Алёна Счастливая
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»
▼ Скачать + Заказать документы
Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»
Цель: учить детей связно пересказывать рассказ Е. Чарушина «Лисята», формировать читательскую грамотность посредством различных заданий.
Задачи:
Образовательные:
1. Закреплять умения детей выразительно передавать литературный текст, связно,
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Пересказ рассказа Е, Чарушина „Лисята“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Чарушин Е.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
последовательно, без помощи вопросов педагога.
2. Закреплять умение подбирать по смыслу названия качеств (прилагательные) и действий (глаголы); умение определять количество предметов – один и много.
3. Упражнять в умении громко и четко произносить слова, отвечать на вопросы полным предложением.
Развивающие :
1. Развивать интерес к речевым занятиям.
2. Развивать память, внимание, мышление.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать культуру поведения, дружелюбие, уважение друг к другу.
Здоровьесберегающие:
1. Следить за осанкой детей.
Материал: корзинка с загадкой, лисьи следы, ёлка, 2 игрушечных лисёнка, портрет Е. Чарушина, выставка книг писателя, рассказ, фишки круглые и квадратные разных цветов в мешочке, кубики цвета квадратных фишек, картинки по сюжету, раскраска лисёнка на каждого ребёнка.
Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Орг. момент:
- Ребята, посмотрите, здесь следы!
Давайте мы по ним пойдем,
Секрет, наверно, там найдем,
Мы секретик разгадаем,
Что нас ждет - сейчас узнаем!
Вводная часть.
Дети идут по следам и находят корзинку, а там загадка про лису.
Летом, осенью, зимой
Идет по тропочке лесной,
След хвосточком заметает,
А как ее зовут, кто знает?
Я загадываю, а дети отгадывают.
- Молодцы! Ребята, скажите, как зовут детеныша лисы? (лисенок)
- Правильно, а вам не кажется, что у нас в группе кто-то есть, посмотрите, следы куда ведут? (находят ёлочку, а под ней двух лисят (игрушки)
- Это кто же к нам пожаловал, ребята? Посмотрите, какие лисята замечательные!
- Давайте с ними поиграем, вы их передавайте друг другу и говорите, какие они или что могут делать. (рыжие, пушистые, маленькие, хитрые, милые, красивые, забавные, любопытные, игривые, шустрые, очаровательные, шаловливые, озорные, маленькие и т. п.) (крадутся, тихо подкрадываются, любят курочек, тявкают, обнюхивают, ловят, выслеживают, убегают, прячутся, ищут, гонятся, прыгают и т. п.)
Дети проходят на стульчики.
Основная часть.
- А хотите узнать, почему лисята появились в нашей группе? Нам этот секрет сможет открыть вот этот знаменитый писатель (показываю портрет автора) Евгений Чарушин. Он написал много произведений для детей. Хотите послушать одно из них? Как вы думаете о ком будет оно?
- Но сначала я расскажу вам немного об Евгении Чарушине.
Много лет назад в старинном городе Вятке жил мальчик Женя Чарушин. В доме у них водились кошки, собаки, козлята, утки. Он помогал лечить раненых и больных зверей, заботился о них, дружил с трёхногим псом Бобкой. Мальчик любил читать книги о путешествиях, о животных, о природе; рисовал птиц и зверей. Женя прекрасно понимал характер, настроение, повадки животных. Все знания, умения помогли ему стать художником и писателем. Он написал много рассказов о животных. (ВЫСТАВКА книг автора)
- Значит, нам нужно узнать, зачем в нашей группе появились лисята? Давайте послушаем рассказ.
Работа над текстом:
(Первый раз читаю рассказ)
- Так зачем в нашей группе появились лисята? (чтобы познакомить с рассказом Чарушина)
- А ещё, чтобы научить нас пересказывать текст, который услышали.
Беседа по произведению.
1. Про кого говорится в рассказе? (Про лисят.)
2. Как вы думаете, почему лисята поселились у охотника дома? (Потеряли маму, замерзали в лесу)
3. Какие были лисята? Как называет их автор? (Шустрые, беспокойные, ловкачи.)
4. Автор назвал лисят ловкачами. А как вы понимаете слово «ловкач»? (подвижные,
изворотливые, ловкие живые существа)
5. Как играли лисята? (бегали по охотнику, влезали на занавеску; залезали на шкаф, залезали на комод, таскали друг друга за шиворот. (Объяснить, что значит эта фраза – задняя часть шеи, загривок, так животные-мамы носят своих детёнышей)
6. Куда лисята однажды спрятались? (залезли в сапог.)
7. Как охотник обнаружил лисят? (сапог зашевелился)
8. Чем заканчивается рассказ? (охотник схватил лисёнка за хвост, следом выскочил другой)
- Вы очень хорошо запомнили рассказ, ответили на мои вопросы.
Физминутка
- Давайте теперь поиграем в игру - если я скажу про одного лисёнка, вы топаете ногами, если про двоих, то хлопаете в ладоши: озорной, шустрые, пушистые, беспокойный, хитрые, рыжий, милый, маленький, милые, забавные, игривый.
- Ребята, а лисята что-то просят. Сейчас послушаю. Они просят пересказать рассказ про них. Но не просто так, а в группах и в парах.
Мешочек с фишками: круглые по цвету – пара, квадратные по цвету – группа. Пары садятся на стульчики, а группы проходят к столам с обозначением своего цвета (кубик)
- Напомните мне, пожалуйста, зачем к нам в группу пришли лисята?
- Давайте ещё раз послушаем рассказ, только теперь я буду по ходу рассказа вывешивать картинки, которые вам помогут при пересказе.
Повторное чтение рассказа.
Задание для группы : составить картинки по порядку и каждому рассказать свой сюжет.
- Чья группа готова отвечать – прошу сюда, встаньте по порядку и попробуйте рассказать о лисятах по своим картинкам.
Задание для пары: договориться, кто начинает рассказ, а кто заканчивает.
- А теперь послушаем тех, кто готовился в паре. Можете тоже рассказать по картинкам.
Итог занятия (вместе разбирают, оценивают свою работу)
- Что-то наши друзья загрустили, как вы думаете, почему? (рассуждения детей)
- Вы правы, они скучают по маме, по своей семье, давайте их отпустим?
- Зачем к нам приходили лисята? Чему мы учились?
- Справились ли мы с заданием лисят?
- А кому было трудно или тяжело? Почему? Что нужно сделать в следующий раз, чтобы было легче выполнить задание?
- Скажите, о чём бы вы хотели рассказать родителям дома о нашем занятии?
- На память о нашей встрече лисята хотят вам подарить раскраски. А нашим гостям скажем до свидания, спасибо за внимание!