Папки-передвижки

Сообщение из опыта работы «Детское экспериментирование как средство развития познавательной сферы детей»

Ирина Лукина
Сообщение из опыта работы «Детское экспериментирование как средство развития познавательной сферы детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие познавательной сферы дошкольников происходит в различных формах деятельности человека. Наиболее ярко она проявляется в экспериментировании как деятельности, направленной на самостоятельное познание и исследование объектов окружающего мира.

Публикация «Сообщение из опыта работы „Детское экспериментирование как средство развития познавательной сферы детей“» размещена в разделах

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно всё. Поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности - задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.

Поэтому необходимо с раннего возраста рассказывать детям о материалах, технических устройствах и физических явлениях, с которыми они встречаются дома, на улице, в детском саду.

В процессе экспериментирования дети получают возможность найти ответ на множество интересующих их вопросов: "Почему, "Зачем?", "Как?", "Что будет, если?" почувствовать себя исследователями, учёными.

Китайская пословица гласит: "Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму. " Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром живой и неживой природы. В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, развиваются познавательные способности и личностные качества, такие как самостоятельность и ответственность.

Работая над данной темой, я поставила перед собой задачи:

1. Формировать знания детей о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы.

2. Развивать умения и навыки проведения элементарных опытов с предметами неживой природы.

3. Развивать речь детей, умение логически рассуждать, делать выводы.

4. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Для развития познавательной деятельности детей в нашей группе оборудован уголок экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворять свои исследовательские интересы. Наш уголок постоянно наполняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами. В содержании уголка входит: "центр песка и воды", ёмкости для воды, трубочки для коктейля, совочки и формочки, вертушки и султанчики; природный материал (ракушки, камни, перья, каштаны, жёлуди, семена растений); бросовый материал (губки, щётки, пенопласт, вата, фольга, бумага, ткань, пластмассовые, деревянные, резиновые предметы).Дети, играя в уголке, совершают различные действия с предметами, усваивают сведения о их свойствах, развивают сенсорные способности и любознательность.

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорными признаками предметов или свойства тех или иных объектов окружающего мира. Экспериментирование проходит через все виды деятельности в детском саду. На зарядке ребёнок экспериментирует со своим телом, выполняя упражнения, узнаёт и запоминает строение тела человека, расположение его частей. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром я знакомила детей со свойствами воды, воздуха, и света, во время рисования дети знакомились со свойствами материалов (растворяемость красок в воде, занимаясь лепкой, дети узнавали о качествах пластилина и глины. На занятиях по ознакомлению с природой, я давала детям представление о способах выращивания растений из семян и луковиц.

Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается лишь занятиями. В свободной деятельности я использовала упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы. Так, на прогулке я предлагала детям выяснить почему черви любят дождь, почему снег в группе превращается в воду,определить предмет по издаваемому звуку (шелест листвы похож на шуршание бумаги, шум ручья - переливание воды, стук дождя - на стук пальчиком по металлической поверхности).

Для поддержания интереса к исследовательской деятельности, я с помощью игровых персонажей предлагала детям проблемные ситуации: "Помоги Ушастику починить куклу", "Расскажи Незнайке почему нельзя есть снег", "Давай научим Лунтика сажать лук".

Я старалась вовлекать детей в исследовательскую работу - проведение простейших опытов и экспериментов такие, как: "С кем подружится Капелька?", "Изготовление цветных льдинок", "Где прячутся детки", "Игры с цветными стёклышками", "Музыка или шум", "Волшебные рукавички". Такие опыты чем - то напоминают детям фокусы, они необычны, а главное - дети проделывают их самостоятельно.

Немаловажное значение для развития познавательной сферы детей младшего возраста имеет дидактическая игра. Так, играя с детьми в "Чудесный мешочек", я учила их определять тактильным путём характеристики предметов, в игре "Узнай на вкус" у детей развивались вкусовые анализаторы, через игру "Угадай - ка" дети узнавали о весе предмета, играя в игру "Поймай рыбку" и "Волшебные рукавички", дети знакомились с магнитом и его свойством - притягивать предметы из метала.

Исследовательская деятельность помогает ребёнку логически мыслить, обобщать, делать выводы. Организуя работу с родителями, я уделяла большое внимание детскому экспериментированию как средству познавательного развития. В индивидуальных беседах и консультациях убеждала родителей поощрять стремление ребёнка узнавать новое, самим выяснить непонятное, проявлять творчество. Родители принимают активное участие в обогащении предметно - развивающей среды и развитии любознательности у детей.

Таким образом, утоляя жажду познания маленьких "почемучек" и направляя их деятельность, мы способствуем развитию познавательной активности и исследовательских умений дошкольников в ходе детского экспериментирования.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности ребенка Тема: «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА». Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно.

Детское экспериментирование — средство интеллектуального и творческого развития дошкольников Тема: «Лето яркое, лето разное» Руководители проекта Воспитатель: Навальная Г. И. Воспитатель: Дубовик Е. Н. Базисный компонент Проектная.

Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников (из опыта работы)Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников (из опыта работы) «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками»,.

Дидактическая игра как важнейшее средство успешного развития познавательной сферы дошкольников Консультация для воспитателей ДОУ: "Дидактическая игра – как важнейшее средство успешного развития познавательной сферы дошкольников"..

Мастер-класс «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника» Мастер – класс – демонстрация высокого класса мастерства с воплощенными в жизнь признаками инновационности, отмеченой осмысленностью своего.

Программа по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Старшая разновозрастная группа Актуальность.

Сообщение из опыта работы «Игра как средство развития младших дошкольников» Сообщение из опыта работы на тему: «Игра, как средство развития младших дошкольников». Игра – основная деятельность детей. Силой воображения,.

Сообщение из опыта работы на тему «Построение взаимодействия с семьями воспитанников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Теоретическое сообщение из опыта работы «Психологический аспект социально-личностного развития детей» «Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение» Эрих.

Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей в средней группе как известно, зарождение первичного образа мира происходит в самом раннем детстве благодаря познавательной активности ребенка. На каждом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение из опыта работы «Детское экспериментирование как средство развития познавательной сферы детей»
Опубликовано: 10 августа 2015 в 10:41
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сообщение из опыта работы «Детское экспериментирование как средство развития познавательной сферы детей»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Лукина (УИ 210471) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД