Получи документы

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

ОКСАНА ШЕСТАКОВА
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы

«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Поступление ребенка в детский сад - важный этап в его жизни, сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня, разлукой с близкими людьми. Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая стрессовую ситуацию.

Адаптация - это процесс, требующий особого внимания со стороны педагогов дошкольного учреждения и родителей. Детский организм не сразу привыкает к новым социальным условиям.

Публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах

Зачастую этот процесс сопровождается изменением поведенческих реакций, расстройством сна, аппетита. Поскольку адаптивные возможности дошкольника не безграничны, резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизического развития.

Цель: создать благоприятные психолого - педагогические условия, способствующие успешной адаптации детей к детскому саду.

Задачи:

1. Формировать у малышей положительную ассоциативную связь с дошкольным учреждением;

2. Обеспечить психологическую поддержку и помощь детям с неблагополучным прогнозом адаптации;

3. Обучить родителей приемам снятия психологического напряжения в период адаптации ребенка в ДОУ.

Принципы: соблюдаемые в процессе общения с ребенком:

1. Принятие ребенка - ребенок принимается таким, какой он есть 2. Эмпатия - (сопереживание) взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

3. Конгруэнтность - предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

Для обеспечения оптимального течения адаптации важен постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение и индивидуальный подход со стороны специалистов детского сада.

Для создания благоприятных условий, работу веду в несколько этапов:

Подготовительный

Психолого – педагогического сопровождения

Анализов и выводов

На каждом из них для родителей, разрабатываются рекомендации по облегчению адаптации детей раннего возраста.

Подготовительный этап начинается до поступления ребенка в ДОУ. На этом этапе важно распознать особенности адаптационного периода каждого ребенка и факторы, от которых зависит его течение.

В рамках деятельности осуществляется предварительное знакомство с дошкольниками и их родителями. Проводятся обязательное анкетирование по следующим темам: "Портрет моего ребенка". "Готовность ребёнка к поступлению в детский сад ". По результатам анкетирования прогнозирую течение адаптации, выявляются дети группы "риска".

Родители знакомятся с характеристикой возрастных возможностей и показателями развития детей раннего возраста.

С целью информационного сопровождения родителей разрабатывается: буклет «Рекомендации по облегчению адаптации детей раннего возраста», который включает в себя следующие разделы:

Информация о сотрудниках и телефоны

Советы педагога – психолога, как грамотно подготовить ребёнка к ДОУ

Советы родителям о правильном поведении во время адаптации.

Психолого-педагогическое сопровождение обеспечивается также с использованием медиа средств: интернет-сайта, диска ’"Электронный справочник для родителей, будущих воспитанников ".

В феврале, мае проводятся Дни открытых дверей, которые представляют собой экскурсию по детскому саду и презентацию всех помещений.

С мая по – июнь в рамках подготовительного этапа начинает работу адаптационная группа, которая создается по результатам предварительного прогноза адаптации детей. Длительность пребывания дошкольников в группе составляет три недели по 1,5 — 2 ч (в первой половине дня).

Деятельность группы осуществляется в соответствии с разработанным планом. Для родителей на этом этапе организуется родительское собрания, анкетирование на темы: "Готовность ребенка к ДОУ", "Какой я родитель. Виды родительских позиций", практикум "Адаптационные игры для малышей", цикл бесед: "Игры-игрушки", "Умелые пальчики", консультации по вопросам воспитания и развития дошкольников.

Этап психолого-педагогического сопровождения реализуется с сентября по октябрь после поступления ребенка в дошкольное учреждение. Группа раннего возраста комплектуется постепенно, поэтому у педагога есть возможность предварительно познакомиться с родителями и другими членами семьи, с самим ребенком. В разговоре с родителями узнать как можно больше об особенностях поведения ребё нка и его привычках:

В каких условиях живёт ребёнок (сколько человек в семье, есть ли другие дети,

живут ли с ними бабушка и дедушка и т. д.);

Какие привычки сложились дома в отношении еды, засыпания, пользования туалетом и т. п. ;

Как называют ребёнка дома;

Чем больше всего любит заниматься ребёнок;

Какие особенности в поведении радуют, а какие настораживают родителей.

В общении с родителями желательно придерживаться следующих правил:

В любое время родители и близкие родственники ребёнка могут прийти в группу и находиться там необходимое для них время;

Выполнять просьбы родителей относительно сна, питания, одежды ребёнка.

Данные правила очень актуальны для нашего времени и, несомненно, подкрепляют доверие родителей к ДОУ и воспитателям.

