Ирина Ефременко
Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
Моей любимой темой уже 5 лет является экспериментирование, потому что я очень хочу видеть своих детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникшие проблемы, самостоятельно. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Публикация «Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Актуальность этой проблемы подчеркивают и исследователи, и практические работники. Но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения. Этим и обосновывается актуальность выбранной темы.
Приступая к работе с детьми в этом направлении, я поставила перед собой следующую цель: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Из ходя из цели, поставила задачи.
Задачи:
- сформировать у детей представления об окружающей среде;
- развивать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать собственный познавательный опыт при использовании наглядных средств (символов, моделей);
- поддержать у детей самостоятельность при проведении опытов.
Моя работа строилась поэтапно.
На 1-м этапе –изучила литературу по теме, сделала обзор в интернете по теме, познакомилась с книгой Е. А. Мартыновой «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет».
На2-м изучала личностные качества детей, их индивидуальные возможности.
На 3-м этапе- организовала с помощью родителей предметно – развивающую среду -это создание уголка для экспериментирования. Разработала план работы с семьёй
На 4-й этапе -разработала проект парциальной программы «Мы исследователи», изготовила дидактический материал по экологии: карточки-схемы, модели, серии опытов, также разработала проекты, конспекты занятий с элементами экспериментирования.
Программа «Мы исследователи» содержит разделы: 1 «Живая природа»(функции частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются, значение растений. Хлеб, молоко)
2. «Неживая природа». Это цикл опытов «Волшебница –вода», «Песок», «Неведимка-воздух», «Свет и цвет», «Удивительные камни».
3. «Мир материалов» Это знакомство с магнитом, металлом, со свойствами бумаги и ткани.
5-й этап- основной, это вся моя работа с детьми по развитию познавательной активности средствами экспериментирования.
А для отслеживания результатов овладения детьми экспериментальной деятельностью использую диагностики,уже существующие в дошкольной педагогике.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности мы с помощью родителей оборудовали и оснастили уголок экспериментирования.
В уголке экспериментирования у нас есть стол, вода-песок, приборы- увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы, природный материал, различные виды бумаги, медицинские материалы, утилизированный материал, прочие материалы.
Мини-лаборатория пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей. Здесь же находятся дневники наблюдений, схемы, алгоритмы для проведения опытов, познавательная литература. Постоянным руководителем нашей мини-лаборатории является персонаж-кукла «Дед Зная». Введение сказочного персонажа превращает занятие в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию.
Реализацию поставленных перед собой задач я осуществляю в трех основных формах:
-экспериментальную деятельность, организованную педагогом;
-познавательные занятия с элементами экспериментирования;
- демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
- долгосрочные наблюдения-эксперименты
Познавательные занятия с элементами экспериментирования провожу, раз в неделю по 25-30 минут, но если у детей интерес к работе велик, то мы продолжаем сверх запланированного времени.
Одноизнаправленийдетскойэкспериментальнойдеятельности,которое я активно использую — это опыты. Они проводятся как на занятиях, так ивсвободнойдеятельности. А опыты напоминают детям «Фокусы», они необычны, а главное – дети все проделываю сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.
Опыты я подбираю простые для выполнения, но некоторые из них требуют специального оборудования и материалов.
Ворганизацииипроведенииопытов выделяю несколько этапов: 1. Постановка проблемы (задачи). 2. Поискпутейрешенияпроблемы. 3. Проведение опытов. 4. Фиксация наблюдений. 5. Обсуждениерезультатовиформулировка выводов.
Были проведены такие занятий как «Мыло-фокусник», «Удивительный магнит», «Чудо-картошечка»,«Волшебница - вода», «Почему стучит крышка у чайника», и многие другие. После экспериментов не упускаю воспитательные моменты - дети самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почисть и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).
Важным моментом для детей является то, что все предлагаемые материалы интересно обыгрываются. Так, например, в группу приходит веселый Петрушка и приносит волшебную коробку с запахами, предлагает детям определить каждый из них: запах весны, лета, фруктов, или трав и т. д. Для этого была сделана дидактическая игра «Запах, вкус, свет, звук». Игра содержи 4 секции: «Свет» «Запах», «Вкус», «Звук» Можно использовать сразу 4 секции при знакомстве детей сразу с несколькими органами чувств: глаза - зрение, уши - слух, язык - вкус, нос - обоняние. Также отдельные секции, по-разному их комбинируя.
Так же используем «Чудо-коробку», поместив туда предмет, имеющий непосредственное отношение к обсуждаемой теме.
На прогулках проводим случайные эксперименты, которые специальной подготовки не требуют, когда дети увидели что-то интересно в природе.
Стараюсь не отвечать на детские вопросы, а предлагаю самому понаблюдать и найти ответ.
Все наблюдения в природе мы заносим в календарь «погода», где дети отмечают каждодневные ее изменения с помощью символов (тучи, солнце, град и пр.)
Интересно проходят совместные занятия с родителями и детьми «Хлеб всему голова», «Капустные посиделки», «Рисуем пластилином», «Удивительный магнит». Проводила родительские собрания на темы «Растим почемучек», Как поддерживать интерес у детей к экспериментированию» и тд.
У детей появилось желание экспериментировать дома : они исследовали различные предметы быта, их действие (замораживали воду в холодильнике, клали лед на батарею, испытывали действие магнита на книгу и т. д.) . Ход и результаты домашних экспериментов дети зарисовывали в своих тетрадях.
Положительный результат проводимой работы показала диагностика предпочитаемого вида деятельности по методике Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности».
Уверена, что мои воспитанники, благодаря проведению несложных опытов, вырастут здоровыми, инициативными, думающими, творческими людьми, так как, я развиваю у моих ребят любознательность, тренирую ум. Дети учатся сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, а ведь это так пригодится им при обучении в школе.
Это всё – эксперименты –
Интересные моменты!
Всё, всё, всё хотим узнать!
Нужно всё зарисовать!
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился?
Удивляемся всему:
Как? Зачем? И почему?