Ирина Лукина
Сообщение из опыта работы «Детское экспериментирование как средство развития познавательной сферы детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной сферы дошкольников происходит в различных формах деятельности человека. Наиболее ярко она проявляется в экспериментировании как деятельности, направленной на самостоятельное познание и исследование объектов окружающего мира.
Публикация «Сообщение из опыта работы „Детское экспериментирование как средство развития познавательной сферы детей“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно всё. Поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности - задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.
Поэтому необходимо с раннего возраста рассказывать детям о материалах, технических устройствах и физических явлениях, с которыми они встречаются дома, на улице, в детском саду.
В процессе экспериментирования дети получают возможность найти ответ на множество интересующих их вопросов: "Почему, "Зачем?", "Как?", "Что будет, если?" почувствовать себя исследователями, учёными.
Китайская пословица гласит: "Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму. " Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром живой и неживой природы. В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, развиваются познавательные способности и личностные качества, такие как самостоятельность и ответственность.
Работая над данной темой, я поставила перед собой задачи:
1. Формировать знания детей о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы.
2. Развивать умения и навыки проведения элементарных опытов с предметами неживой природы.
3. Развивать речь детей, умение логически рассуждать, делать выводы.
4. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Для развития познавательной деятельности детей в нашей группе оборудован уголок экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворять свои исследовательские интересы. Наш уголок постоянно наполняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами. В содержании уголка входит: "центр песка и воды", ёмкости для воды, трубочки для коктейля, совочки и формочки, вертушки и султанчики; природный материал (ракушки, камни, перья, каштаны, жёлуди, семена растений); бросовый материал (губки, щётки, пенопласт, вата, фольга, бумага, ткань, пластмассовые, деревянные, резиновые предметы).Дети, играя в уголке, совершают различные действия с предметами, усваивают сведения о их свойствах, развивают сенсорные способности и любознательность.
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорными признаками предметов или свойства тех или иных объектов окружающего мира. Экспериментирование проходит через все виды деятельности в детском саду. На зарядке ребёнок экспериментирует со своим телом, выполняя упражнения, узнаёт и запоминает строение тела человека, расположение его частей. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром я знакомила детей со свойствами воды, воздуха, и света, во время рисования дети знакомились со свойствами материалов (растворяемость красок в воде, занимаясь лепкой, дети узнавали о качествах пластилина и глины. На занятиях по ознакомлению с природой, я давала детям представление о способах выращивания растений из семян и луковиц.
Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается лишь занятиями. В свободной деятельности я использовала упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы. Так, на прогулке я предлагала детям выяснить почему черви любят дождь, почему снег в группе превращается в воду,определить предмет по издаваемому звуку (шелест листвы похож на шуршание бумаги, шум ручья - переливание воды, стук дождя - на стук пальчиком по металлической поверхности).
Для поддержания интереса к исследовательской деятельности, я с помощью игровых персонажей предлагала детям проблемные ситуации: "Помоги Ушастику починить куклу", "Расскажи Незнайке почему нельзя есть снег", "Давай научим Лунтика сажать лук".
Я старалась вовлекать детей в исследовательскую работу - проведение простейших опытов и экспериментов такие, как: "С кем подружится Капелька?", "Изготовление цветных льдинок", "Где прячутся детки", "Игры с цветными стёклышками", "Музыка или шум", "Волшебные рукавички". Такие опыты чем - то напоминают детям фокусы, они необычны, а главное - дети проделывают их самостоятельно.
Немаловажное значение для развития познавательной сферы детей младшего возраста имеет дидактическая игра. Так, играя с детьми в "Чудесный мешочек", я учила их определять тактильным путём характеристики предметов, в игре "Узнай на вкус" у детей развивались вкусовые анализаторы, через игру "Угадай - ка" дети узнавали о весе предмета, играя в игру "Поймай рыбку" и "Волшебные рукавички", дети знакомились с магнитом и его свойством - притягивать предметы из метала.
Исследовательская деятельность помогает ребёнку логически мыслить, обобщать, делать выводы. Организуя работу с родителями, я уделяла большое внимание детскому экспериментированию как средству познавательного развития. В индивидуальных беседах и консультациях убеждала родителей поощрять стремление ребёнка узнавать новое, самим выяснить непонятное, проявлять творчество. Родители принимают активное участие в обогащении предметно - развивающей среды и развитии любознательности у детей.
Таким образом, утоляя жажду познания маленьких "почемучек" и направляя их деятельность, мы способствуем развитию познавательной активности и исследовательских умений дошкольников в ходе детского экспериментирования.