Елена Кушманцева
ООД Художественно-эстетическое развитие «Знакомство с дымковской игрушкой» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
ООД Лексическая тема «Знакомство с дымковской росписью
Художественно - эстетическое развитие. (Рисование).
Тема : " Дымковская игрушка"
для детей старшей группы
Использование современных образовательных технологий.
И. А. Лыкова "Изобразительная деятельность в детском саду Старшая группа"- М. ,"Карапуз",2009
Публикация «ООД Художественно-эстетическое развитие „Знакомство с дымковской игрушкой“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
С учётом общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А.
Цель:
Познакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к предметам народных промыслов. Задачи:
- Закрепить у детей знания об основных средствах выразительности дымковской игрушки : яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи;
- формировать умение самостоятельно составлять узор из элементов дымковской росписи (кружочки, точки) с помощью кисточки, ватной палочки;
- умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи : круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки;
- закреплять приёмы рисования гуашью;
- учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.
- обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии русской народной музыки.
-воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;
-способствовать проявлению положительных эмоций.
- развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре;
-развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;
-развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности;
- развивать чувство симметрии, ритма;
- развивать музыкально – художественную деятельность, воображение, фантазию.
Виды деятельности: игровая, ситуативный разговор, общение со взрослыми, совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.
Оборудование: - для детей : лист бумаги (разделен пополам, одна часть еще разделена пополам; на половинке изображена дымковская барышня, а две маленькие части чистые) ; гуашь; кисти (белка №3) ; ватные палочки; клеёнки; салфетки; стаканчики с водой; подставки для кисточек.
- для педагога: мольберт; проигрыватель с диском русских народных мелодий; дымковская игрушка-петушок; посылка.
Предварительная работа: (Методы и приемы)
Практические: физкультминутка «Матрешки», дидактическая игра «Дымковское лото».
Наглядные: рассматривание дымковских игрушек (создать в группе выставку) ;
- просмотр мультфильма «Трое из «Простоквашино»,
Словесные: беседа о дымковской игрушке, вопросы, ответы, пение частушек.
Технические : интерактивная доска. Материал для интерактивной доски. Аудиозапись.
Предполагаемый результат: уметь самостоятельно составлять узоры из элементов дымковской росписи с помощью кисточки. Уметь подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки. Передавать яркость, нарядность цвета.
Ход деятельности:
1.(Дети вместе с А. А. готовятся к рисованию выполняют поручения раскладывают клеёнки, ставят подставочки для кисточек, кладут тряпочки, ставят стаканчики с водой, ставят краски) .
Введение в ситуацию:
(Негромко включаю русскую народную музыку, в это время раздается стук в дверь) .
Воспитатель: Дети к нам кто – то в гости пришел, пойду посмотрю (открывается дверь и вносится посылка).
-Ребята, посылка. (открываю).
(В посылке письмо и дымковская игрушка-петушок).
Слайд № 1 (письмо)
Читается письмо:
"Здравствуйте, ребята.
Мы, мастера из села Дымково дарим вам игрушку,
"Она не простая, а волшебно расписная:
Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски-
Ведь лепили из глины - ведь вечера зимою длинны. "
Воспитатель: Дети, как вы, думаете о каких игрушках говорится?
Посмотрите, что это за игрушка?
Дети: (предполагаемые ответы).
Воспитатель: правильно, дымковская.
Достается дымковская игрушка-петушок.
Слайд №2, № 3,№4 (с. Дымково); (изготовление игрушек из глины).
2. Дымковская игрушка—это один из русских народных глиняных промыслов. Возник в селе Дымково близь г. Вятка (ныне г. Киров). Мастера лепили из глины веселые игрушки, обжигали, сушили в печи. Умельцы : Мездрена, Бортникова, Косдейшина первые кто делали игрушки. Чаще всего использовали такие сюжеты : няни с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни. Высушенные игрушки белили в белый цвет. И только после этого расписывали узорами. Такой игрушки, как дымковская больше нет, она одна такая. Яркая, нарядная дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли.
Слайд № 5 ,№6 (Элементы росписи дымковских игрушек).
Дымковские игрушки расписывали такими элементами – кружки внутри которых не редко изображен крупный горох, точки, тычки кольца, прямые и волнистые линии, примакивание.
Слайд № 7 (ярмарка-праздник).
Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника " Свистопляска». Позднее ярмарка-праздник стала называться "Свистунья".Что же это за игрушки, давайте посмотрим.
Слайд № 8 (Олень)
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Слайд №9 (индюк)
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост,
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алее гребешок.
Слайд № 10 (Кони)
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Слайд №11 (дымковская барышня)
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Как лебедушка плывет,
песню тихую поет.
Слайд № 12 (физкультминутка "Матрешки").
«Мы матрешки не простые, (руки разводят в стороны)
В ярки краски, расписные, (руки на поясе, повороты в права – влево)
Посмотрите, вы на нас, (руки вперед)
Невозможно отвесть, глаз. (глазки на ладошке показать)
Слайд № 13, № 14 (Элементы росписи дымковских игрушек).
Вопросы:
Воспитатель: Какими цветами пользуются дымковские мастера? (малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый).
-Как одним словом можно сказать про цвета, краски? (яркие, нарядные, веселые, праздничные).
Нетипичен лиловый и фиолетовый цвет.
-Какими приёмами выполняются узоры? (концом кисти, кистью плашмя по ворсу).
- Из каких элементов состоит дымковский орнамент? Назовите их. (Точка, линия, волнистая, круг, клетка, прямая линия, кольцо, волнистая линия, сеточка, мазок).
Ребята, давайте в воздухе их прорисуем.
- Как правильно пользоваться красками? (Чтобы краски не растекались, надо набирать их на кончик кисти, а работу осторожно поворачивать на круге).
- Правильно, не забывайте, что сначала надо нарисовать крупные элементы одним цветом кистью потолще, затем мелкие элементы другого цвета тонкой кистью. При наложении одного цвета на другой подождите, чтобы первая краска высохла.
Слайд № 15 (петушок)
Я предлагаю подумать, перед тем как преступить к работе, какие краски вы хотите использовать и каким узором вы будете расписывать своего петушка. Если кто-то затрудняется, то вам – помощники-подсказки изображения петушка на доске и сама игрушка.
-Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки сушите о салфетку.
В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.
Включаю негромкую народную музыку.
В конце занятия устраивается выставка.
Воспитатель: Сегодня все постарались, у нас получились настоящие дымковские петушки на бумаге. Все они не похожи - как и дымковские игрушки, каждая - единственна и неповторима.
Ребята, сложно выполнять дымковские узоры (процесс уникальный и творческий).
Молодцы! Спасибо. А, сейчас, сложим все рисунки в конверт и отправим заказным письмом мастерам из села Дымково.