Ирина Голубева
Фотоотчет «Игры наших бабушек» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность в детском саду
Проект «Игры наших бабушек»
Старший воспитатель Пильчуко В. А.
Воспитатели подготовительной группы: Голубева И. В., Тищенко Ю. Н.
Дошкольный возраст – время активного познания мира, и одним из лучших способов этого познания являются игры.
Игры наших бабушек – это не только забава, но и богатый источник народной мудрости, традиций и культуры.
Эти игры, передаваясь из поколения в поколение, сохраняют свою актуальность и сегодня. Они учат детей взаимодействовать друг с другом, развивают воображение и творческие способности, а также прививают любовь к народной культуре и традициям.
Возвращение к играм прошлого в детском саду – это не просто дань уважения истории, но и возможность обогатить современный образовательный процесс, сделав его более живым, интересным и полезным для наших воспитанников.
Проект «Игры наших бабушек», возник на основе вопросов, которые задавали наши дети: Что будет в школе? Какие игрушки можно брать с собой в школу? Где и когда можно будет там играть? И самый главный вопрос «В какие игры можно будет играть на переменах?»
Мы решили, что нужно ребятам рассказать историю возникновения различных игр, а также познакомить с играми, в которые играли их родители и бабушки на переменах в школе.
Этот проект призван познакомить детей с играми, в которые играли их бабушки и дедушки, развивая интерес к истории семьи и культурному наследию.
Цели и задачи
Ознакомление с различными играми.
Развитие физических качеств через активные игры.
Воспитание уважения к старшему поколению.
Создание позитивной атмосферы сотрудничества между детьми и взрослыми.
Методы реализации
Беседы с родителями, бабушками и дедушками о их любимых играх.
Просмотр видеоматериалов и иллюстраций.
Организация игровых занятий
Совместное изготовление атрибутов для игр.
Ожидаемые результаты
Наш дети узнают о забытых играх, развивают физические навыки, укрепляют связь с семьей и почувствуют гордость за свою историю. Проект способствует формированию культурной идентичности и передаче традиций от поколения к поколению.
Мы провели анкетирование родителей, бабушек и дедушек, на тему «В какие игры вы играли в детстве?», и тем самым привлекли старшее поколение к работе на данном проекте.

Таким образом мы выяснили, с какими играми и их историей мы будем знакомить наших воспитанников.
И вот начались наши игры.
Как всегда, игра начиналась с «Зазывалок».
Сам игровой процесс не мыслим без прелюдий. «Зазывалки» использовались как зачин, призывающих потенциальных участников к игре с помощью специальной речёвки. Нашим ребятам это начало очень понравилось. Они выучили очень много речёвок и стали применять их на практике как в дошкольном отделении, так и дома, играя с родителями.

А вот история возникновения игры была интересна те только детям. Но и их родителям. Они с нескрываемым интересом открывали для себя интересные факты о возникновении игр. Таким образом мы привлекли к сотрудничеству родителей, бабушек, дедушек и конечно же детей. Все игры проигрывались не только в стенах дошкольного учреждения, но и дома. А затем все делились впечатлениями от проведенных совместных досуговых вечерах.
Мы начали знакомство с игры «Колечко».
Это старая русская игра, известная с начала ХIХ века. Имеет еще одно название «Золото хоронить». Она входила в святочные развлечения молодежи, особенно девушек и была финальной частью посиделок. К концу ХХ века игра утратила свою песнь со Святками, свой магический смысл и сохранила только название игрового предмета – кольца.

Издавна «Жмурки» были любимой игрой не только у крестьян, но и у детей из помещичьих семей. Эта игра стирала грани между сословиями, возрастом и интересами. Со временем о ней узнали и в Европе.
Суть игры остается неизменной. В старину на Руси игра понравилась детям и превратилась в любимую забаву, тренирующую ловкость, внимание, координацию движений, смелость, командный дух и уверенность в себе. Шло время - игра видоизменялась, дополнялась новыми правилами и считалочками. Так практически в каждом дворе можно было увидеть свою версию «Жмурок».

Игра «Резиночка» родом из самого знаменитого международного лагеря «Артек», который в советское время считался визитной карточкой пионерской организации страны. Советских школьников с этой игрой познакомили чешские пионеры, приехавшие отдыхать в лагерь в Крым. Это были 60-е годы ХХ столетия. Из «Артека» игра быстро разошлась по всему Советскому Союзу. Сама игра, точнее ее прародительница, возникла в Китае ещё в VII веке и постепенно распространилась по всей Юго-Восточной Азии, а затем и Европе. Пик популярности советской «Резиночки» пришёлся на 80-90-е годы. Игра проводилась при каждом удобном случае – в школе, во время перемен, во дворе и т. д. Упражнения и правила игры передавались из уст в уста.

«Кошки-Мышки»
Старинная салочная русская игра. Все участники своими активными действиями помогают мышке убежать от кошки.
Игра была настолько известной, что даже название ее вошло в поговорку «Играть в кошки-мышки», что значит: хитрить друг с другом, притворно поддаваться, лукавить.

А вот история игры в классики оказалась очень захватывающей и очень интересной.
Оказывается, во что-то вроде классиков играли еще в Древнем Риме. Правда, тогда это развлечение было доступно исключительно мальчикам.
Таким образом будущие воины тренировали устойчивость, ловкость движений, выдержку, умение держать равновесие.
Протяженность линий древнеримских классиков составляла — 30 метров.
Первые упоминания о «классиках», датируются І веком нашей эры.
Уже в Средневековье игра стала популярной и в Европе, где из серьезного обучающего занятия классики быстро трансформировались в детское развлечение.
По-прежнему, в классики играли преимущественно мальчики, и лишь к 1950-м в игру активно стали включаться девочки.
Мы прыгаем не только на улице летом, но и в стенах нашего дошкольного отделения. У нас «Классики» в холлах и там можно прыгать всем желающим.


Как вы думаете, где придумали крестики нолики?
Существуют разные версии появления игры «Крестики-нолики».
Вот некоторые из них:
Игра появилась в Индии около 2000 лет назад.
Игру изобрел неизвестный математик, который решал трехуровневое уравнение.
Игра могла быть придумана в Китае.
В дореволюционной России эта игра называлась «херики-оники»
(по названию букв алфавита: х — «херъ», о — «оно»).
Почему "Крестики-Нолики"?
Многие задаются вопросом, почему эта игра на английском называется "tic-tac-toe". Один из ответов - это звуки, которые издает карандаш при рисовании, похожие на произношение этого слова.
В то же время точного ответа на этот вопрос нет.
В русском языке название "крестики-нолики" предельно простое и лаконичное.
Оно состоит из наименований символов, которыми играют игроки.
Крестики-Нолики так популярны из-за своей простоты. Не нужно знать язык или иметь особые инструменты, чтобы играть.
Крестики-Нолики - не просто игра. Это часть нашей истории. Каждый раз, когда мы играем, мы в своем роде продолжаем старые традиции, заложенные нашими дальними предками.

