Получи документы

Проект «Читающая семья» для детей 4–5 лет

Колесникова Ирина Богдановна
Проект «Читающая семья» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Проект

"Читающая семья"

(дети 4-5 лет)

1. Паспорт проекта

Тип проекта:

По продолжительности – краткосрочный, апрель 2024.

По составу участников проекта – групповой, семейный.

По направленности деятельности участников проекта – познавательно – творческий.

Возраст детей: 4-5 лет.

Место проведения:

Состав проектной группы:

Педагог группы :

Учитель – логопед: Колесникова И. Б.

Дети средней группы - 18 человек

Родители (законные представители)

2. Проблема

Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век - век развития компьютерных и других технологий, не актуально говорить о книге, чтении. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестаёт быть процессом воспитания собственной души, требующим от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления.

В результате анкетирования родителей, выяснилось: всего 37% родителей каждый день читают книги своему ребенку, 68% имеют возможность прочесть ребенку книгу всего 2- 3 раза в месяц (из-за нехватки времени, сложного ритма жизни).

Доказано, что художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Чтение художественной литературы расширяет кругозор ребенка, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

3. Цель

Цель проекта: помочь родителям осознать ценность семейного чтения, как эффективного средства образования, развития и воспитания дошкольников. Создание партнёрских и дружественных отношений с детьми, родителями, педагогами.

Задачи:

- развивать связную речь, ее выразительность, развивать мелкую моторику, уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей;

- активизировать работу родителей по пропаганде и развитию чтения в семье;

- способствовать поддержанию традиций семейного чтения, обогащать домашней библиотеки;

- воспитывать партнёрские и дружественные отношения с детьми, родителями, педагогами.

4. Актуальность проекта

Давайте представим, хотя бы на миг,

Что вдруг мы лишились журналов и книг,

Что люди не знают, что значит поэт,

Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.

Что будто никто никогда в этом мире,

И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,

Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,

Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.

Наверно нельзя и представить такого?

Так здравствуй же, умное, доброе слово!

Пусть книги, друзьями заходят в дома!

Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

Юрий Энтин

Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. Но, как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги.

В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу, тем более ребенка — дошкольника, т. к. он является своеобразным читателем. Дети дошкольного возраста — слушатели, поэтому необходимо как можно раньше разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что это слово выражает.

Доказано, что художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Чтение художественной литературы расширяет кругозор ребенка, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

5. Ожидаемые результаты:

повышение интереса детей и родителей к художественной литературе;

возрождение традиции домашнего чтения;

обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе;

повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя;

пополнить развивающую среду в группе;

установление тесного сотрудничества между педагогом и родителями в вопросах воспитания у дошкольников интереса к книге и чтению.

6. Формы работы

организация книжного уголка в группе, оформление выставок «Книги-юбиляры», «В гостях у сказки», «Произведения А. С. Пушкина»;

• ежедневные утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге»;

• литературные викторины, конкурсы для детей;

• игры-драматизации, театрализованные игры-драматизации; дидактические игры;

• дневные литературные чтения;

• творческая мастерская: рисование, лепка, аппликация и др. ;

• фотовыставка «Папа, мама, я - читающая семья»;

• экскурсия библиотеку;

• выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям;

• читаем с мамой.

7. Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный этап

Работа с детьми:

• Изучение методико-педагогической литературы по данной теме.

• Разработка перспективного планирования по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.

• Составление конспектов образовательной деятельности, сценариев литературных викторин, игр.

• Обновление развивающей среды (подбор дидактического и методического материала по проекту).

Работа родителями (законными представителями):

• Разработка перспективного планирования по взаимодействию с родителями.

• Знакомство родителей с целью и задачами проекта.

• Оформление папок–передвижек для родителей: «Совместное чтение», «Как превратить чтение в удовольствие», буклета «Чтение – это важно».

2. Основной (практический) этап.

Работа с детьми:

• Утренние беседы о прочитанной дома книге. Цель: Приобщать детей к чтению, формировать интерес к книгам, воспитывать любовь к книге, развивать речь, память детей.

• Литературные чтения. Цель: Знакомство детей с разнообразной литературой для детей.

• Раскрашивание силуэтов любимых героев книг. Цель: Закрепление детьми знаний о прочитанных книгах, умения раскрашивать, не выходя за контуры.

• «Книжкина больница».Цель: Ремонт книг в группе.

• Сюжетно-ролевая игра «Библиотека». Цель: Познакомить детей с профессией библиотекарь, задачи его и функции.

• Прослушивание и разучивание песни из кинофильма.

• Подвижная игра «Гуси- лебеди». Цель: Развивать двигательную деятельность детей

• Разучивание пальчиковой игры «Книжки». Цель: Развитие мелкой моторики детей, памяти, внимания.

• Беседа «Берегите книги».

Цель: Воспитывать бережное отношение к книгам.

• Дидактическая игра «Из какой книги предмет?».

Цель: Закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям произведений, творческое воображение. Воспитывать у детей интерес к книгам.

Работа родителями (законными представителями):

• Буклет «Чтение – это важно». Цель: Привлечь внимание родителей (законных представителей) к проблеме семейного чтения.

• Читаем вместе с мамой в детском саду. Цель: привлечение родителей в педагогический процесс.

• Оформление полки «Свободного книгообмена – Букроссинга» (книга на прокат). Цель: Пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению, возрождение традиции семейного чтения.

• Папка-передвижка ««Как превратить чтение в удовольствие». Цель: Оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании у детей интереса к чтению.

• Конкурс «Книжки-малышки». Цель: Привлечение читательского интереса детей к книге, создание условий для развития творческого потенциала детей и их родителей.

• Консультация «Зачем читать детям книги?». Цель: Оказание помощи родителям (законным представителям) в осознании важности чтения книг детям.

• Оформление и заполнение «Книжного дерева» по прочитанным родителями с детьми книгам. Цель: Стимулирование родителей (законных представителей) на чтение книг детям.

• Папка-передвижка «Совместное чтение». Цель: Оказание помощи родителям (законным представителям) в подборе литературы для чтения детям.

• Фотовыставка «Папа, мама, я - читающая семья». Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха, активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье.

3. Заключительный этап.

• Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами.

• Анализ результатов проектной деятельности.

• Обобщение опыта на педагогическом совете.

• Презентация «Читающая семья».

8. Продукты проекта.

• Фотовыставка «Папа, мама, я – читающая семья».

• Книжки-малышки, сделанные детьми совместно с родителями.

• Папки-передвижки для родителей.

• Оформление в раздевалке полки «Свободного книгообмена – Букроссинга» (книга на прокат)

9. Результативность:

Совместная подготовка по проектной деятельности сблизила нас и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали.

В непосредственно образовательной деятельности с детьми были проведены познавательные занятия, на которых дети расширили свои представления о книгах. С детьми были организованы беседы, в ходе которых воспитанники систематизировали знания о возникновении книги, о необходимости книг в жизни людей.

К окончанию проекта «Читающая семья» дети группы узнали:

- о разнообразии книг, жанрах произведений;

- о профессиях библиотекаря, писателя, художника-иллюстратора;

- правила общения с книгой.

Дети стали бережнее относиться к книгам (не бросают их на пол, не рвут, аккуратно перелистывают страницы). В образовательной деятельности с удовольствием придумывают и рисуют свои книги. Дети чаще стали обращаться к книге за знаниями, рассматривать энциклопедии.

Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом.

Активность родителей в создании фотовыставки, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно - информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Благодаря этому проекту, работа была насыщена интересной разнообразной деятельностью, творческими проектами и положительными эмоциями.

10. Литература:

1. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М. : ТЦ Сфера, 2003.

2. Битютская Н. П. - автор-составитель. «Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.

5. Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения» - : М. : ТЦ «Сфера», 2001.

6. Смирнова О. Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2011.

Ушакова О. С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М. : -2010 г

Публикации по теме:

«Мама, папа, я — читающая семья». Семейные газеты. Совместное творчество детей и родителей«Мама, папа, я — читающая семья». Семейные газеты. Совместное творчество детей и родителей Книга, в большинстве российских семей, всегда значилась приоритетом духовных ценностей. Но ни для кого не секрет, что основной тенденцией.

Фотоотчёт о межгрупповом проекте «Читающая семья»Фотоотчёт о межгрупповом проекте «Читающая семья» Фотоотчёт о межгрупповом проекте «Читающая семья» В январе в нашем детском саду «Золотая рыбка» был реализован межгрупповой проект «Читающая.

Интернет проект «Читающая семья»Интернет проект «Читающая семья» Актуальность. Сегодня выпускается множество детских книг, как правило, отлично изданных. А ребят, не любящих читать, всё больше! Современные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект «Читающая семья» для детей 4–5 лет
Опубликовано: 3 марта 2025 в 15:23
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Читающая семья» для детей 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Колесникова Ирина Богдановна (УИ 3543506) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!
05 марта 2025 среда
Встречаем первый месяц весны!
Проводим день без гаджетов!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД