Роза Льянова
«Алфавит» Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Алфавит
Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
Цель: Уточнение представлений о звуках и буквах алфавита, закрепление обозначения звуков и звукового анализа слова.
Задачи
Образовательные :
-Закреплять знания о звуках и буквах;
-совершенствовать умение различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, упражнять в обозначении звуков;
- продолжать учить проводить звуковой анализ слов.
Публикация «„Алфавит“ Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной к школе группе,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивающая: развивать фонематический слух, речь, память, зрительное восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво и правильно;
- формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Предварительная работа: дидактические игры «Почтальон», «Буквы- непоседы», упражнение сл звуковыми домиками.
Оборудование: ноутбук, подзорная труба, магнитная доска, красный домик для гласных звуков, синий – для согласных, карточки (синяя, зеленая, красная, карточки со слогами «добро-та», предметные картинки, счетные палочки, звуковые домики, листки с задание, аудиозапись песни из к/ф «Про Красную Шапочку».
Дети стоят около воспитателя.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости.
Добрый день! – они нам скажут,
Добрый день! – ответим мы.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Чтобы наши гости побольше о нас узнали, я принесла подзорную трубу, но она не обычная, а какая?
Дети: Волшебная!
Воспитатель: А в чем ее волшебство?
Дети: Когда смотришь в нее на человека, видишь в нем только хорошее.
Воспитатель: Кто из вас хочет в нее посмотреть?
Дети по очереди смотрят в подзорную трубу и отмечают положительные черты своих сверстников.
Ребята, я же совсем забыла, у меня для вас есть необычное письмо.
Дети садятся на места.
Я нашла его утром у дверей нашей группы. Сейчас посмотрим от кого оно… На конверте написано от Магомеда, Хадиджы, Алии, Абдуллы. (Эти дети ушли в школу из нашей группы год назад).
«Здравствуйте, дорогие друзья! У нас все хорошо, нам очень нравится учиться в школе, появилось много хороших друзей. Мы стараемся учиться на «4» и «5», а еще в школе очень важно быть добрым, чтобы у вас было много друзей. Знаем, что вы тоже скоро пойдете в школу и приготовили в конверте для вас интересные задания. Мы хотим проверить, хорошо ли вы знаете звуки и буквы. Когда вы найдете задания и выполните их, вас ждет сюрприз. Удачи вам и успехов, до встречи».
А вот и задания для нас, но прежде чем выполнить их, давайте вспомним, чем отличаются буквы от звуков?
1-й ребенок. Буквы мы видим, можем их нарисовать и прочитать, а звуки - слышим и произносим.
Воспитатель: А какие звуки мы знаем?
2-й ребенок. Звуки бывают гласные и согласные.
Воспитатель: Согласные звуки бывают какие?
3-й ребенок: Согласные звуки бывают мягкие и твердые.
Воспитатель: Каким цветом обозначают гласные звуки?
4-й ребенок: Гласные звуки обозначают красным цветом.
Воспитатель: Каким цветом обозначают мягкие согласные звуки?
1-й ребенок: Мягкие согласные звуки обозначают зеленым цветом.
Воспитатель: Каким цветом обозначают твердые согласные звуки?
2-й ребенок: Твердые согласные звуки обозначают синим цветом.
Воспитатель: Чем гласные звуки отличаются от согласных?
3-й ребенок: Гласные поются и тянутся, а согласные – нет.
Воспитатель: Первое задание. Я показываю вам картинку с предметом, а вы произносите первый звук в названии этого предмета: хлеб, арбуз, тарелка, небо, диван, качели.
Дети выполняют.
Молодцы, хорошо справились с заданием. Смотрите, что я нашла в конверте: карточку со слогом «та». Может, это какая-то подсказка?
Воспитатель прикрепляет эту карточку на магнитную доску.
Второе задание: Я называю вам слово, которое начинается с твердого согласного звука, а вы должны придумать слово на этот же согласный, но мягкий: мама, лошадь, рыба, кошка.
1-й ребенок: Мята, миска, мишка…
2-й ребенок: Лимон, люстра, лейка…
3-й ребенок: Резинка, рябина, рис…
4-й ребенок: Кепка, кино, кекс…
Воспитатель: Какой буквой мы обозначаем звуки [л] и [л’]? Выложите с помощью счетных палочек эту букву. Какой буквой мы обозначаем звуки [к] и [к’]? Выложите с помощью палочек эту букву.
