Дворникова Снежана
Занятие по развитию речи в старшей группе «Мой дом — моя крепость»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
по развитию речи в старшей группе
на тему: «Мой дом – моя крепость».
Подготовила воспитатель:
Дворникова Снежана Юрьевна.
Цели и задачи:
- Обобщить и закрепить у детей знания, полученные ранее.
-Закрепить понятия по лексической теме.
Публикация «Занятие по развитию речи в старшей группе „Мой дом — моя крепость“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
-Развивать логическое мышление, мелкую и общую моторику, внимание, память, мышление.
-Развивать фонематическое восприятие.
-Развивать навыки устной монологической речи.
- Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.
- Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе.
-Воспитать чувства сопереживания, толерантного отношения к окружающему миру.
Материал:
Части дома; карточки, сюжетные иллюстрации к играм и беседе; смайлики на каждого ребенка; сундучок с картинками; мяч; музыкальный материал.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите какое чудесное утро, сколько гостей к нам пришло. Давайте поприветствуем друг друга и гостей словами:
Доброе утро. Скорей проснитесь,
Солнцу шире улыбнитесь!
Пусть улыбки в виде смайликов будут с вами на протяжении всего нашего занятия.
(Раздать смайлики детям)
Воспитатель: Ребята, а почему мы с вами друг другу улыбаемся, а не ссоримся, не кричим друг на друга?
Правильно, потому что мы с вами в нашей группе одна большая дружная семья. А в семье что делают? (Дружат)
Беседа: «Дружба». А скажите, что такое дружба? (Ответы детей)
Да дети нужно дорожить своей дружбой и беречь ее.
И я вам сейчас предлагаю построить большой дом для всех нас. Согласны?
И так давайте строить дом.
Игра «Из чего сделан дом»
а как мы можем назвать дом, если он построен из ….
1. Дом из дерева какой? – деревянный.
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ИЗБЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ В далекие времена люди жили без электричества. Дома их были невысокими и сильно отличались от современных многоэтажек. Для строительства использовали природные материалы, которые можно было достать поблизости. В России, богатой лесами, это дерево. Из стволов деревьев заготавливали бревна и строили, а точнее рубили избу. Изба (на древнерусском «истьба») означает «дом» или «отапливаемый жилой сруб». Избы на Руси рубили еще в 10 веке. Инструментов для рубки использовали минимум – топор, скобель да долото. Пилой пользовались редко. Чтобы дом получился долговечным и крепким, поры дерева должны были остаться закрытыми. Пила же перерезала древесные волокна, отчего бревно легко пропитывалось влагой. Интересно, что строили избу без единого гвоздя. Бревна соединялись между собой с помощью выдолбленных пазов. Они соединялись настолько прочно и плотно, что дома сохранялись столетиями.
Про деревянный дом рассказывает воспитатель, а затем дальше воспитатель спрашивает у детей из чего дом.
2. А если дом из камня – каменный.
3. Из соломы – соломенный.
4. Изо льда – ледяной.
5. Из кирпича – кирпичный.
6. Из картона – картонный
7. Из бетона – бетонный.
Вы очень красиво и правильно говорите, а давайте попробуем поиграть с вами в «Эхо» (Игра «Эхо»-воспитатель произносит слоги, а дети тихо повторяют)
До-то-до Да-та-да Душ-туш-душ Дом-том-дом Дым-тым-дым
Молодцы, а я предлагаю сделать стены нашего дома из сказок о дружбе! Ведь сказочные герои тоже умеют дружить, правда?
Давайте вспомним такие сказки о дружбе. ( Ответы детей: Цветик - семицветик, Теремок, Бременские музыканты, Винни-пух, Три поросенка, Снежная королева.
Все иллюстрации весях на мольберте.
Воспитатель: Давайте еще раз вспомним кто дружил в этих сказках?
(Ответы детей при просматривании иллюстраций к сказкам.)
Воспитатель: Да, дети, эти все сказки о дружбе.
(После сказок появляются стены дома)
Воспитатель: Вот мы молодцы, уже и стены стоят. Теперь нам нужно построить … что?
Дети: крышу
Ой, посмотрите, мы с вами так хорошо работаем, что у нашего дома появилась крыша.
«Назови картинку и найди первый звук»
Цель: Учить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.
Материал: Карты с нарисованными картинками.
Ход игры:
У детей – карты с нарисованными картинками.
Воспитатель называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.
Физкультминутка. «Дом»
Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют прыжки на месте)
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой)
Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед)
Будет жить в нем старый гном. (Приседают)
Взяли, детки, белый ком (сделать руками небольшой круг в воздухе в наклоне вперёд) ;
Мы польём его водой, (присесть, «поднимая ведро и выливая воду»)
Домик будет ледяной (наклоны туловища вправо – влево, руки на поясе)
Ком за комом мы кладём, (наклоны влево-вправо, беря ком за комом и складывая их один на один;)
Вот и вылепили дом. (потянуться на носочках, руки вверх (большой дом).
Появляются двери и дом готов.
У нас получился красивый большой дом, где мы все с вами можем поместиться. А давайте проявим смекалку и свое воображение и вспомним названия сказок, где у героев были свои домики. Ведь в каждой сказке, у каждого героя был свой домик. Правда?
«Как у нас семья большая»
Как у нас семья большая
Да весёлая.
(ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)
Два у лавки стоят,
(загнуть большие пальцы на обеих руках)
Два учиться хотят,
(загнуть указательные пальцы на обеих руках)
Два Степана у сметаны объедаются.
(загнуть средние пальцы)
Две Дашки у кашки питаются.
(загнуть безымянные пальцы)
Две Ульки в люльке качаются.
(загнуть мизинцы)
Достаем наш волшебный сундучок. (Игра «Угадай сказку»). Составление предложений по сказкам.
Воспитатель: Дети вы сегодня потрудились на славу. Дом стал такой замечательный.
Скажите какой он у нас получился?
Задание «Пантомима»
- Что можно делать в доме? А теперь покажем это все без слов с помощью движений.
Примеры слов: спать, кушать, смотреть телевизор, читать, убираться, веселиться и, играть и т. п.
А теперь я вам предлагаю сложить каждому свой домик из конструктора…
Нашему дому так понравилось, как вы его строили, что он приготовил для вас небольшой сладкий сюрприз. Но прежде вы мне скажите:
вам понравилось сегодняшнее занятие? А чем мы с вами занимались?
Сюрпризный момент.
Выходим на ковер, где лежит конструктор лего и строим свои дома.
Скажите, ребята, какие трудности вы испытали при строительстве дома? А какие работы, по-вашему, выполнены более аккуратно? Все потрудились на славу. А теперь давайте приведём в порядок наши рабочие места.