Хайбуллина Юлия
Занятие по развитию речи в старшей группе по произведениям Е. И. Чарушина
▼ Скачать + Заказать документы
Предварительная работа:
Рассказ воспитателя о Евгении Ивановиче Чарушине – писателе и художнике, рассматривание рисунков Е. Чарушина, чтение его рассказов: «Лисята», «Про Томку», «Медвежата» и др.
Наглядные материалы:
Рисунки Е. Чарушина, книги Е. Чарушина, игрушка - воробушек, маленький шарик
Тема «Пересказ художественного произведения Е. Чарушина «Воробей»
Программное содержание:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Чарушин Е.И.
- Чтение, детская литература
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
Учить детей самостоятельному пересказу, выражать свое отношение к прочитанному, высказывать свое мнение.
Развивать умение детей подбирать к существительному несколько прилагательных, умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Воспитывать гуманное отношение к птицам.
Способствовать укреплению здоровья детей: следить за осанкой, развивать кисти рук, снижать утомление и статическое напряжение.
Ход занятия
- Ребята, каких птиц вы видели на улице? (Голубя, ворону, воробья, сороку, синицу.)
- Угадайте, про кого я загадаю загадку.
Маленький мальчишка
В сером армячишке
Собирает крошки
Он боится кошки. (Воробей)
- А как можно назвать детеныша воробья? (Воробушек, Воробейчик, воробышко.)
- Наш любимый писатель Е. Чарушин написал интересное произведение о таком маленьком воробушке, хотите узнать что с ним приключилось? Но сначала вспомним с какими произведениями Е. Чарушина мы познакомились : («Лисята», «Про Томку», «Медвежата» и др.). Сейчас я вас познакомлю с новым произведением Е. Чарушина
«Воробей».
Чтение воспитателем рассказа.
Физминутка.
Пой-ка, пой-ка подпевай-ка,
Десять птичек - будет стайка,
(Поднимаем кисти рук над головой, делаем вращательные движения кистями рук.)
Эта птица – соловей,
(загибаем мизинец левой руки)
Эта птица – воробей,
(Загибаем безымянный палец)
Эта птица – совушка, сонная головушка,
(Загибаем средний палец)
Эта птица – свиристель,
(Загибаем указательный палец)
Эта птица – коростель,
(Загибаем большой палец)
Эта птица – скворушка, синенькое перышко,
(Загибаем мизинец правой руки)
Эта - зяблик,
(Загибаем безымянный палец левой руки)
Эта – стриж,
(Загибаем средний палец)
Эта – развеселый стриж,
(Загибаем указательный палец)
Ну а это злой орлан
(Загибаем большой палец)
Птицы, птицы – по - домам!
(Хлопаем в ладоши, сжимаем пальцы в кулак)
- Ребята, что мы с вами прочли: стихотворение, рассказ или сказку? (Рассказ)
- Почему вы так считаете? (В нем рассказывается о маленьком воробушке, который учился летать.)
- А как ещё можно назвать этот рассказ? («Про воробья», «Никита и воробей», «Как воробьишка учился летать».)
- Каким воробей был в рассказе? (Маленький, нахохленный, коротенький хвостик, клюв желтый, неуклюжий, беспомощный.)
- Какие чувства он у вас вызывает? (Жалко, хочется подержать в руках, хочется помочь.)
- В рассказе автор сравнивает воробья с шариком. Послушайте, как мягко и нежно звучит – «шарик». Не с шаром и кругом, а именно с маленьким шариком.
- Как воробушек попал к Никите? (Мальчик подобрал его в саду, когда гулял.)
- Зачем Никита забрал его домой? (Воробушек был один, он не умел летать, его могла съесть кошка, он мог погибнуть от голода.)
- Хорошо ли было воробью в доме у мальчика? (Хорошо. Его кормили. Никита играл с ним, учил его летать. Он не обижал воробья, он его любил.)
- Для чего Никита стал учить воробья летать? (Воробей – птица, он должен уметь летать, жить на воле.)
- Как вы думаете, Никита правильно поступил, что отпустил воробья? (Правильно.)
- Воробышку хорошо жилось дома у Никиты. Может быть, надо было его оставить, не отпускать? (Нет, птице лучше жить на воле.)
- Вспомните, как расстались воробей и Никита? (Никита выпустил воробья в саду, и тот полетел сначала через забор, затем через дерево, через дом, а потом совсем улетел.)
- Что чувствовал Никита при расставании? (Жалко расставаться с другом. Радостно, что воробей окреп, стал большим, научился летать.)
- А теперь вспомним чистоговорку про воробья:
Скачет, скачет воробей
Кличет маленьких детей.
Киньте крошек воробью
Я вам песенку спою
Чик – чирик!
- Ребята, давайте с вами попробуем пересказать этот рассказ. Рассказ большой, можно поделить его на части. Первую часть назовем: «Встреча Никиты и воробья». Вторую часть назовем: «Как воробей жил у мальчика дома». Третью часть назовем: «Расставание друзей».
- Ребята, подумайте, кто какую часть желает пересказать. А все вместе мы перескажем целый рассказ. Пересказ рассказа детьми по частями в целом.
- Ребята, сегодня, когда мы пойдем на прогулку, давайте внимательно присмотримся к воробьям на улице. Может быть, среди них есть и наш воробей из рассказа.