Нина Нетребина
Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментирование и проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Познакомить педагогов с экспериментированием и проектной деятельностью в детском саду и её ролью в развитии познавательной активности детей.
Презентация педагогического опыта
Поисково-исследовательская деятельность зарождается в дошкольном детстве. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование как форма этой деятельности.
Публикация «Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментирование и проектную деятельность» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает.
Вместе с тем детское экспериментирование как форма поисковой деятельности в практике д/с используется еще, не достаточно широко, хотя является важнейшим средством развития таких базисных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность.
Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний.
Детское экспериментирование – стержень любого процесса детского творчества.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего нас мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Для развития познавательной активности детей и поддерживания интереса к экспериментальной деятельности в своей группе я постаралась оформить «уголок экспериментирования». Материалы, находящиеся в «уголке», распределены по разделам:
- приборы – помощники: увеличительные стекла, весы, микроскоп, песочные часы, компас, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы;
- технический материал: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора;
- медицинский материал: пипетки, колбы, мерные ложки, щипцы, деревянные палочки;
- разнообразные коллекции, карточки – схемы проведения опытов, дневники экспериментаторов;
- прочие материалы: воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла.
В ходе своей экспериментальной работы с детьми стараюсь не давать им сразу готовые знания, не предлагаю способы деятельности. Создаю проблемную ситуацию, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.
Эксперименты провожу как индивидуально, так и с группой детей, однократно или в виде циклов (например, цикл эксперимента с водой, с растениями).
При организации экспериментирования особое внимание уделяю предотвращению возможных травм. Дошкольники в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результат своих поступков. Поэтому, предоставляя детям самостоятельность, следует очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности.
Работа по развитию поисково-познавательной деятельности ведется по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представляется несколькими темами:
Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов как приспособлений к окружающей среде).
Выявляем потребность растения в воздухе, пытаемся понять, как происходит процесс дыхания у растений: смазываем одну сторону листа вазелином, наблюдаем и делаем вывод, что те листочки, которые смазаны вазелином с нижней стороны, погибнут.
Наблюдаем за состоянием растений в зависимости от полива и делаем вывод, что растения без воды жить не могут. В феврале проводим цикл опытов «Посев и проращивание семян», «Необходим ли свет растениям?», проверяется скорость таяния снега в зависимости от изменения температуры.
Неживая природа (воздух, вода, почва, звук, свет, электричество). В занимательных опытах и экспериментах выявляем свойства воды: прозрачная, не имеет формы, не имеет запаха, не имеет вкуса. Пытаемся обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи полиэтиленового пакета, соломинки и банки с водой, резиновой груши и других предметов. Выявляем материалы, которые взаимодействуют с магнитами, дети пытаются выявить свойства магнита.
Много интересных опытов можно провести со снегом и льдом, например «Защитные свойства снега»: вода в трех бутылках зарывается в снег на разной глубине, где вода быстрее замерзнет и почему? Нравятся детям проводить опыты с песком: как можно сделать песчаный конус? Получатся ли тоннели из сухого песка?
Человек. Представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки, нос определять запах, пальцы – определять форму, структуру поверхности, язык – определять на вкус).
Для поддержания интереса рекомендуется использовать игровой сюжет, проблемные ситуации, использование сказочных героев. В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями.
Осуществлять поиск знаний, анализ реальных факторов, соотносить их с выдвинутыми предположениями, делать выводы.
Одним из перспективных методов обучения и воспитания на основе современных новых интегрированных технологий является метод проектной деятельности.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.
Чтобы активность не ослабевала, наряду с ясными, отчетливыми знаниями должна оставаться «зона неопределенных».
Пусть дети самостоятельно ищут решения поставленных перед ними задач, пробуют, экспериментируют, ошибаются и получают неожиданный ответ на свои вопросы.
Работа строится на основе технологий авторов Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников», Л. С. Киселевой «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». Данные образовательные технологии проектной исследовательской деятельности дошкольников охватывают дошкольный возраст (от 3 до 7 лет, с учетом сенситивных периодов каждой возрастной ступени, включающие разные виды проектов по срокам реализации, содержанию тематике, количеству и категории участников.
Для работы по этой проблеме мною была поставлена Цель: «Развивать познавательную активность дошкольников посредством включения их в проектную деятельность.
В работе над проектами использовала разные возрастные группы.
Одним из мини – проектов стал проект «Покормите птиц зимой».
Дети вместе с родителями рисовали, делали из пластилина птичек, составляли рассказ о них. Дети многое узнали на непосредственно - образовательной деятельности в детском саду, но и у родителей узнали много нового и поучительного. Итогом проекта стало изготовление родителями кормушек для птиц, скворечника.
Когда шла подготовка к утреннику, посвящённому Женскому дню «8 Марта» выяснилось, что не которые дети не знают, как зовут их бабушек, называют их по имени. В связи с этим перед детьми была поставлена цель, выяснить фамилию, имя, отчество бабушек. Где они работают и кем. Так же детьми было нарисовано приглашение бабушке на утренник. А родителям предложили испечь сладости и пригласили всех на чаепитие. Во - время чаепития дети рассказали своё домашнее задание. Все, и родители, и бабушки, и дети были довольны мероприятием. Что позволило ещё больше сплотить коллектив родителей и воспитателей, а детям расширило знания о своей семье.
Наряду с развитием познавательной активности, происходит и воспитание нравственно - патриотических чувств детей. В проекте «Защитники Отечества» дети проявили интерес и положительную динамику любви и гордости за Родину, Российскую армию. Этому способствовала большая подготовительная работа. Подбор материала, пополнение развивающей среды материалами по темам: «Российская армия», герои ВОВ, памятники нашего района. Вовлечение родителей, педагогов ДОУ в педагогический процесс группы по реализации проекта.
Проведена непосредственно –образовательная деятельность по теме: «Защитники Отечества». Были организованы беседы, чтение художественной литературы о защитниках Отечества. Организованы сюжетно - ролевые, дидактические игры о Российской армии. Очень взволновала детей экскурсия и возложение цветов к памятнику погибшим воинам ВОВ. Организована тематическая встреча с солдатом, служившим в Российской армии.
С особой гордостью дети готовились к празднику, заучивали стихи, песни о папах. Под музыку военных лет дети вырезали эмблемы, клеили бескозырки.
Анализируя результаты проведённой работы можно сделать вывод, что метод проектов в детском саду, позволил улучшить динамику формирования познавательной активности детей. Дети стали активнее, увереннее, начали добиваться поставленной цели.
Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию.