Надежда Сергеевна Быкова
Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт методической практики.
Название методической практики: «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования»
Автор: Быкова Надежда Сергеевна, старший воспитатель МБДОУ «Тевризский детский сад №4». Тевризского муниципального района Омской области.
Раздел Содержание
Резюме практики
Публикация «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2023
«Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
А. А. Леонтьев.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. Главная задача, обозначенная в ФГОС ДО - создание условий для формирования целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования воспитанников. Одно из важных направлений в работе с дошкольниками, развитие познавательной сферы.
Наша задача, педагогов ДОО, научить дошкольников самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, а значит способствовать формированию у него предпосылок естественнонаучной грамотности. Формирование естественнонаучных представлений, является особенно актуальным, т. к. они закладывают у детей дошкольного возраста основу миропонимания.
Однако, в практической работе с детьми, сегодня возникает много проблем и вопросов, связанных с формированием предпосылок естественнонаучной грамотности.
На наш взгляд, становление естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно через включение в образовательный процесс детской деятельности по экспериментированию.
В нашем дошкольном учреждении мы уделяем особое внимание формированию естественнонаучных представлений у детей, т. к. у детей наблюдается неустойчивый познавательный интерес, неумение формулировать выводы, отсутствие самостоятельности в познавательной деятельности, чрезмерное увлечение процессом экспериментирования, а не его результатом.
Описание практики
Цель реализации проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию через опытно - экспериментальную деятельность.
Задачи:
1. Выявить уровень развития профессиональной компетентности педагогов ДОО в области формирования предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования.
2. Развивать педагогическую компетентность родителей в области организации формирования предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования, возможность участия родителей в мероприятиях данного направления.
3. Выявить исходный уровень формирования предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования.
4. Разработать конспекты опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, апробировать их с детьми.
5. Разнообразить развивающую предметно-пространственную среду групповых помещений в соответствии с ФГОС ДО (мини-лаборатория или уголок экспериментирования, исследовательский центр в группе, в хорошо освещенном месте).
6. Разработать критерии эффективности формирования предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования.
7. Выявить уровень сформированности предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования.
Проект в целом, в том числе в разрезе этапов реализации:
1 этап. Подготовительно - проектировочный этап
Содержание, задачи этапа:
Январь- февраль 2022 год.
1. Анализ состояния образовательного процесса в ДОУ с целью определения проблемы формирования предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования
2. Изучение научно-методической литературы, педагогического опыта по формирования предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования.
3. Формирование творческой группы педагогов по реализации проекта, подготовка и разработка методических рекомендаций по формирования предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования.
4. Определение места по формирования предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования в комплексно-тематическом планировании.
5. Организация ресурсного обеспечения проекта.
Ожидаемые результаты:
Готовность педагогического коллектива и родителей к реализации проекта по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования.
Создание для всех участников педагогического процесса психологического комфорта.
2 этап. Практический этап.
Апробация проекта с участием целевой группы
Содержание, задачи этапа: март - ноябрь 2022 год
1. Систематизация, освоение и внедрение в воспитательно-образовательный процесс современных педагогических технологий по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования.
2. Разработка методических рекомендаций.
3. Проведение комплекса мероприятий, направленных на формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования.
4. Формирование позитивного общественного мнения и привлечения педагогической и родительской общественности к деятельности по проекту.
5. Диссеминация результатов работы ДОУ в виде методических рекомендаций, участие в семинарах разного уровня, методических объединениях, мастер-классах, трансляция опыта работы в СМИ.
Ожидаемые результаты:
Положительные тенденции по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования. Постепенное нарастание уровня профессиональных знаний и умений педагогов и родителей в области экспериментирования.
Создание банка методических материалов по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования.
Усовершенствование развивающей предметно-пространственной среды групповых помещений ДОУ.
3 этап. Обобщающий этап
Содержание, задачи этапа: декабрь 2022 год.
1. Анализ, обобщение и оформление результатов проекта.
2. Педагогическая диагностика и самодиагностика по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования.
3. Выводы команды проекта об эффективности использования данного проекта на основе разработанных критериев.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию через опытно - экспериментальную деятельность.
Окончательный вариант системы работы по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования.
Оформление аналитических отчётов проекта.
Описание результатов Основные риски реализации проекта и пути их преодоления:
1. Недостаточное оснащение развивающей предметно-пространственной среды.
2. Неготовность и незаинтересованность педагогов в организации новых способов совместной деятельности с воспитанникам и реализации инновационного проекта.
3. Несоответствие содержания разработанных программ по формированию функциональной грамотности дошкольников, недостаточное методическое обеспечение по данным технологиям.
4. Отсутствие партнёрских отношений с родителями воспитанников, незаинтересованность родителей в совместных творческих проектах.
5. Недостаточное количество педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по формированию функциональной грамотности у дошкольников.
С целью устранения данных трудностей и рисков рекомендуется проводить следующие мероприятия:
1. Повышать уровень развития материальной базы приобретением, изготовления учебно-
методических пособий, игрового оборудования.
2. Повышать квалификацию педагогов через курсы повышения квалификации; проведение консультаций, семинаров-практикумов по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности
3. Разработать методическое обеспечение реализации проекта по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования (с перспективно-тематическим планированием; планом работы с родителями);
4. Активизировать родителей к совместной образовательной деятельности с детьми по формированию функциональной грамотности, разработать планы совместных мероприятий.
Качественные показатели проекта:
- повышение педагогической компетенции по вопросам формирования предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования.
- повышение уровня формирования предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования.
- повышение родительской компетентности по теме проекта.
Разработана сезонная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественнонаучной направленности «Юные исследователи», прошла апробацию, размещена в АИС навигатор.
Эффекты внедрения На уровне образовательной организации данная практика была представлена коллективу детского сада в рамках заседания педагогического совета;
На уровне муниципального района проект представили в рамках ассоциации воспитателей.
На региональном уровне, участие в региональной научно-практической Интернет-конференции «Вызовы образования XXI век: функциональная грамотность в системе обновлённого содержания образования» и публикация материалов в сборнике.