Ольга Арсентьева
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
для детей с задержкой психического развития «Заветный ключ»
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- продолжать учить давать характеристику звукам;
- продолжать учить последовательно выделять звуки в односложных словах;
- учить выполнять условно – графическую схему звукового состава слова;
- закреплять умение дифференцировать «гласные» и «согласные» звуки, вспомнить символы гласных и согласных;
- закреплять слоговой анализ слов;
Темочки:
- ЗПР, задержка психического развития. Конспекты
- ЗПР. Задержка психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Подготовительная группа
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать фонематическое восприятие;
- совершенствовать навыки связной речи;
- развивать грамматический строй речи;
- закреплять названия деревьев;
- развивать общую и мелкую моторики;
- развивать пространственные представления;
- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение;
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать эмоциональную адекватность, положительную установку на участие в занятии;
- развивать интерес к сказкам, сказочным героям;
- формировать умение взаимодействовать в коллективе и решать проблемные ситуации;
Словарная работа: карта, сундук, сверток, «Айболит», «Кот в сапогах», пара.
Подготовка педагога к образовательной деятельности:
Изучила пособие Морозовой И. А., Пушкаревой М. А. «Подготовка к обучению грамоте : Конспекты занятий : 6-7 лет», использовала интернет-ресурсы при подготовке к НОД;
Составила конспект организованной образовательной деятельности на тему «Заветный ключ!»
Подготовила пособия для проведения ООД (обучающие дощечки, дом для звуков, картинки)
Предшествующая работа с детьми:
Развитие фонематического восприятия, закрепление понятий «гласный звук», «согласный звук», «твердый», «мягкий», «звонкий», «глухой», закрепление умения делить слова на части, выполнять звуковой анализ слов, давать характеристику звукам.
Материалы и оборудование:
Сундук, карта, пособие «Дом для звуков», картинки «Кот в сапогах», «Совушка», «Айболит», «Волк», пособие «Обучающие дощечки – слоговой анализ», картинки «ель», «клен», «дубы», «ива», «рябина», «береза», пособие «Обучающие дощечки – звуковой анализ», картинка «сосны», разрезные картинки «сосна», ключ.
Методы и приемы:
1. Сюрпризный момент: сундук.
2. Проблемная ситуация: отыскать ключ, чтобы открыть сундук.
3. Отправление в путешествие по карте.
4. Игра «Сказочная избушка».
5. Продолжение пути по карте.
6. Игра «Заколдованный лес».
7. Продолжение пути по карте.
8. Физминутка «Вместе с Буратино».
9. Игра «Магическая дощечка»
10. Игра «Поляна чудесных превращений».
11. Получение ключа.
12. Оценка и поощрение.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
1. Вводная часть
Деф. : Ребята, посмотрите вокруг, вы заметили что-нибудь необычное в группе?
Дети: Сундучок!
Деф. : Попробуйте его открыть (у детей не получается). Что же нужно, чтобы открыть сундук?
Дети: Ключ!
Деф. : Ключа нигде нет. Но я заметила рядом с сундучком лист бумаги. Скажите, что с ним не так? На что похож этот сверток, как вы думаете?
Дети: он не целый, это его часть.
Дети: На карту!
Деф. : Верно! Эта часть карты показывает начало нашего пути к ключу. Когда соберем все части карты, найдем дорогу к ключику. А чтобы найти вторую часть карты, посмотрите на карту, скажите, где мы сейчас находимся?
Дети: Мы стоим возле сундучка.
Деф. : Ты прав. Куда ведет нас дорога?
Дети: Сначала прямо к грибу, затем поворачивает налево и ведет к цветочку.
Деф. : Вставайте друг за другом и пройдите по дороге.
Карта привела нас к Сказочной избушке. Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики.
2. Основная часть.
1) «Сказочная избушка»
Деф. : Если догадаемся, какие сказочные герои живут в этой избушке, то получим вторую часть карты и продолжим путь. Посмотрите, какого цвета огонек загорелся в избушке.
Дети: Красного!
Деф. : Какие звуки мы обозначаем красным цветом?
Дети: Гласные!
Деф. : Какие звуки называем гласными?
Дети: гласные – это звуки, которые можно пропеть и протянуть, воздух проходит свободно.
Деф. : Молодцы, в избушке живут сказочные герои, в названии которых первый звук – гласный.
Выберите сказочных героев, в названии которых первый звук – гласный.
Перед детьми лежат картинки: Айболит, Волк, Кот в сапогах, Ослик.
Деф. : Дима, какой сказочный герой стоит в начале? Никита, какой сказочный герой стоит в конце?
Катя, какие сказочные герои стоят в середине?
Никита, как ты думаешь, какой сказочный герой живет в избушке?
Дети: Айболит!
Деф. : Почему ты так решил?
Дети: Первый звук в слове «Айболит» - звук [а], он гласный.
Деф. : Молодец! Володя, есть еще подходящие нам герои?
Дети: Ослик, потому что в слове «ослик» первый звук – [о]
Деф. : Хорошо! Какие герои остались?
Дети: Волк, Кот в сапогах!
Деф. : А эти герои будут жить в избушке?
Дети: Нет, потому что первый звук в названиях – согласный.
Деф. : Вот мы и справились с этим испытанием, а вот и вторая часть карты!
Деф. : Володя, как узнать, куда нам нужно двигаться?
Дети: Нужно посмотреть на карту.
Дефектолог отдает вторую часть карты детям: Куда ведет нас дорога?
Дети: Сначала к пеньку, потом поворачиваем и идем к листику.
Деф. : Вставайте друг за другом и отправляйтесь в путь.
2) Игра «Заколдованный лес»
Деф. : Ребята, мы пришли к заколдованному лесу, пройдем его и получим третью часть карты! Посмотрите на картинки на дощечке. Дима, назови картинку в левом верхнем углу (липа). Володя, назови картинку в нижнем правом углу (береза). Катя, назови картинку в правом верхнем углу (дубы). Никита С., какая картинка в нижнем левом углу? (ель) Никита Ч., назови картинку между липой и елью? (рябина) Дима, какая картинка стоит между дубами и березой? (ива). Молодцы!
Как назовем эти картинки одним словом? Как ты думаешь, Катя?
Дети: Это деревья!
Деф. : У каждой картинки есть пара ( уточняется: пара- это сколько предметов). Но картинки потеряли свою пару, соедините, пожалуйста, деревья, в которых одинаковое количество частей. Помогите картинкам найти свою пару!
Дима, посчитай, сколько частей в слове «дубы»? (при необходимости, дефектолог отхлопывает слово вместе с детьми)
Дети: В слове «дубы» две части.
Деф. : Катя, ты согласна с Димой? Никита, как ты думаешь, Дима прав?
Найдите, пожалуйста, слово, в котором тоже будет две части.
Дети: В слове «ива» две части.
Деф. : Хорошо, соедините эти картинки с помощью резинки.
Деф. : Никита, сколько частей в слове «рябина»?
Дети: В слове «рябина» три части.
Деф. : Катя, какая пара будет у этой картинки?
Дети: Береза!
Деф. : почему ты так решила, Катя?
Дети: В слове «береза» получилось три части.
Деф. : Соедините эти картинки резинкой.
Деф. : Володя, какие деревья остались без пары?
Дети. : Клен и ель.
Деф. : Посчитай, пожалуйста, сколько частей в слове «клен»?
Дети: Одна часть.
Деф. : Сколько частей в слове «ель»?
Дети: Одна часть.
Деф. : Как ты думаешь, Никита, получится пара у этих деревьев?
Дети: Получится, в слове «клен» и «ель» по одной части.
Деф. : Молодцы. Все картинки нашли свою пару. Справились с испытанием, получите третью часть карты! Куда же она нас ведет, Никита С. ?
Дети: Прямо к ягодке!
Деф. : Вставайте друг за другом и пройдите к ягодке.
Дети доходят до ягодки.
Деф. : Ребята, долгий путь мы проделали, и все, наверное, устали. Вспомните, пожалуйста, кто из сказочных героев искал, как и мы, ключик?
Дети: Буратино! (дефектолог подсказывает при необходимости).
