественнонаучной грамотности.

На наш взгляд, становление естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно через включение в образовательный процесс детской деятельности по экспериментированию.

В нашем дошкольном учреждении мы уделяем особое внимание формированию естественнонаучных представлений у детей, т. к. у детей наблюдается неустойчивый познавательный интерес, неумение формулировать выводы, отсутствие самостоятельности в познавательной деятельности, чрезмерное увлечение процессом экспериментирования, а не его результатом.

Описание практики

Цель реализации проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию через опытно - экспериментальную деятельность.

Задачи:

1. Выявить уровень развития профессиональной компетентности педагогов ДОО в области формирования предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования.

2. Развивать педагогическую компетентность родителей в области организации формирования предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования, возможность участия родителей в мероприятиях данного направления.

3. Выявить исходный уровень формирования предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования.

4. Разработать конспекты опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, апробировать их с детьми.

5. Разнообразить развивающую предметно-пространственную среду групповых помещений в соответствии с ФГОС ДО (мини-лаборатория или уголок экспериментирования, исследовательский центр в группе, в хорошо освещенном месте).

6. Разработать критерии эффективности формирования предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования.

7. Выявить уровень сформированности предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования.

Проект в целом, в том числе в разрезе этапов реализации:

1 этап. Подготовительно - проектировочный этап

Содержание, задачи этапа:

Январь- февраль 2022 год.

1. Анализ состояния образовательного процесса в ДОУ с целью определения проблемы формирования предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования

2. Изучение научно-методической литературы, педагогического опыта по формирования предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования.

3. Формирование творческой группы педагогов по реализации проекта, подготовка и разработка методических рекомендаций по формирования предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования.

4. Определение места по формирования предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования в комплексно-тематическом планировании.

5. Организация ресурсного обеспечения проекта.

Ожидаемые результаты:

Готовность педагогического коллектива и родителей к реализации проекта по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования.

Создание для всех участников педагогического процесса психологического комфорта.

2 этап. Практический этап.

Апробация проекта с участием целевой группы

Содержание, задачи этапа: март - ноябрь 2022 год

1. Систематизация, освоение и внедрение в воспитательно-образовательный процесс современных педагогических технологий по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования.

2. Разработка методических рекомендаций.

3. Проведение комплекса мероприятий, направленных на формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования.

4. Формирование позитивного общественного мнения и привлечения педагогической и родительской общественности к деятельности по проекту.

5. Диссеминация результатов работы ДОУ в виде методических рекомендаций, участие в семинарах разного уровня, методических объединениях, мастер-классах, трансляция опыта работы в СМИ.

Ожидаемые результаты:

Положительные тенденции по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования. Постепенное нарастание уровня профессиональных знаний и умений педагогов и родителей в области экспериментирования.

Создание банка методических материалов по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования.

Усовершенствование развивающей предметно-пространственной среды групповых помещений ДОУ.

3 этап. Обобщающий этап

Содержание, задачи этапа: декабрь 2022 год.

1. Анализ, обобщение и оформление результатов проекта.

2. Педагогическая диагностика и самодиагностика по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования.

3. Выводы команды проекта об эффективности использования данного проекта на основе разработанных критериев.

Ожидаемые результаты:

Повышение уровня познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию через опытно - экспериментальную деятельность.

Окончательный вариант системы работы по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования.

Оформление аналитических отчётов проекта.

Описание результатов Основные риски реализации проекта и пути их преодоления:

1. Недостаточное оснащение развивающей предметно-пространственной среды.

2. Неготовность и незаинтересованность педагогов в организации новых способов совместной деятельности с воспитанникам и реализации инновационного проекта.

3. Несоответствие содержания разработанных программ по формированию функциональной грамотности дошкольников, недостаточное методическое обеспечение по данным технологиям.

4. Отсутствие партнёрских отношений с родителями воспитанников, незаинтересованность родителей в совместных творческих проектах.

5. Недостаточное количество педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по формированию функциональной грамотности у дошкольников.

С целью устранения данных трудностей и рисков рекомендуется проводить следующие мероприятия:

1. Повышать уровень развития материальной базы приобретением, изготовления учебно-

методических пособий, игрового оборудования.

2. Повышать квалификацию педагогов через курсы повышения квалификации; проведение консультаций, семинаров-практикумов по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности

3. Разработать методическое обеспечение реализации проекта по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования (с перспективно-тематическим планированием; планом работы с родителями);

4. Активизировать родителей к совместной образовательной деятельности с детьми по формированию функциональной грамотности, разработать планы совместных мероприятий.

Качественные показатели проекта:

- повышение педагогической компетенции по вопросам формирования предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования.

- повышение уровня формирования предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования.

- повышение родительской компетентности по теме проекта.

Разработана сезонная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественнонаучной направленности «Юные исследователи», прошла апробацию, размещена в АИС навигатор.

Эффекты внедрения На уровне образовательной организации данная практика была представлена коллективу детского сада в рамках заседания педагогического совета;

На уровне муниципального района проект представили в рамках ассоциации воспитателей.

На региональном уровне, участие в региональной научно-практической Интернет-конференции «Вызовы образования XXI век: функциональная грамотность в системе обновлённого содержания образования» и публикация материалов в сборнике.

Публикации по теме:

Родительское собрание «Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников» Цели: познакомить родителей с приемами формирования у ребенка адекватной самооценки; способствовать проявлению заботы о психическом здоровье.

Активизация самостоятельной познавательной деятельности дошкольников средствами экспериментирования В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы,.

Дидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотностиДидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотности Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности. 1. «Дорого-дёшево» Цель игры: формировать.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Формирование естественнонаучной грамотности «Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности для детей старшего возраста «Монеты для овощного магазина»Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности для детей старшего возраста «Монеты для овощного магазина» Тема: «Монеты для овощного магазина» с использованием РИВ. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие,.

Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 6–7 лет «Реклама русской народной росписи»Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 6–7 лет «Реклама русской народной росписи» Цель: - побуждать интерес к созданию рекламной продукции и проведению рекламной акции на товары своими силами; - закреплять представления.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования
Опубликовано: 17 мая 2023 в 08:28
+162Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Сергеевна Быкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 45.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД