Крутова Лилия
Знакомство детей с художественной литературой в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. К сожалению, в дошкольном возрасте слушанию сказок, рассматриванию иллюстраций многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Между тем детская художественная литература — это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания - она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, сделать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
Публикация «Знакомство детей с художественной литературой в детском саду» размещена в разделах
По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо воспитывать в детях любовь художественному слову, уважение к книге, как пропедевтика формирования грамотного читателя. В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование - в эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас, и здесь особое значение имеет обращение к художественной литературе, которая развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Ценность чтения художественной литературы в том, что с ее помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Отношение к художественной литературе как к культурной ценности является определяющей позицией данного направления.
Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. И первым этапом здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство.
В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги.
В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. На занятиях внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи.
В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.