наталья глушкова
Конспект занятия по развитию речи «Весна пришла» для детей 6–7 лет с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие
Развитие речи «Весна пришла» для детей 6-7 лет с (ЗПР).
Образовательные области: приоритетная - речевое развитие, в интеграции - познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Весна пришла“ для детей 6–7 лет с ЗПР» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Образовательные : уточнить и закрепить представления по теме «Весна» через дидактические игры, описательные рассказы с опорой на карты-схемы, описательные рассказы по сюжетной картине; упражнять детей в составлении сложно- сочиненных и сложно- подчиненных предложений, в использовании прямой речи 1,2,3 лица единственного и множественного числа ; упражнять в подборе прилагательных и использовании их в активной речи.
Коррекционные : продолжать формировать приемы умственных действий через анализ и синтез при выполнении заданий на установление закономерностей, выделении «лишнего» ; создание условий для развития произвольного внимания, логического мышления через использование дидактических игр.
Воспитательные : создать условия для развития самоконтроля, контроля в группах, парах, воспитывать умение выслушивать ответ товарища, не перебивать его, вызывать желание помочь.
Предпосылки УУД.
1 Коммуникативные - формировать умение слушать, вступать в диалог.
2 Регулятивные - умение сохранять заданную цель, выполнять действия по словесной инструкции.
3 Познавательные - умение выделять существенные признаки временного понятия «Весна», умение выполнять исключение, умение работать с картами-схемами.
4 Личностные - формирование адекватной самооценки, умение прийти на помощь товарищу.
5 Информационные - умение пользоваться простейшими инструментами (рамками).
Оборудование.
- сюжетные картины «Времена года»
- предметные картинки (сосулька, солнце, грач, облака)
- демонстрационные карты-схемы «Времена года»
- дидактическая игра «Что перепутал художник?»
- фланелеграф
- демонстрационная доска
- мел
- рамки на каждого ребенка
- dv –pleer
Вид : занятие комплексного применения знаний, умений, навыков.
Ход занятия:
Организационный момент. - Сегодня занятие развитие речи, мы будем учиться красиво и правильно говорить. О чем будем говорить вы узнаете, если внимательно прослушаете загадку
Снег в поле тает,
Грачи прилетают,
Почки набухают,
Когда это бывает?
О каком времени года эта загадка? Как вы узнали, что это весна, назовите признаки весны.
Основной этап.
1 Характер деятельности -совместная, зона проведения –фойе,форма работы – групповая.
- У нас в фойе оформлена картинная галерея. Рассмотрите эти картины (педагог включает для прослушивания dv – pleer) , прослушайте музыку Чайковского П. И. «Времена года» .Как вы думаете, какое название можно дать этой выставке? («Весна пришла», «Весенние деньки», «Вот и весна –красна»)
-Посмотрите внимательно, все ли картины правильно подобраны для этой выставки, какие из них не подходят, почему? (3 картины «лишние» - пейзажи зимний, летний, осенний).Почему эти картины сюда не подходят, как вы узнали?
-Назовите признаки весны, которые изображены на остальных картинах (просмотр картин последовательно).
2 Характер деятельности- самостоятельная, зона проведения –учебная, форма работы – индивидуальная, парная.
- Давайте пройдем в группу и присядем за столы.
Игра «Что перепутал художник?» .На столах индивидуальные карточки для каждого ребенка, рамки.
- Выделите рамкой тот кусочек рисунка,который не подходит к изображенному времени года, проверьте друг у друга, правильно ли выполнено задание, объясните ошибку, исправьте ее.
- какое время года нарисовано на карточке?
- почему ты так думаешь?
- что напутал художник?
- когда это бывает?
3 Характер деятельности – самостоятельная, совместная, зона проведения – учебная, форма работы – групповая, индивидуальная.
Составление описательных рассказов о весне по плану, с опорой на карты – схему (карты универсальные, для любого времени года).
- Сейчас мы будем рассказывать о весне, в этом нам помогут каточки, чтобы рассказ получился понятным и мы ничего в рассказе не пропустили.
- Рассмотрите карты, назовите по каждой, о чем нужно говорить (солнце, осадки, неживые природные явления, растения,птицы, животные,одежда людей в связи с погодными изменениями, игры детей и занятия взрослых).
Физкультурная пауза.
Характер деятельности – совместная, зона проведения – игровая, форма работы – групповая.
На демонстрационной доске предметные картинки (солнце, сосулька, облака,грач).
- Давайте поиграем в игру «Что увидели – не скажем, что увидели – покажем».
Педагог называет местоимения, дети подбирают картинку, показывают действиями этот объект и называют прилагательные
- Про что можно сказать «она», покажите, какая она бывает, назовите каждый, какую сосульку показали (плачущая, холодная, длинная, грустная и т. д.).
4 Характер деятельности – совместная, индивидуальная, зона проведения – учебная, форма работы групповая, индивидуальная.
Составление описательных рассказов с использованием прямой речи посредством приема комментированного рисования по сюжетной картине с опорой на личный опыт детей. Педагог последовательно рисует мелом на доске сюжетную картинку одновременно задавая вопросы к детям и побуждая их вступать в диалог.
- Давайте придумаем историю о том, как мы гуляли на прогулке.
-Вспомните, какая была вчера погода, почему было тепло, ясно?
- Какое светило солнышко (яркое, ласковое, горячее) ?
- Вчера были на небе облака? Какие были облака (белые, пушистые, воздушные? На что они были похожи?
Это Ваня. Ваня, что заметил на краю крыши веранды? Лена, спроси у Вани, какая была сосулька (длинная, блестящая, холодная)? Ваня, позови Лену, пригласи ее полюбоваться сосулькой.
Это я. Я принесла на прогулку кораблики. Ребята, кто хочет пускать их в луже? Это Саша. Саша, попроси у меня кораблик. Саша, с кем тебе хочется играть вместе? Позови Мишу, не забудь сказать ему вежливые слова.
Это Катя, она подошла к тополю. Катя, кого ты увидела на самом верху дерева? Откуда к нам прилетели грачи? Катя, крикни ребятам, позови их, пусть все увидят, какие птицы прилетели к нам с юга! Дети, поблагодарите Катю за интересное наблюдение.
- Сейчас мы с вами будем по этой картинке придумывать истории. Не забудьте рассказать, куда пошли вы после прогулки, что случилось дальше, чем закончилась эта история. Рассказывать нужно громко, чтобы всем было слышно ваш рассказ, рассказывать по порядку, ничего не пропускать, придумывать историю по - своему, чтобы слушать было интересно.
Самостоятельные рассказы детей, их анализ по представленным критериям.
Во время ответов детей, по мере необходимости, используется жестовая инструкция, помогающая проследить последовательность событий.
- Какое название можно придумать вашим рассказам, о чем были эти истории?
После каждого вида работы проводится промежуточный итог того,чем занимались дети.
Итог занятия.
Характер деятельности – совместная,индивидуальная, зона проведения – игровая (построение в круг), форма работы – коллективная, индивидуальная.
- Какое было занятие?
- О чем мы говорили на занятии?
- В какие игры играли сначала, что было потом?
Самоанализ.
Как вы думаете, кто из вас сегодня занимался хорошо, почему вы так думаете? Что вы хотели бы исправить на следующем занятии?
Оценка деятельности детей педагогом.
-Мне тоже понравилось, как вы сегодня занимались, потому что Ваня правильно, отвечал на вопросы, назвал много новых слов в игре «Какая, какое,какие», Саша и Миша без ошибок рассказали нам о приметах весны, рассказы были понятными, предложения в них красивыми, у Лены и Кати получились интересные истории, непохожие друг на друга. А еще вы слушали меня и других детей внимательно, исправляли ошибки, часто поднимали руку и очень старались.
Специфические виды детской деятельности при подготовке и проведении занятия :
1 Познавательно исследовательская - предварительная экскурсия, наблюдение, рассматривание иллюстраций.
2 Игровая - дидактические игры.
3 Двигательная - физкультурная пауза, смена зон проведения видов работы в процессе занятия.
4 Коммуникативная - общение со взрослым и сверстниками, умение высказать свою точку зрения, взаимодействие в паре, группе.
5 Восприятие художественной литературы и речи на слух - аудирование.
6 Музыкальная – слушание музыкальной композиции.
7 Самообслуживание - подготовка рабочего места, приборка в процессе и конце занятия.