Дети выполняют.
И на этот раз вам удалось выполнить задание.
Воспитатель достает карточку со слогом «до».
Чтобы нам немного отдохнуть и поднять настроение, одна очень добрая девочка приглашает нас прогуляться вместе с ней по самому жаркому материку нашей Земли – Африке.
Физкультминутка.
Звучит отрывок из «Песни Красной Шапочки» (муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Кима) из к/ф «Про Красную шапочку».
Если долго, долго, долго,
(дети шагают на месте)
Если долго по тропинке,
Если долго по дорожке,
(шагают вокруг себя)
Топать, ехать и бежать,
То, пожалуй, то, конечно,
(ноги на ширине плеч, руки на поясе, выполняют наклоны вправо-влево)
То, наверно-верно-верно,
То, возможно-можно-можно,
(прикладывают по очереди ладони «козырьком» ко лбу, всматриваются вдаль)
Можно в Африку прийти.
А-а, в Африке реки
Вот такой ширины.
(дети разводят руки в стороне)
А-а, в Африке горы
Вот такой вышины.
(поднимают руки вверх, встают на носочки)
А-а, крокодилы, бегемоты,
(Имитируют движения зверей)
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зелёный попугай.
Если только, только, только,
(выполняют круговые движения плечами вперед, назад)
Если только на дорожке,
Если только на тропинке,
Встречу я кого-нибудь.
То, тому, кого я встречу,
(выполняют круговые движения плечами вперед, назад)
Даже зверю, верю, верю,
Не забуду, буду, буду,
Буду здрасьте говорить.
(руки поднимают вверх)
А-а, в Африке реки
Вот такой ширины.
(разводят руки в стороны)
А-а, в Африке горы
Вот такой вышины.
(Поднимают руки вверх, встают на носочки)
А-а, крокодилы, бегемоты,
(имитируют движения зверей)
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зелёный попугай!
Давайте посмотрим, какие еще задания приготовили нам ребята.
У каждого ребенка на столе лежат домики и квадратики трех цветов, обозначающие звуки.
Вам надо составить схему слов «лук» и «лес». Двое из вас выполнят это задание у доски, а мы потом вместе проверим.
Дети выполняют.
Проверяем.
1-й ребенок: В слове «лук» первый звук [л] - твердый согласный, второй звук [у] - гласный, третий звук [к] - твердый согласный.
2-й ребенок: В слове лес первый звук [л] - мягкий согласный, второй звук [е] - гласный, третий звук [с] - твердый согласный.
Воспитатель: Молодцы,а теперь выполним четвертое задание. Но для начала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
В школу осенью пойду.
Там друзей себе найду,
(Дети “шагают” пальчиками по столу.)
Научусь писать, читать,
Быстро, правильно считать.
(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Я таким ученым буду!
Но свой садик не забуду.
(Грозят указательным пальчиком правой руки.)
Воспитатель: На столе у вас листочки с заданиями. Все буквы перевернулись. Вам надо узнать перевернутые буквы и написать их правильно.
Дети выполняют.
Ну вот все задания мы с вами выполнили успешно, а вот и последняя карточка, со слогом «бро». Что же за слово у нас получилось?
Дети: Доброта.
Воспитатель: Правильно. Как вы думаете, почему ребята вместе с заданиями прислали нам это слово?
Дети: Надо быть добрым человеком, чтобы у тебя было много друзей, помогать другим людям, и тогда они тоже будут делать тебе доброю
Воспитатель: Правильно. Есть такая пословица: «Ласковое слово – что весенний день». Чтобы радость людям дарить, надо очень добрым быть.
В каждом из нас есть маленькое солнышко – доброта. Добрый человек помогает людям, а любовь и помощь согревают, как солнце. Вот и ребята, которые прислали вам письмо, прислали частичку своей доброты в виде этих солнышек – смайликов. Глядя на них, хочется улыбаться и дарить другим людям только добро.
Ребята, вы все молодцы! Что вам запомнилось больше всего? как вы думаете, все ли у вас получилось? Может, какое-то задание вызвало затруднение? Что нового для себя вы узнали?
Дети отвечают.
Спасибо нашим гостям и вам, ребята.