Анна Келл
Итоговая совместно-образовательная деятельность детей по обучению грамоте в средней группе «В гостях у Незнайки»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание : Закреплять умение интонационного выделения звука в слове. Развивать умение определять 1-й звук в слове, находить положение звука в слове. Различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. Называть слова с заданным звуком «р-р’». Освоение действия словесного деления слов на части.
Оборудование: звуковые часы, карточки с предметными картинками.
Ход:
Публикация «Итоговая совместно-образовательная деятельность детей по обучению грамоте в средней группе „В гостях у Незнайки“» размещена в разделах
1. В гости к детям приходит Незнайка. Воспитатель говорит, что Незнайка написал Зайке письмо в стихах, но в некоторых словах он пропустил один звук, просит отгадать, какие слова он хотел написать и где пропущен звук – в начале, в середине или в конце. Показывает детям карточку с полоской – звук
Дидактическая игра «Какой звук пропал в слове»
- Написал письмо я Зайке,
Но забыл приклеить …арки (марки)
-Какое слово хотел написать Незнайка? Какой звук пропущен? Где он находится в слове? Покажите карточку, где находится это звук (в начале слова).
-Своей младшей дочке Тосе заплетала мама …осы (косы).
-Нам темно, мы просим папу, чтоб включил по ярче ла…пу (лампу).
-Серый вол, голодный, злой, бродит по лесу зимой. (волк)
-На арену вышли …игры (тигры, мы от страха все притихли.
-прыгал птенчик по дорожке и клевал большие к…ошки (крошки).
2. Затем Незнайка читает детям двустишия и просит их найти сходные по звучанию слова и определить «старший» или «младший братец» 1-й звук в этих словах.
- Убежала в норку м ы ш к а (звук М звучит твердо, спать залег в берлогу м и ш к а (звук М’ звучит мягко)/
- Мальчик мал, но очень м и л, он водичкой руки м ы л.
- Аист, аист – длинный н о с, ты куда лягушку н е с.
- Мы открыли в погреб л ю к и достали горький л у к.
- Коля был сегодня р а д, не подвел свой первый р я д.
3. Дидактическая игра «Звуковые часы с картинками». Незнайка просит детей найти и показать короткой стрелочкой короткие слова, длинной стрелочкой – длинные слова и назвать их.
Лес, ли-са, ма-ши-на, дом, ко-ро-ва, ре-ка.
4. Незнайка просит детей отгадать, с какого звука начинается его имя (Н’)
Дидактическая игра «Назови слова со звуком Н и Н’». Игра с мячом.
Ответы детей : нос, насос, нора, нога – твердый звук; небо, Нина, конь, Соня, мяч – мягкий звук.
5. Незнайка немного устал и предлагает ребятам сделать физ. минутку (на дыхание). Незнайка показывает детям две картинки. На них нарисованы большой и маленький насос. Спрашивает, чем они отличаются. Упражнение «Насос».
- Ребята, вы любите кататься на велосипеде. Давайте покатаемся. Пока ваши велосипеды стояли, шины немного спустили. Надо их накачать. Возьмем насос и будем накачивать шину. (Дети подражают действию насоса, накачивают шины, длительно произнося твердо звук –с-с-с-с-с).
- Поехали! (Дети имитируют ногами вращение педалей).
– Ребята, посмотрите, маленькая девочка (кукла) плачет. У ее велосипеда тоже спущены колеса, а она не умеет их накачивать. Давайте ей поможем. Но у нее совсем маленький трехколесный велосипед и для него нужен какой насос? (маленький). А как работает маленький насос? (С’-с’-с’-с’-с’). Дети поочередно накачивают шины маленьким насосом, произнося звук с’-с’-с’-с’.
6. Незнайка : - Ну вот и отдохнули. Теперь пора и за работу. Я решил построить дом и мне нужны помощники
Дидактическая игра «Достроим дом». Незнайка на листе бумаги рисует часть дома (стены). Детям предлагается «достроить дом», т. е. дорисовать детали дома, но только лишь те, в названии которых есть звук Р. Каждый играющий после удачно названного слова получает фишку, чтобы в конце игры определить победителя.
- Назвать слова для постройки дома со звуком Р, Р’ (бревна, кирпичи, труба, дверь и т. д.)
- Обставить дом внутри (кровать, кресло, трюмо, табурет, картина и т. д.)
- Затем «благоустроить» дом (рисуют забор, дорожку, ворота и т. д.)
- Посадить деревья и кусты в названии которых есть звук Р (береза, кедр, рябина, боярышник, смородина, груша, ранет)
- В огороде на грядках вырастить овощи со звуком Р, Р’ (морковь, картофель, репа, помидор, огурец и т. д.)
В конце Незнайка называет победителей, тех кто больше всех помог ему (тех кто больше всех назвал слов). А также благодарит всех ребят за помощь.
7. Незнайка : - Ребята, я хочу пригласить в такой красивый дом на новоселье своих друзей и мне надо отправить им телеграмму.
Игра «Телеграф». Дети измеряют протяженность 1-2-3-х сложных слов, прохлопывают слова.
- Кот – один хлопок. Сколько раз хлопнули? (один) Сколько частей в слове? (1часть) и т. д.
Ли-са, ко-за, во-ро-на, со-ро-ка, дом, зай-ка.
8. Незнайка : - Ну вот, ребята, пора прощаться и давайте на память о нашей встрече сфотографируемся. Фото на память.
Литература:
1. Г. А. Тумакова. Методическое руководство к учебно-наглядному пособию «Звучащее слово». – М; Просвещение,1999.
2. Н. В. Новоторцева. Популярное пособие по развитию речи. – Ярославль; Академия развития, 2000.
3. 365 развивающих игр и занятий для детей/ авт. -сост. Л. А. Венгер. – М. : Издательский дом Гелиос, 2008.