Марина Валерьевна Жижикина
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА».
Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях, у него возникает очень много вопросов, на которые он хочет получить ответы.
А передо мной встала проблема:
-Как обуздать кипучую энергию и неуёмную любознательность ребёнка?
-Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира?
-Как способствовать развитию творческого начала ребёнка?
Старший дошкольный возраст –самоценный этап
Публикация «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности ребенка» размещена в разделах
развития познавательной активности ребенка, под
которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно
со взрослым под его тактичным руководством.
Экспериментирование является одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира. Основываясь на практику, утверждаю, что дети очень любят экспериментировать. Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им.
Детское экспериментирование –метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Это объясняется тем, что дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Проанализировав работу по познавательной активности детей, я заметила, что дети часто бывают пассивны, с трудом сопоставляют различные факты, выдвигают гипотезы, делают выводы. Поэтому, проблема разработки системы мероприятий по организации экспериментирования для меня стала актуальной. Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Приступая к работе с детьми в этом направлении, я поставила перед собой следующую цель: Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности.
Исходя из цели, поставила задачи.
1. развитие познавательных способностей
2. развитие творческого воображения и мышления
3. развитие коммуникативных навыков.
На начальном этапе я изучила методическую литературу:
1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников». Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ». Москва, 2013г.
2. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом». Опыты и эксперименты для дошкольников. Творческий Центр СФЕРА, Москва 2013.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2003.
4. Интернет- ресурсы
На 2-м этапе я мониторинг личностных качеств детей, их индивидуальных возможностей, провела диагностику знаний детей о живой и неживой природе, о различных материалах и их свойствах. Диагностику я проводила дважды в год, чтобы можно было корректировать планы работы, отслеживать уровень усвоения материала, и пополнять среду в связи с потребностями детей.
На 3-м этапе – Для решения поставленных задач мною в группе создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. В уголке представлены все материалы для исследования, Он постоянно пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей. Здесь же находятся дневники наблюдений, условные символы, алгоритмы для проведения опытов, познавательная литература и различные макеты.
Четвертым этапом моей работы стало составление перспективных планов работы с детьми по экспериментальной деятельности. Реализацию поставленных перед собой задач, я осуществляю в непосредственно образовательной деятельности, во время самостоятельной деятельности детей в пространственной среде группы (работа с магнитами, вертушками, игры с шарами, мыльными пузырями, во время наблюдений за объектами или явлениями природы на прогулке, организации досуга с проведением интересных опытов.
Эксперименты я подбираю самые разнообразные, но самое главное - они интересные и привлекательные для моих почемучек, а также они соответствуют их возрасту. Это запланированные эксперименты, которые требуют от меня определения текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования. Случайные эксперименты, которые проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. Сравнительные эксперименты, позволяющие мне научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений. Обобщающие эксперименты, проводимые после проведения цикла опытов по изучению разных объектов.
Основной этап, это вся моя работа с детьми развитию познавательной активности средствами экспериментирования. По содержанию я делю все опыты на 3 группы. Живая природа (функции частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений).
Следующий этап – работа по популяризации детского экспериментирования в семье. Наряду с работой с детьми продумала и работу с родителями. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Для просвещения родителей я провожу консультации, практические занятия, памятки, привлекаю к созданию энциклопедий, фотоальбомов. Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, я рекомендую и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. Многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи. Кроме этого, родители помогают нам в оформлении разнообразных коллекций, экспонаты к которым они собирают во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.
От того, насколько увлечён нововведением сам педагог, как грамотно и тактично сможет руководить исследовательской деятельностью дошкольников, будет зависеть успех внедрения его опыта в практику детского сада. Для развития метода детского экспериментирования в ДОУ постоянно обобщаю опыт своей работы по внедрению детского экспериментировании,я как средства развития познавательной активности на педагогических советах, в сетевых сообществах интернета.
Мастер-класс «экспериментально- поисковая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»
Рекомендации «содержание экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Открытое занятие «Куда спрятался воздух»
Консультация «Научите детей любить природу»
Результатом моей работы по внедрению экспериментирования стало то, что у нас группе проведение экспериментов стало нормой жизни, мы их рассматриваем не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов.
Перед вами диаграмма, которая показывает повышение познавательного и интеллектуального развития детей, развития речи в результате применения экспериментирования, то есть эффективность моей работы.
Проведя такую большую работу я сделала такой вывод:
Использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.