Колесникова Ирина Богдановна
Проект «Читающая семья» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
"Читающая семья"
(дети 4-5 лет)
1. Паспорт проекта
Тип проекта:
По продолжительности – краткосрочный, апрель 2024.
По составу участников проекта – групповой, семейный.
По направленности деятельности участников проекта – познавательно – творческий.
Возраст детей: 4-5 лет.
Место проведения:
Состав проектной группы:
Педагог группы :
Учитель – логопед: Колесникова И. Б.
Дети средней группы - 18 человек
Родители (законные представители)
2. Проблема
Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век - век развития компьютерных и других технологий, не актуально говорить о книге, чтении. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестаёт быть процессом воспитания собственной души, требующим от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления.
В результате анкетирования родителей, выяснилось: всего 37% родителей каждый день читают книги своему ребенку, 68% имеют возможность прочесть ребенку книгу всего 2- 3 раза в месяц (из-за нехватки времени, сложного ритма жизни).
Доказано, что художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Чтение художественной литературы расширяет кругозор ребенка, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
3. Цель
Цель проекта: помочь родителям осознать ценность семейного чтения, как эффективного средства образования, развития и воспитания дошкольников. Создание партнёрских и дружественных отношений с детьми, родителями, педагогами.
Задачи:
- развивать связную речь, ее выразительность, развивать мелкую моторику, уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей;
- активизировать работу родителей по пропаганде и развитию чтения в семье;
- способствовать поддержанию традиций семейного чтения, обогащать домашней библиотеки;
- воспитывать партнёрские и дружественные отношения с детьми, родителями, педагогами.
4. Актуальность проекта
Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!
Юрий Энтин
Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. Но, как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги.
В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу, тем более ребенка — дошкольника, т. к. он является своеобразным читателем. Дети дошкольного возраста — слушатели, поэтому необходимо как можно раньше разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что это слово выражает.
Доказано, что художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Чтение художественной литературы расширяет кругозор ребенка, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
5. Ожидаемые результаты:
повышение интереса детей и родителей к художественной литературе;
возрождение традиции домашнего чтения;
обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе;
повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя;
пополнить развивающую среду в группе;
установление тесного сотрудничества между педагогом и родителями в вопросах воспитания у дошкольников интереса к книге и чтению.
6. Формы работы
организация книжного уголка в группе, оформление выставок «Книги-юбиляры», «В гостях у сказки», «Произведения А. С. Пушкина»;
• ежедневные утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге»;
• литературные викторины, конкурсы для детей;
• игры-драматизации, театрализованные игры-драматизации; дидактические игры;
• дневные литературные чтения;
• творческая мастерская: рисование, лепка, аппликация и др. ;
• фотовыставка «Папа, мама, я - читающая семья»;
• экскурсия библиотеку;
• выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям;
• читаем с мамой.
7. Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап
Работа с детьми:
• Изучение методико-педагогической литературы по данной теме.
• Разработка перспективного планирования по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
• Составление конспектов образовательной деятельности, сценариев литературных викторин, игр.
• Обновление развивающей среды (подбор дидактического и методического материала по проекту).
Работа родителями (законными представителями):
• Разработка перспективного планирования по взаимодействию с родителями.
• Знакомство родителей с целью и задачами проекта.
• Оформление папок–передвижек для родителей: «Совместное чтение», «Как превратить чтение в удовольствие», буклета «Чтение – это важно».
2. Основной (практический) этап.
Работа с детьми:
• Утренние беседы о прочитанной дома книге. Цель: Приобщать детей к чтению, формировать интерес к книгам, воспитывать любовь к книге, развивать речь, память детей.
• Литературные чтения. Цель: Знакомство детей с разнообразной литературой для детей.
• Раскрашивание силуэтов любимых героев книг. Цель: Закрепление детьми знаний о прочитанных книгах, умения раскрашивать, не выходя за контуры.
• «Книжкина больница».Цель: Ремонт книг в группе.
• Сюжетно-ролевая игра «Библиотека». Цель: Познакомить детей с профессией библиотекарь, задачи его и функции.
• Прослушивание и разучивание песни из кинофильма.
• Подвижная игра «Гуси- лебеди». Цель: Развивать двигательную деятельность детей
• Разучивание пальчиковой игры «Книжки». Цель: Развитие мелкой моторики детей, памяти, внимания.
• Беседа «Берегите книги».
Цель: Воспитывать бережное отношение к книгам.
• Дидактическая игра «Из какой книги предмет?».
Цель: Закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям произведений, творческое воображение. Воспитывать у детей интерес к книгам.
Работа родителями (законными представителями):
• Буклет «Чтение – это важно». Цель: Привлечь внимание родителей (законных представителей) к проблеме семейного чтения.
• Читаем вместе с мамой в детском саду. Цель: привлечение родителей в педагогический процесс.
• Оформление полки «Свободного книгообмена – Букроссинга» (книга на прокат). Цель: Пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению, возрождение традиции семейного чтения.
• Папка-передвижка ««Как превратить чтение в удовольствие». Цель: Оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании у детей интереса к чтению.
• Конкурс «Книжки-малышки». Цель: Привлечение читательского интереса детей к книге, создание условий для развития творческого потенциала детей и их родителей.
• Консультация «Зачем читать детям книги?». Цель: Оказание помощи родителям (законным представителям) в осознании важности чтения книг детям.
• Оформление и заполнение «Книжного дерева» по прочитанным родителями с детьми книгам. Цель: Стимулирование родителей (законных представителей) на чтение книг детям.
• Папка-передвижка «Совместное чтение». Цель: Оказание помощи родителям (законным представителям) в подборе литературы для чтения детям.
• Фотовыставка «Папа, мама, я - читающая семья». Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха, активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье.
3. Заключительный этап.
• Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами.
• Анализ результатов проектной деятельности.
• Обобщение опыта на педагогическом совете.
• Презентация «Читающая семья».
8. Продукты проекта.
• Фотовыставка «Папа, мама, я – читающая семья».
• Книжки-малышки, сделанные детьми совместно с родителями.
• Папки-передвижки для родителей.
• Оформление в раздевалке полки «Свободного книгообмена – Букроссинга» (книга на прокат)
9. Результативность:
Совместная подготовка по проектной деятельности сблизила нас и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали.
В непосредственно образовательной деятельности с детьми были проведены познавательные занятия, на которых дети расширили свои представления о книгах. С детьми были организованы беседы, в ходе которых воспитанники систематизировали знания о возникновении книги, о необходимости книг в жизни людей.
К окончанию проекта «Читающая семья» дети группы узнали:
- о разнообразии книг, жанрах произведений;
- о профессиях библиотекаря, писателя, художника-иллюстратора;
- правила общения с книгой.
Дети стали бережнее относиться к книгам (не бросают их на пол, не рвут, аккуратно перелистывают страницы). В образовательной деятельности с удовольствием придумывают и рисуют свои книги. Дети чаще стали обращаться к книге за знаниями, рассматривать энциклопедии.
Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом.
Активность родителей в создании фотовыставки, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно - информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Благодаря этому проекту, работа была насыщена интересной разнообразной деятельностью, творческими проектами и положительными эмоциями.
10. Литература:
1. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М. : ТЦ Сфера, 2003.
2. Битютская Н. П. - автор-составитель. «Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.
5. Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения» - : М. : ТЦ «Сфера», 2001.
6. Смирнова О. Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
Ушакова О. С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М. : -2010 г