Вероника Фирстова
Детское игровое экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Детское игровое экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
Слайд 2
«Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким - нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде».
М. Монтессори
Слайд 3
Публикация «Детское игровое экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» размещена в разделах
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно абсолютно все! Следовательно, такое «исследовательское» поведение заложено в природе ребенка, но оно было «отодвинуто» особенностями системы образования.
Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых мною в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.
Слайд 4
Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня каждый воспитатель.
Я почувствовала необходимость обучать своих воспитанников нетрадиционными методами, которые бы поддерживали бы познавательный интерес и привели бы их к открытиям. Возможности такого подхода заложены в развивающей системе обучения Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова.
Слайд 5
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности : собственной активности ребенка, полностью определяемою им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Собственная активность детей, так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.
Слайд 6
«Живое» действие с предметами, начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, активное участие в процессе игр при усвоении знаний об окружающем, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно – следственные связи между предметами и взаимодействия с ними, тем самым развивая доказательную сторону своей речи.
Слайд 7
Какие же принципы педагогической деятельности я использую:
• опора на субъектный опыт дошкольников, который используется качестве одного из источников обучения;
• актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков;
• индивидуализация и дифференциация обучения предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов и возможности группы в целом, групп и каждого ребенка в отдельности;
• системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов, а также создание целостности знаний об окружающем мире;
• организация совместной работы педагога и детей, предполагающая планирование, реализацию и оценивание процесса и результата обучения;
• креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей педагога и детей.
Слайд 8
В ходе планирования я обратила внимание, что фактором успешности при реализации идеи экспериментирования является соблюдение следующих психолого – дидактических условий организации учебного процесса:
• учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ребенка, включая опыт его предшествующего обучения;
• изложение знаний педагогом должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ребенка;
• в ходе обучения должно быть постоянное согласование опыта ребенка с содержанием задаваемых знаний;
• активное стимулирование ребенка к деятельности должно обеспечивать ему возможность саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
• учебный материал должен быть организован так, чтобы ребенок имел возможность выбора при выполнении заданий и решений задач;
• необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но и процесса учения, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ребенок, усваивая учебный материал.
Слайд 9
Во время проведения экспериментальной деятельности необходимо насытить предметно – пространственную среду как можно большим количеством дидактического и раздаточного материала; оборудованием для проведения опытов и экспериментов, чтобы ребенок имел возможность манипулировать предметами, пересыпать, переливать, перекладывать, сравнивать, сопоставлять.
Слайд 10
Я, привлекая родителей, практикую и обеспечиваю наблюдение за такими объектами воочию как экскурсии в зоопарки, выставки животных. Если нет такой возможности, то все увидеть своими глазами дети смогут с экрана мультимедийного оборудования, телевизора, интерактивной доски и других инновационных средств. Конечно, не каждое дошкольное учреждение обладает в достаточной степени насыщенной предметно – пространственной средой, но в условиях модернизации дошкольного образования обязано к этому стремится.
Согласитесь, невозможно в век инноваций объяснить ребенку, какие то истины, показывая картинки времен наших бабушек.
Слайд 11
Я хочу вам предложить очень удобную структурно- логическую схему формирования навыков экспериментальной деятельности у младших дошкольников.
Этапы эксперимента Вторая младшая группа Средняя группа
1-й этап (ориентировочный)
Осознание проблемы и формулирование задач. Неозвученное желание. Желание что-то сделать выражают словами. Проявляют любопытство, задают первые вопросы. Задачу формулирует педагог, и дети ее понимают.
2-й этап (прогностический)
Продумывание методики, выслушивание инструкций и рекомендаций, прогнозирование результатов Выполняют простейшие поручения взрослых, предугадывают последствия некоторых своих действий, производимых с предметами. При проведении простейших опытов начинают отвечать на вопрос «Как это делать?», к концу года выполняют инструкции, содержащие два поручения сразу, начинают отвечать на вопрос «Что случится, если мы сделаем это?»
3-й этап (поисково – экспериментальный)
Выполнение работы, выполнение правил безопасности. Работают с помощью педагога, начинают избегать некоторых действий, имевших неприятные последствия в прошлом. Работают вместе с педагогом, начинают предвидеть некоторые последствия своих действий. Реагируют на предупреждения взрослых, если до этого убеждались в их правильности. Контроль со стороны взрослых обязателен.
4-й этап (экспликационный)
Наблюдение результатов, их фиксирование и анализ. Приобретают способность пристально рассматривать объекты и явления. Взрослый должен постоянно привлекать внимание к наблюдаемому объекту. Непрерывное наблюдение длится 1-2 минуты. К концу года начинают использовать готовые формы (фото, картинки).
Запоминают последствия некоторых опытов.
Отвечают на опросы по теме опытов.
Примерное тематическое планирование по экспериментированию во второй младшей группе.
Слайд 12
Слайд 13
Это экспериментирование проводим на прогулке, в совместной деятельности в утреннее или вечернее время в центрах экспериментирования.
Также я включаю проведение опытов и экспериментов в развивающие образовательные ситуации на игровой основе – здесь мы используем серию опытов.
Я хочу вам предложить конкретные темы и опыты с объектами неживой природы.
Слайды 14-23
Слайд 24
И в заключении следует заметить, что результативность экспериментальной деятельности в вашей группе будет зависеть не столько от педагогических технологий, сколько от личности, вашего профессионализма, развития инициативы и творчества, от вашего стремления овладеть достижениями педагогических наук, освоить идеи инновационного опыта.
Слайд 25
Литература:
1. Аджи А. В. «Открытые мероприятия для детей второй младшей группы»
Воронеж «Метода» 2014 г.
2. Марудова Е. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром (экспериментирование)»
Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2013 г.
3. Подгорных О. М. «Формирование целостной картины мира у детей»
Волгоград Издательство «Учитель» 2014 г.
4. Рыжова Л. «Методика детского экспериментирования»
5. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2014 г.