Водяник Татьяна Васильевна
Занятие «Знакомство с семейным бюджетом» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Знакомство с семейным бюджетом»
Цель: ознакомить детей со следующими понятиями: «бюджет», «доход», «расход»; развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи.
Программные задачи:
1) Образовательная:
-закрепить представления детей об экономических понятиях: семейный бюджет, доход и расход, потребность;
-познакомить с экономическим понятием: потребность – «Хочу» и «Надо».
2) Развивающие:
Публикация «Занятие „Знакомство с семейным бюджетом“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семейный бюджет
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-развивать у детей умение находить простейшие экономические явления;
-выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас;
-развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.
3) Воспитательные:
-воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности;
-формировать положительные взаимоотношения детей.
Материалы для проведения занятия:
• Презентация «Бюджет семьи»,
• Модель «Семейный бюджет» Картинки с изображением сказочных героев и их деятельности на мольберте,
• Карточки, на которых изображены: дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т. д. ; игровое поле.
Ход занятия:
• Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Подумайте и скажите, почему человек улыбается?
Дети: От того, что у человека хорошее настроение.
Воспитатель: Давайте сейчас улыбнемся и подарим частику хорошего настроения друг другу.
• Беседа размышление:
Воспитатель: Ребята, каждый из вас живет в семье, у вас есть мамы, папы, братья, сестры и, конечно, бабушки и дедушки. Каждый день необходимо есть, одеваться. Как вы думаете, а где все это можно взять?
Дети: Купить в магазине.
Воспитатель: За что можно купить?
Дети: За деньги.
Воспитатель: А деньги - где можно взять?
Дети: Заработать.
Воспитатель: Я сегодня познакомлю вас с понятием – семейный бюджет и мы поговорим с вами о доходах и расходах семейного бюджета. Семейный бюджет – это все деньги, которые есть в семье. Сейчас я познакомлю вас с одной семьей. Вы узнаете, из каких денег состоит «семейный бюджет» и что составляет доход семьи. Дети, посмотрите на экран. Жила- была одна семья. (Дети наблюдают, как на экране появляются члены на семьи и сами называют кто они и кем работают). Воспитатель дополняет: папа-военный-зарабатывает деньги, мама-врач-зарабатывает деньги, бабушка и дедушка не работают, они на пенсии, на заслуженном отдыхе, но получают пенсию. Старшая сестра- студентка, получает стипендию, младшая сестра ходит в детский садик и денег не зарабатывает. Все деньги, которые зарабатывают взрослые, хранятся в одном кошельке и называются доходом семьи - семейным бюджетом. Взрослые трудятся, работают, и за свой труд получают зарплату. Зарплата – деньги, получаемые за работу. Кто поручает зарплату?
Дети: Папа, мама.
Воспитатель: За что они получают зарплату?
Дети: За свой труд. Просто так деньги никому не дают.
Воспитатель: В семье есть дедушка и бабушка. Они уже старенькие и не работают. Как вы считаете, на какие деньги они живут? Покупают продукты и вещи?
Дети: Получают пенсию.
Воспитатель: Правильно. Дедушка и бабушка получают пенсию. Пенсия - это деньги. Пенсию платят пожилым людям, поработавшим много лет. Старшая сестра – учиться в университете и за свой труд получает …Как вы думаете, что?
Дети: Стипендию.
Воспитатель: Младшая сестра ходит в детский сад, она не получает деньги. Иногда, ей покупают сладости, игрушки. А вам, папы и мамы, что покупают?
Дети: Игрушки, одежду, сладости.
Воспитатель: Вот, вам все покупают: вещи красивые, сладости, подарки, но деньги зарабатывали не вы, а ваши родители. Семейный бюджет – это общие деньги и тратиться на всех членов семьи. (Модель постепенно заполнятся карточками, и дети наглядно видят составляющие бюджета семьи.)
Воспитатель: В гости приехала тетя семьи и добавила в семейный бюджет свою пенсию. Как вы думаете, доходы семьи увеличились или уменьшились?
Дети: Увеличились.
Воспитатель: Сестра в этом месяце не получила стипендию. Подумайте, денег стало больше или меньше в семейном бюджете?
Дети: Меньше.
Воспитатель: Доход – это все деньги, которые получают члены семьи.
Физминутка «Вырастаем большими»
- Мы становимся все выше,
- Достаем руками крыши.
- На носочки поднимись,
- И до солнца дотянись.
Воспитатель: А сейчас послушайте сказку Э. Успенского «Бизнес крокодила Гены»
Подружились как-то Старуха Шапокляк, Крокодил Гена, Чебурашка и стали жить вместе. И все у них получалось: Крокодил Гена на работу в зоопарк устроился, получал за это заработную плату. Чебурашка учился в летной школе, чтобы стать пилотом. За учебу Чебурашке платили стипендию. Старуха Шапокляк не работала, вела домашнее хозяйство и получала пенсию. (Модель «Семейный бюджет», - карточки со сказочными героями на мольберте).
Воспитатель: А теперь подумайте и скажите, какие жители – денежки поселились в домике – кошельке.
Дети: Заработная плата- стипендия, пенсия.
Воспитатель: Все деньги, которые получает семья крокодила Гены, составляет ее доход и как называется?
Дети: Бюджет семьи.
Воспитатель: Для чего нужны деньги семье?
Дети: Чтобы ходить в магазин и покупать.
Воспитатель: Что можно купить в магазине?
Дети: Банан, куклу, перчатки.
Игра «Хочу и надо» (Определить, к какому понятию- «хочу» или «надо», - относится изображенный на карточке ответ и поместить карточку на соответствующий мольберт).
Воспитатель: Ребята, ваши родители трудятся целый месяц, чтобы заработать деньги. Подумайте, как нужно относиться к деньгам?
Дети: Бережно, экономно.
Воспитатель: Как надо относиться к людям, которые зарабатывают эти деньги?
Дети: Уважительно.
Воспитатель: Когда вы вместе с родителями приходите в магазин нужно покупать то, что необходимо, а не то, что вам хочется. Как вы считаете, какие в первую очередь необходимо покупать продукты в магазине?
Дети: Хлеб, молоко, мясо.
Воспитатель: А вот чупа-чупс, жевательная резинка, чипсы, сникерсы, мороженое – это необходимо для питания всей семьи?
Дети: Нет
Воспитатель: Правильно. Это забава, роскошь, баловство. Без этого можно обойтись?
Дети: Да
Воспитатель: Как себя надо вести в магазине, когда хочешь чупа-чупс или шоколадку, а мама говорит, что денег нет.
Дети: Не просить, не хмыкать, не клянчить, не капризничать.
Воспитатель: Правильно, нельзя капризничать и кричать: «купи, я хочу»… Мама любит вас и когда у нее есть деньги, она обязательно спрашивает: «Что тебе купить вкусненькое?» У вас мамы так спрашивают? (Обращение к личному опыту)
Воспитатель: Ребята, сейчас внимательно послушайте ситуацию и ответьте на мои вопросы. Ситуация называется: «Заработанные деньги»
Мышата Пик и Пак помогали белочке собирать лесные орехи. Они очень старались. Пик собрал одну корзину орехов, а Пак за тоже время – две корзины. У белочки было два яблока: большое и маленькое. Как белочке заплатить за работу мышатам?
Дети: Отдать им яблоки.
Воспитатель: А как вы думаете! Кому вы думаете, кому дать большое яблоко, а кому маленькое?
Дети: Мышонку – Пику маленькое яблоко, а Паку – большое.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: Мышонок - Пик собрал одну корзину орехов, а Пак – две.
Воспитатель: Правильно. Мышонок Пак хорошо трудился, не ленился, старался трудиться и за все это получил большое яблоко.
Воспитатель: Дети, вы сегодня решали трудные задачи и справились с ними. Запомните, если уметь правильно, разумно тратить заработанные деньги, можно честно и достойно жить, а главное - спокойно, без чувства страха за завтрашний день.
Дети, как называются общие деньги семьи?
Дети: Семейный бюджет.