Замечено, что если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

На данном этапе, для родителей разрабатывается соответствующий пакет документов:

папка-передвижка "Как облегчить адаптацию ребёнка к детскому саду" с практическими рекомендациями для родителей, чьи дети впервые поступают в детский сад.

информационные листы-памятки с кратким материалом "Как помочь ребёнку быстрее привыкнуть к детскому саду», которые родители могут взять с собой.

альбом с фотографиями из жизни детского сада "Мы ждем тебя". (В начале альбома родителей и детей "встречает" сказочный герой. Он проводит экскурсию по страницам альбома. Этот сказочный герой знакомит детей с раздевалкой и шкафчиком, ждущим малыша; групповым помещением и игрушками, которые с нетерпением ожидают встречи с ним; знакомите детьми, уже посещающими детский сад, с их интересной и разнообразной жизнью).

совместные праздники для родителей и детей раннего возраста.

Для создание эмоционально благополучной атмосферы в групповой комнате оборудуются все зоны. Основная цель сделать помещение более уютным, домашним и привлекательным для детей. В интерьере преобладает светло - желтый, оранжевый цвет, так как он стимулирует, жизнерадостное, оптимистическое настроение и доброжелательность в общении. Зелёный цвет комнатных растений, коврового покрытия, некоторых пособий способствуют активной детской деятельности (спортивные пособия, атрибуты для закаливания, для театральных представлений) помогают создать уравновешенную, деловую обстановку в группе, также способствует формированию у детей уверенности при выполнении действий с предметами.

«Полочка для любимых игрушек», где по желанию ребёнка) располагаются вещи, принесённые из дома;

Продумывается место для возможного уединения ребёнка, если ему захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному.

Мини-игровая зона, куда выставляются яркие красивые игрушки, чтобы ребёнку хотелось остаться, потрогать и рассмотреть их;

Подбирается фонотека со спокойной музыкой и весёлыми детскими песнями.

Подбирается картотека художественного слова на все режимные моменты, для того, чтобы создать бодрое, радостное настроение, избежать обыденности обстановки.

Игры с песком и водой, способны «заземлять» отрицательную энергию, в итоге происходит гармонизация психо-эмоционального состояния ребёнка.

Элементы арт - терапии, дети рисуют разными способами (пальчиками, ладошками)помогают снять детям тревожность.

Используются пальчиковые игры.

Речевые игры (песенки, потешки, прибаутки)

Игры и упражнения в сухом бассейне помогают улучшить самочувствие и эмоциональное состояние детей, оказывают профилактический и лечебный эффект при многих заболеваниях. Постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими бассейн, дает детям почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивает глубокую мышечную релаксацию.

На этапе анализа и выводов (с ноября по декабрь) обеспечивается обработка результатов : анализ адаптационных листов, оценка уровня нервно-психического развития воспитанников. Заполняются индивидуальные маршруты развития детей. С дошкольниками, у которых выявлена тяжелая степень адаптации, проводится индивидуальная работа.

Публикации по теме:

Социальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общенияСоциальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общения «Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение» Детский сад – новый период в жизни детей. Дети переходит.

Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водойСоциальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водой Хочу продолжить разговор о «Социальной адаптации детей к условиям детского сада через эмоциональное общение». Создавать условия для бодрого,.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского садаАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Консультация «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»Консультация «Адаптация ребёнка к условиям детского сада» Адаптация ребёнка к условиям детского сада Почти в каждой семье, где родился маленький ребёнок, рано или поздно возникает вопрос о поступлении.

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям детского сада» Главным фактор развитие ребенка это его общение со сверстниками, именно в детском саду он учится общаться, привыкает к коллективу, а также.

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям ДОУ» Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша, и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться.

Консультация музыкального руководителя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством музыки» Проблема адаптации детей в ДОУ остается актуальной, так как детки все больше рождаются с ослабленным здоровьем, а значит и с ослабленными.

Мастер-класс «Адаптация детей раннего возраста»Мастер-класс «Адаптация детей раннего возраста» «Адаптация детей раннего возраста в ДОУ»Назначение: В помощь воспитателю: как безболезненно помочь ребёнку третьего года жизни освоится.

Родительское собрание во второй младшей группе «Адаптация детей к условиям детского дошкольного учреждения»Родительское собрание во второй младшей группе «Адаптация детей к условиям детского дошкольного учреждения» Установление контакта между родителями и педагогами; моделирование перспектив взаимодействия. 1. Познакомить с трудностями адаптации ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Опубликовано: 10 февраля 2022 в 13:05
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» (включая файлы) размещена пользователем ОКСАНА ШЕСТАКОВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД