Галья Бондарева
Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое развитие детей.
Приоритетной задачей нашего детского сада является физическое развитие детей. Содержание образовательной области «Физическая культура» в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями направлено на формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.
Публикация «Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Основные задачи для достижения поставленной цели это:
• накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
• формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
• развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации).
Работая над темой по самообразованию : «Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения», руководствуясь программой «Радуга» и парциальной программой по физическому воспитанию «Физическая культура – дошкольникам» ( Автор: Л. Д. Глазырина, я, организовываю оздоровительное, воспитательное и образовательное направления физического воспитания, с учётом индивидуальных возможностей развития ребенка. Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляют собой комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. В этот комплекс входят самостоятельная двигательная деятельность и организованные физкультурные мероприятия.
В младшем дошкольном возрасте двигательная активность является неотъемлемым условием познавательного и личностного развития, так как она выступает основой для полноценного функционирования психических процессов и естественной основой накопления резервов здоровья человека. Для выяснения индивидуальных интересов воспитанников, я два раза в год провожу диагностику (в сентябре и в мае) слежу за их самостоятельной деятельностью. В листах наблюдений фиксирую предпочтения детей в выборе видов деятельности и нарушения поведения, проявляющиеся у детей во время самостоятельной деятельности, это помогает мне в работе. Моя задача, как педагога, состоит в удовлетворении естественной потребности детей в движении.
С целью реализации данной задачи, мною. в группе создана развивающая среда, которая позволяет детям удовлетворять свою двигательную деятельность : освобождено место, соответствующим образом расположена мебель и оборудование, предоставлены в свободное пользование детям различные игрушки и предметы, стимулирующие их двигательную активность
Двигательная активность способствует :
• повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;
• росту физической работоспособности;
• нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;
• появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности : утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой.
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Утреннюю гимнастику я с детьми провожу ежедневно, в разных формах
Физкультминутки проводятся мною, в процессе самого занятия. Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики.
Основными задачами проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:
- дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;
- совершенствование имеющихся у детей навыков с основных движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;
- развитие двигательных качеств : быстроты, выносливости, ловкости;
- воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.
Подвижные игры, как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планирую в различное время дня в соответствии с режимом. Игра - является важнейшей деятельностью дошкольника, так как игра – лучшее средство удовлетворения его интересов и потребностей, реализация его замыслов и желаний. В своей игре ребенок как бы отражает то, что будет в его жизни, когда он станет взрослым. Содержание игр формирует добрые чувства, смелость, решительность, уверенность в себе. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Мною была подобрана картотека подвижных игр, которые соответствуют возрастным особенностям детей.
В результате, проведенной мною работы, у детей значительно возрос интерес к подвижным играм:
• Творческие игры стали разнообразнее, как бы вобрав в себя подвижные
• Снизилась спонтанная двигательная активность детей.
• Повысилась продолжительность и интенсивность движений
• Разнообразнее стали сами движения
Радостное настроение создается у детей при выполнении движений, согласованных с ритмичным произношением рифмованного текста. При этом я регулирую характер действий детей интонацией, выделением голосом некоторых слов, более быстрым иди замедленным темпом речи. Одним из средств повышения двигательной активности в самостоятельной деятельности детей являются двигательные импровизации под музыку Ритмические движения, притоптывание, кружение в такт музыке доставляют детям эмоциональное наслаждение. Я стремлюсь, чтобы музыка чаще звучала в группе в часы досуга и самостоятельных игр детей. Танцевальные упражнения, сопровождаемые музыкой, способствуют формированию навыков правильной осанки, развитию физических качеств, а также ритмичности, плавности, непринужденности, выразительности движений, вызывают положительные эмоции.
Дети младшего возраста очень любят выполнять поручения взрослых. Наряду с заданиями бытового характера (принести стул, накрыть на стол и т. п., которые содействуют совершенствованию общих движений детей, ориентировке их в окружающей обстановке, удовлетворению любознательности и потребности в самостоятельности, поэтому я даю детям задания, направленные на упражнение ребенка в определенном виде движения
Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, сна и питания, гигиена помещения, площадки, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и др.) повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм. Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем.
На физическое развитие человека оказывают также влияние разнообразные движения, входящие в различные виды деятельности (труд, лепка, рисование, одевание, безусловные рефлексы, массаж.
В целом, дети стали отдавать предпочтение активному времяпрепровождению. Увеличились продолжительность и интенсивность движений. Сами движения стали разнообразнее, детям стало интересно организовывать свои подвижные игры с использованием новых пособий и атрибутов.
Еще одно достижение моих воспитанников - это участие моих воспитанников в районных, краевых конкурсах, интернет-конкурсах. За участие в смотре – конкурсе на лучшую физкультурно- оздоровительную работу среди дошкольных образовательных учреждений наш детский сад неоднократно получал призовые места и благодарность, а за участие в краевом смотре на лучшую площадку наше дошкольное учреждение получило диплом. На сайте Интернет - журнала «Планета Детства», я со своими воспитанниками приняла участие в Международной конкурс-презентации «Технологии, сберегающие здоровье в современном детском саду» - мы показали занятие «У солнышка в гостях», на Международном образовательном портале МААМ опубликовали фотоотчет по занятию «Теремок», и развлечение, посвященное ко дню защиты детей «На солнечной полянке».