ОКСАНА ШЕСТАКОВА
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Поступление ребенка в детский сад - важный этап в его жизни, сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня, разлукой с близкими людьми. Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая стрессовую ситуацию.
Адаптация - это процесс, требующий особого внимания со стороны педагогов дошкольного учреждения и родителей. Детский организм не сразу привыкает к новым социальным условиям.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
Зачастую этот процесс сопровождается изменением поведенческих реакций, расстройством сна, аппетита. Поскольку адаптивные возможности дошкольника не безграничны, резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизического развития.
Цель: создать благоприятные психолого - педагогические условия, способствующие успешной адаптации детей к детскому саду.
Задачи:
1. Формировать у малышей положительную ассоциативную связь с дошкольным учреждением;
2. Обеспечить психологическую поддержку и помощь детям с неблагополучным прогнозом адаптации;
3. Обучить родителей приемам снятия психологического напряжения в период адаптации ребенка в ДОУ.
Принципы: соблюдаемые в процессе общения с ребенком:
1. Принятие ребенка - ребенок принимается таким, какой он есть 2. Эмпатия - (сопереживание) взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.
3. Конгруэнтность - предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.
Для обеспечения оптимального течения адаптации важен постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение и индивидуальный подход со стороны специалистов детского сада.
Для создания благоприятных условий, работу веду в несколько этапов:
Подготовительный
Психолого – педагогического сопровождения
Анализов и выводов
На каждом из них для родителей, разрабатываются рекомендации по облегчению адаптации детей раннего возраста.
Подготовительный этап начинается до поступления ребенка в ДОУ. На этом этапе важно распознать особенности адаптационного периода каждого ребенка и факторы, от которых зависит его течение.
В рамках деятельности осуществляется предварительное знакомство с дошкольниками и их родителями. Проводятся обязательное анкетирование по следующим темам: "Портрет моего ребенка". "Готовность ребёнка к поступлению в детский сад ". По результатам анкетирования прогнозирую течение адаптации, выявляются дети группы "риска".
Родители знакомятся с характеристикой возрастных возможностей и показателями развития детей раннего возраста.
С целью информационного сопровождения родителей разрабатывается: буклет «Рекомендации по облегчению адаптации детей раннего возраста», который включает в себя следующие разделы:
Информация о сотрудниках и телефоны
Советы педагога – психолога, как грамотно подготовить ребёнка к ДОУ
Советы родителям о правильном поведении во время адаптации.
Психолого-педагогическое сопровождение обеспечивается также с использованием медиа средств: интернет-сайта, диска ’"Электронный справочник для родителей, будущих воспитанников ".
В феврале, мае проводятся Дни открытых дверей, которые представляют собой экскурсию по детскому саду и презентацию всех помещений.
С мая по – июнь в рамках подготовительного этапа начинает работу адаптационная группа, которая создается по результатам предварительного прогноза адаптации детей. Длительность пребывания дошкольников в группе составляет три недели по 1,5 — 2 ч (в первой половине дня).
Деятельность группы осуществляется в соответствии с разработанным планом. Для родителей на этом этапе организуется родительское собрания, анкетирование на темы: "Готовность ребенка к ДОУ", "Какой я родитель. Виды родительских позиций", практикум "Адаптационные игры для малышей", цикл бесед: "Игры-игрушки", "Умелые пальчики", консультации по вопросам воспитания и развития дошкольников.
Этап психолого-педагогического сопровождения реализуется с сентября по октябрь после поступления ребенка в дошкольное учреждение. Группа раннего возраста комплектуется постепенно, поэтому у педагога есть возможность предварительно познакомиться с родителями и другими членами семьи, с самим ребенком. В разговоре с родителями узнать как можно больше об особенностях поведения ребё нка и его привычках:
В каких условиях живёт ребёнок (сколько человек в семье, есть ли другие дети,
живут ли с ними бабушка и дедушка и т. д.);
Какие привычки сложились дома в отношении еды, засыпания, пользования туалетом и т. п. ;
Как называют ребёнка дома;
Чем больше всего любит заниматься ребёнок;
Какие особенности в поведении радуют, а какие настораживают родителей.
В общении с родителями желательно придерживаться следующих правил:
В любое время родители и близкие родственники ребёнка могут прийти в группу и находиться там необходимое для них время;
Выполнять просьбы родителей относительно сна, питания, одежды ребёнка.
Данные правила очень актуальны для нашего времени и, несомненно, подкрепляют доверие родителей к ДОУ и воспитателям.
Замечено, что если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
На данном этапе, для родителей разрабатывается соответствующий пакет документов:
папка-передвижка "Как облегчить адаптацию ребёнка к детскому саду" с практическими рекомендациями для родителей, чьи дети впервые поступают в детский сад.
информационные листы-памятки с кратким материалом "Как помочь ребёнку быстрее привыкнуть к детскому саду», которые родители могут взять с собой.
альбом с фотографиями из жизни детского сада "Мы ждем тебя". (В начале альбома родителей и детей "встречает" сказочный герой. Он проводит экскурсию по страницам альбома. Этот сказочный герой знакомит детей с раздевалкой и шкафчиком, ждущим малыша; групповым помещением и игрушками, которые с нетерпением ожидают встречи с ним; знакомите детьми, уже посещающими детский сад, с их интересной и разнообразной жизнью).
совместные праздники для родителей и детей раннего возраста.
Для создание эмоционально благополучной атмосферы в групповой комнате оборудуются все зоны. Основная цель сделать помещение более уютным, домашним и привлекательным для детей. В интерьере преобладает светло - желтый, оранжевый цвет, так как он стимулирует, жизнерадостное, оптимистическое настроение и доброжелательность в общении. Зелёный цвет комнатных растений, коврового покрытия, некоторых пособий способствуют активной детской деятельности (спортивные пособия, атрибуты для закаливания, для театральных представлений) помогают создать уравновешенную, деловую обстановку в группе, также способствует формированию у детей уверенности при выполнении действий с предметами.
«Полочка для любимых игрушек», где по желанию ребёнка) располагаются вещи, принесённые из дома;
Продумывается место для возможного уединения ребёнка, если ему захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному.
Мини-игровая зона, куда выставляются яркие красивые игрушки, чтобы ребёнку хотелось остаться, потрогать и рассмотреть их;
Подбирается фонотека со спокойной музыкой и весёлыми детскими песнями.
Подбирается картотека художественного слова на все режимные моменты, для того, чтобы создать бодрое, радостное настроение, избежать обыденности обстановки.
Игры с песком и водой, способны «заземлять» отрицательную энергию, в итоге происходит гармонизация психо-эмоционального состояния ребёнка.
Элементы арт - терапии, дети рисуют разными способами (пальчиками, ладошками)помогают снять детям тревожность.
Используются пальчиковые игры.
Речевые игры (песенки, потешки, прибаутки)
Игры и упражнения в сухом бассейне помогают улучшить самочувствие и эмоциональное состояние детей, оказывают профилактический и лечебный эффект при многих заболеваниях. Постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими бассейн, дает детям почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивает глубокую мышечную релаксацию.
На этапе анализа и выводов (с ноября по декабрь) обеспечивается обработка результатов : анализ адаптационных листов, оценка уровня нервно-психического развития воспитанников. Заполняются индивидуальные маршруты развития детей. С дошкольниками, у которых выявлена тяжелая степень адаптации, проводится индивидуальная работа.