Наталья Хрулева
Проект «Детское экспериментирование, как способ познавательной активности старших дошкольников в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретическое обоснование детского экспериментирования, как способа познавательной активности старших дошкольников в соответствии с ФГОС.
На основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Публикация «Проект „Детское экспериментирование, как способ познавательной активности старших дошкольников в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Стандарт включает в себя требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и т. д.
Организация образовательного пространства образовательной области
«Познавательное развитие» должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой) и т. д.
«Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой» (Н. Н. Поддьяков). Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. Ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Н. Н. Поддъяков выделяет два основных вида ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. Он выступает как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребёнок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий. Ребёнок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.
Эти два вида тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и принимает их как собственные.
И мы воспитатели, и родители хотим видеть своих детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникшие проблемы, самостоятельными. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Модель организации экспериментирования
Этапы проекта :
• Организационный (1 этап) – август
Организация предметно – развивающей среды.
Разработка перспективного планирования.
Подборка опытов с описанием проведения.
• Содержательный (2 этап) – сентябрь - апрель
Реализация перспективного планирования через: НОД, опыты, эксперименты, индивидуальную работу с детьми, самостоятельную экспериментальную деятельность, дидактические игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, видеороликов.
• Результативный (3этап) – май
Анализ, результативность, перспективность проекта.
Целевые ориентиры:
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно – следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет. Знаком с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Тип проекта : долгосрочный
Сроки проведения: 09.2013 г. - 05.2014 г.
Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:
1. Создание центра экспериментально-поисковой деятельности.
2. Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе.
3. Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности.
4. Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.
Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности :
1. Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
2. Самостоятельная деятельность детей.
3. Фронтальные занятия.
4. КВН, развлечения.
5. Наблюдения в природе.
6. Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
7. Беседы по теме эксперимента.
8. Целевая прогулка.
9. Экскурсия.
Структура проведения игры-экспериментирования :
1. Постановка, формулирование проблемы;
2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
3. Проверка гипотезы;
4. Подведение итогов, вывод;
5. Фиксация результатов;
6. Вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
1. внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
2. тайна, сюрприз;
3. мотив помощи;
4. познавательный мотив (почему так)
5. ситуация выбора.
Механизм реализации проекта.
Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе :
Сентябрь
Тема: «Вещество. Камни».
НОД «Камни – цветы земли».
Цель: Познакомить детей с разнообразием камней в природе, их свойствами (песок и соль).
Октябрь
Тема: «Вещество. Вода и ее свойства».
НОД «Вода в природе и в быту».
Цель: Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту. Закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять.
Ноябрь
Тема: «Человек».
НОД «Наши руки».
Цель: Дать понятия о важности человеческой руки. Рука как орган познания, осязания, ощупывает, совершает действия.
Опыты: «Слушай во все уши», «Как мы чувствуем запахи?», «Что можно почувствовать кожей?».
Декабрь
Тема: «Магнит и его свойства».
НОД «Магнит - фокусник».
Цель: Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами.
Опыты: «Магнитные силы», «Мы - фокусники», «Притягиваются - не притягиваются».
Январь
Тема: «Песок и глина».
НОД «Песок и глина».
Цель: Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах глины.
Опыт: «Сравнение свойств песка и глины».
Февраль
Тема: «Воздух и его свойства».
НОД «Воздух - невидимка».
Цель: Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе.
Март
Тема: «Космос. Солнечная система и планеты».
НОД «Солнце, Земля и другие планеты».
Цель: Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Расширять представления о профессии космонавта.
Апрель
Тема: «В мире электричества».
НОД «Электроприборы».
Цель: Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах - материалах не проводящих электричество (дерево, стекло и др.).
Май
Тема: «Свет и цвет».
НОД «Откуда радуга берется?».
Цель: Познакомить детей с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе.
Ресурсное обеспечение проекта.
Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и создан центр экспериментально-поисковой деятельности.
Оборудование и материалы: набор с микроскопом и специальным оборудованием «Юный исследователь» для изучения растений, лупы по количеству детей, пинцеты, пипетки, большие и маленькие пробирки, воронки, чашки «Петри», песочные часы.
Для рассматривания насекомых специальные контейнеры с прозрачными стенками и объективом с увеличительным стеклом для наблюдений.
Природные материалы: учебная коллекция камней, профессиональная коллекция «Камни и минералы», детские коллекции камней и ракушек, мини – музей «Музей камня» с экспозициями : «От горы до песчинки», «Превращения соли», «Рукотворные камни», «Разнообразие камней», «Гора самоцветов» с коллекцией натуральных полудрагоценных камней и минералов, профессиональная коллекция насекомых, панно «Доисторический мир» и т. д.
Сделана подборка художественной и детской научно – популярной литературы: Гурина И. «Как появляется бабочка», «Как появляется лягушка», Пимон М. «Животные», Руссо М. «Дикие животные», Баттерфилд М. «Цветок», Васильева С. «Цветы и деревья», Атлас «Минералы. Сокровища земли», Яхнин Л. «Маленьким детям – обо всем на свете», Балдин В. «Страна динозаврия», Маккорд А. «Доисторическая жизнь» и т. д.
Ожидаемые результаты
• Расширить представления детей о физических свойствах окружающего мира.
• Развить умение наблюдать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по признакам.
• Воспитать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру и к природе родного края.
• Воспитать творческую, самостоятельную личность.
• Сформировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. [Текст]/ Л. Н. Прохорова. -М. ; 2008 г.
2. Бондаренко,Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. [Текст] /Т. М. Бондаренко. - Воронеж; 2004 г.
3. Козлова, С. А. Мой организм. [Текст] /С. А. Козлова. -М. ; 2000 г.