Осипова Оксана
Конспект НОД для детей старшей группы «Знакомство со льдом и его свойствами»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности: коммуникативная, художественная, чтение художественной литературы, продуктивная.
Цель: Познакомить детей со свойствами льда.
Задачи:
- формировать представления детей о льде, его свойствах, о том, что лед — это замерзшая вода;
Публикация «Конспект НОД для детей старшей группы „Знакомство со льдом и его свойствами“» размещена в разделах
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед
- Старшая группа
- Темочки
- развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы;
- развивать умение классифицировать предметы и явления по определенному признаку;
- обогащать словарь детей словами разных частей речи: прозрачный,хрупкий, блестящий, полынья, прорубь и др. ;
- воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.
Оборудование: кусочки льда: прозрачные тонкие и толстые по 3 шт. на каждого ребенка; цветные кусочки льда (по цветам спектра – 8 шт.); поднос; иллюстрация с изображением реки, покрытой льдом; стаканы двух цветов на каждого ребёнка, салфетки.
Предварительная работа: замораживание кусочков льда, чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева».
Ход НОД.
I.Организационный момент
1. Введение в игровую ситуацию.
Чтение отрывка из сказки «Снежная Королева». Ребята, о ком говорится в этой сказке?Снежная Королева приготовила специально для вас необычные мешочки, подойдите к столам и рассмотрите, что в них лежит. Что это? (Это кусочки льда). Она ничего не знает о свойствах льда и просит у нас помощи. (Слайд №1) На экране Снежная королева с обращением к ребятам.
II. Основная часть
1. Рассматривание кусочков льда.
Воспитатель: потрогайте кусочки льда руками, какие они?
- На ощупь лёд тёплый или холодный? (Холодный).
- Прозрачный или нет? Видно ли что-нибудь через льдинку? (лед прозрачный, через тонкий кусок льда можно смотреть).
- Какая льдинка на солнце, в свете лампы? (Блестит, сверкает, переливается).
- Хрупкий или нет? Можно ли сломать льдинку? (Тонкие кусочки ломаются, толстый лёд – нет).
- Что происходит с кусочком льда, который вы взяли в руки? (Он начинает таять, превращается в воду).
- Из чего же получается лед? (Из воды).
Вывод:лед – это замерзшая вода. А что еще образуется из воды, если её остудить, заморозить или нагреть? (Снег, иней, пар).
2. Игра «Цветик-семицветик».
Воспитатель: Снежная Королева подарила нам еще один необычный подарок. Она приготовила его сама (кусочки цветного льда). Как вы думаете, как она его сделала? (высказывания детей).
Воспитатель: это кусочки цветного льда. Его можно сделать, добавив гуашь в воду и заморозить её.
- Какого цвета лёд получился у Снежной Королевы? (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).
- Какой рисунок можно составить из этих кусочков льда? (рассуждения детей)
- Давайте вместе сложим цветик-семицветик на подносе.
Дети выкладывают цветок из семи лепестков (кусочков льда).
- Смотрите, какой красивый у нас получился цветок. Как вы думаете, он понравится Снежной Королеве? А теперь давайте пройдем на ковёр, сядем и немного поиграем.
3. Игра «Вода – не вода»
Воспитатель: я называю слово, если оно обозначает то, что содержит воду, вы хлопаете в ладоши. Если слово обозначает предмет или явление, не имеющее отношения к воде, вы качаете головой в стороны. (Лёд, камень, иней, ветер, лужа, радуга, стол, снег, огонь, облако, дождь, песок, море, земля, озеро).
- Молодцы! Все старались быть внимательными и справились на отлично.
4. Игра «Что хорошо, что плохо». (Слайд №2)
Воспитатель: скажите, что хорошего в том, что вода может замерзнуть в лёд? Чем полезен лед?
- Что можно делать на катке, залитом льдом? (На льду можно кататься на коньках).
- Когда можно перейти через речку пешком? Почему? (Зимой можно перейти по льду реку).
- Как можно остудить напиток? (Можно остудить напиток, кинув туда кусочки льда).
- Что прикладывают к ушибу, чтобы ослабить боль? (Можно приложить лёд к месту ушиба, чтобы ослабить боль).
- Что плохого, когда вода замерзает в лёд? (Можно поскользнуться, упасть на льду, в гололёд часто случаются аварии на дорогах, если съесть сосульку, заболит горло, лед намерзает на ветках, проводах и они ломаются и т. д.)
5. Опыт «Как тает лед?»
Воспитатель: ребята, мы с вами пришли к выводу что лёд – это замерзшая вода. А когда мы можем увидеть лёд? (Зимой).
- А если мне лёд нужен летом? (Заморозить воду в морозильнике).
- Как изо льда получить воду? (Нагреть лёд на огне, в руках, в воде).
- Давайте попробуем провести опыт. Подойдите к столу. Что вы на нём видите? (Лёд и два стакана разного цвета).
- Потрогайте их. Что вы заметили? (Один стакан с тёплой, а другой – с холодной водой).
- Бросьте один кубик льда в желтый стакан. А другой – в зелёный. Где лёд тает быстрее? (В желтом).
- Почему? (В тёплой воде лёд тает быстрее).
- Лёд тяжелее или легче воды? (Легче).
- Почему вы так решили? (Лёд не тонет, плавает на поверхности).
III. Рефлексия (Слайд №4) Снежная королева благодарит ребят за помощь.
- Что нового, интересного вы узнали о льде и его свойствах? Варианты ответов детей.
- Что вам понравилось больше всего на занятии? (Варианты ответов).