Деф. : Посмотрите, как он искал ключик, повторите за ним.
3) Игра «Магическая дощечка»
Деф. : Ребята! Мы с вами попали к «Магической дощечке». Присаживайтесь за столы. Испытание у нас непростое – зашифруем слово на звуковой дощечке и получим четвертую часть карты. А какое слово нужно зашифровать, вы узнаете, когда почините сломанные картинки.
Перед детьми разрезные картинки с изображением сосны, состоящие из разного количества частей.
Дефектолог раздает разрезные картинки детям.
Никита С. : 5 частей
Никита Ч. : 4 части.
Володя Ф. : 5 частей.
Дима Г. : 5 частей.
Катя П. : 4 части.
Деф. : Что у тебя получилось, Никита? Дима, какая картинка получилась у тебя? Катя, у тебя что получилось? Володя, какую картинку ты собрал? Здорово! У нас получился одна сосна?
Дети: У нас получилось их много!
Деф. : Если деревьев стало много, как мы их назовем?
Дети: Сосны!
Дефектолог вставляет в окошко обучающей дощечки картинку с изображением сосен.
- Какой первый звук в слове «сосны», Катя? Что ты расскажешь про этот звук? Каким цветом его обозначим? Выбери, пожалуйста, подходящую крышку и обозначь звук.
- Какой второй звук в этом слове, Дима? Каким цветом его обозначим? Почему обозначим красным цветом? Выбери крышку.
- Какой следующий звук в этом слове, Володя? Что ты расскажешь про этот звук? Выбери подходящую крышку.
- Какой звук следующий, Никита? Расскажи про него и обозначь подходящим цветом.
Есть еще звуки в слове «сосны»? Сколько звуков получилось? Дима, назови согласные в этом слове? Катя, какие гласные здесь есть? Никита, какое слово мы зашифровали? Володя, сколько частей получилось в этом слове? Какая первая часть? Какая вторая часть?
Ребята, вы замечательно справились с этим испытанием. Получите часть карты. Посмотрите, куда она нас ведет?
Дети: Сначала к мухомору, а потом поворачиваем к пенечку.
Деф. : Вставайте друг за другом и отправляйтесь в путь.
Физминутка
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел,
Чтобы ключик найти,
Нужно по дорожке нам идти!
4) «Поляна чудесных превращений»
Деф. : Карта привела нас к поляне чудесных превращений. Присаживайтесь на полянке.
Дети садятся на коврик. Часть карты мы получим, когда превратим эти картинки в слово.
Ребята, посмотрите на картинки, что здесь нарисовано?
Дети: индюк, волк, аист.
Деф. : По первым буквам в названиях соберите слово.
Дима, какой первый звук в слове «индюк»? Выберите букву И и положите ее перед собой.
Володя, какой первый звук в слове «волк»? Найдите подходящую букву. После какой буквы ты ее положишь, Катя? Никита, какой первый звук в слове «аист»? Выберите подходящую букву. Ребята, попробуем подружить буквы, какое слово у нас получилось?
Дети: Ива!
Деф. : Что же это такое – ива?
Дети: Это дерево!
Деф. : Здорово у вас получилось! Скажите, пожалуйста, у ивы листья какие?
Дети: Ивовые!
Деф. : Какие еще деревья встретились сегодня на нашем пути?
Дети: Береза клен, дуб, рябина.
Деф. : Какие листья у березы? (рябины, клена, дуба)
И с этим испытанием вы справились! Получите последнюю часть карты, скажите, где спрятан ключик?
Дети: Ключ лежит под березой.
Дети находят ключ.
Заключительная часть.
Деф. : Вот и ключ у нас в руках. Теперь мы сможем открыть сундучок.
Дети открывают сундук ключом.
Деф. : Что лежит в сундуке, ребята?
Дети: Медали!
Деф. : Эти медали для вас, за ваше внимание и знания!
- Вот и завершилось наше путешествие по карте в поисках ключа. Никита, что понравилось тебе больше всего во время путешествия? Дима, какое задание тебе было интереснее всего выполнять? Катя, а тебе что понравилось больше всего? Никита, что запомнилось тебе больше всего?
Ответы детей.