Бишенова Фатима
Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие по стране правильной речи»» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте
"Путешествие по стране правильной речи»" в старшей группе
Цель: в увлекательной форме путешествия повторить и обобщить знания
детей по темам, пройденным за учебный год.
Публикация «Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте „Путешествие по стране правильной речи““ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Образовательные задачи. Повторять, обобщать и систематизировать знания
детей. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза; закрепить
навыки чтения слов и предложений с изученными буквами; формировать
правильную речь; закрепить правильные речевые навыки в различных речевых
ситуациях.
Развивающие задачи. Развивать и обогащать словарь детей через участие в словесно-речевых играх; развивать умение применять знания на практике; способствовать развитию связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.
Воспитательные задачи. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитывать умение
детей самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
Планируемые результаты: самостоятельное решение, поставленных перед
детьми задач.
Вид деятельности: игровая, познавательная, поисковая, коммуникативная.
Методы: игровые, наглядные. словесные, практические.
Приемы: вопросы, указания, поощрительная оценка.
Интеграция с образовательными областями: познавательная, социально-коммуникативная, физическая культура.
Материалы и оборудование. Пальчиковый бассейн с желудями, магнитные
буквы, предметные картинки на выученные буквы (А,О,У, И, Д-Т, Б-П, Г-К, М,
Н, Ф, магнитная доска, карта с определительными знаками для игр в
путешествии, конверты с заданиями, контейнеры с фишками красного, зеленого
и синего цвета, мнемотаблица со стихотворением, дидактическая игра «Разноцветные корзинки» (на автоматизацию звука «А», настольно-печатная игра «Найди своего брата. Слова омонимы», карточки со слогами, словами и предложениями, конверты с медальками для детей и взрослых.
Ход занятия
I часть вступительная.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычное занятие, на нём присутствуют гости. Поприветствуйте их. Молодцы!
- Сегодня мы с вами будем путешествовать по стране Правильной речи. Вы будьте внимательны, отвечайте на вопросы. Мы покажем гостям, как правильно произносить звуки, находить место звука в слове, соединять слоги, читать слова и строить предложения. А в путешествие мы отправимся на разных видах транспорта.
Но сначала давайте мы с вами разбудим наши буквы, которые мы с вами уже выучили. Они тоже отправятся с нами в путешествие. (Воспитатель предлагает им опустить руки в бассейн с желудями и найти буквы (на магнитах). Возьмите по одной букве. Назовите их, внимательно посмотрите на картинки и поставить буквы над теми картинками, названия которых начинаются с данных букв.
Проводится игра «Найди и соедини». Дети комментируют выполнение задания.
1-й ребенок — А - я поставил над апельсином. 2-й р-к — У - я поставил над уткой. 3-й р-к — И- я поставил над индюком. 4-й р-к — О - я поставил над осой. 5-й р-к — Д - я поставил над домиком. 6-й р-к — Т - я поставил над телевизором. 7-й р-к — Б - я поставил над барабаном. 8-й р-к — П - я поставил над платьем. 9-й р-к – Г - я поставил над глобусом. 10-й р-к — К - я поставил над кастрюлей. 11-й р-к — М - я поставил над медведем. 12-р-к — Ф - я поставил над флажком. 13-й р-к – Н - я поставил над носорогом. (Педагог хвалит детей, убирает картинки и буквы, уточняют, что буквы мы видим и пишем, звуки мы слышим, согласные буквы обозначаем синим и зеленым цветом, а гласные — красным).
II часть Основная
Воспитатель: Путешествовать мы будем на разных видах транспорта, названия которых вы должны отгадать по первой и последней букве.
Пройдя все испытания мы придем к Замку Мудрой Совы. Вы готовы?
2. Первая буква В, последняя Д. Дети: (велосипед). Воспитатель: Правильно, буква «В» (показать её) Воспитатель: Как вы думаете, звук «В» какой он? Дети. Согласный.
Воспитатель: Каким цветом мы обозначаем согласные звуки?
Дети: синим и зеленым.
Воспитатель: Верно. Буква «В» обозначает два звука «В» и «Вь».
Воспитатель: Прохлопайте в ладоши и определите сколько слогов в слове велосипед?
Д е т и. 4
Воспитатель: Назовите первый слог.
Дети: Ве
Воспитатель: какой звук вы слышите «В» или «Вь»? Дети. Вь
Воспитатель: Верно. Звук «вь» какой он?
Дети: согласный, звонкий. мягкий. Воспитатель хвалит детей.
Воспитатель: Назовите слова, в которых мы можем услышать звук «Вь».
Дети: весна, вилка, ведро, веночек, весло, веревка, (Воспитатель хвалит детей).
Воспитатель: Прежде, чем мы отправимся в путь, мы с вами выполним небольшое задание - игра «Послушай и похлопай». Если вы услышите звук
[В] – похлопайте в ладоши, если этого звука нет — спрячьте руки за спину. Для игры используется следующий материал: в, д, б, п, ф, г, в, к, н, ву, во, ды, ва, фо, ну, ви; вот, весна, Сева, вода, ветер, группа, повар, воздушный, ковер, совок, погода, флаг, свитер. (воспитатель хвалит детей). Воспитатель: Ну а теперь садимся на велосипед (показывают движение) и отправляемся в путь. Мы попали в город «Мимики и жестов». Когда-то очень давно люди не умели разговаривать и общались между собой, используя мимику и жесты. Сейчас мы поиграем в игру и посмотрим, легко ли понимать других, не используя речь.
Задание для детей:
Показать частями тела:
• как твои плечи говорят: «я горжусь».
• как твоя спина говорит: «я старый, больной человек».
• как твой палец говорит: «иди сюда».
• как твой рот говорит: «М-м-м, я люблю это печенье…»
• как твое ухо говорит: «Я слышу птичку».
• как твой нос говорит: «Мне что-то не нравится…» (хвалит детей)
3. Мы поедем дальше на транспорте, который начинается с буквы П, заканчивается буквой Д (поезд).
Воспитатель: Но сначала послушайте стихотворение:
Поля Павлу под подушку, положила погремушку.
Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [п]?
Дети. Поля, Павлу, под, подушку, положила, погремушку.
Воспитатель: Поля, Павел — кто это?
Дети: имена детей.
Воспитатель: как пишутся имена, фамилии и отчества детей, взрослых?
Дети: с большой (заглавной) буквы.
Воспитатель: Поля — это имя кого?
Дети: имя девочки. Павел?
Дети: имя мальчика.
Воспитатель: давайте мы подойдем к столу и составим звуковую цепочку имени Поля и Павел. (на столе контейнеры с синими, красными и зелеными фишками). Сначала прохлопаем в ладоши и определим, сколько слогов в данном слове. Дети прохлопывают и определяют два слога. Затем составляют звуковую цепочку имени Поля и Павел.
Воспитатель: Правильно. Ну а теперь садимся в поезд (изображают движение) и отправляемся в путь. Мы прибыли в город «Картины». Задание такое – нужно составить рассказ по предложенным картинам. (Воспитатель хвалит детей).
4. Воспитатель: Продолжаем наше путешествие. Первая буква С, последняя Т (самолёт).
Воспитатель: Ребята, а какая буква стоит последняя в данном слове?
Дети: Т.
Воспитатель: Напишите в воздухе букву «Т». (дети пишут).
Воспитатель: из скольких палочек она состоит.
Дети: из двух, длинной и короткой.
Воспитатель: длинные вертикальные палочки мы пишем сверху вниз, а короткие горизонтальные – слева направо. Для вас игра «Живой конструктор». Давайте пройдем на спортивный коврик и составим букву «Т».
Выбирает двух детей (высокий ростом – будет длинной вертикальной палочкой, и низкий – короткой горизонтальной палочкой, (Воспитатель хвалит детей)
Воспитатель: ну, а теперь садимся на самолет и полетели (показывают движения).
Воспитатель: Мы совершили посадку в городе Рифмы. Что такое рифма? Это звуковое совпадение слов (открывает конверт и читает задание)
Игра «Добрый слон».
Жил в этом городе добрый слон, сочинял рассказы он.
Книжки добрые писал, и друзьям их раздавал.
В рифмы он любил играть, чтоб с друзьями не скучать.
Вот картина, вот (корзина, машина).
Вот ромашка, вот (букашка, бумажка).
Вот мой домик, вот твой (домик, сомик, гномик);
Вот и пушка, вот и (мушка, сушка, кружка);
Вот вам пышка, а вот вам (книжка, мышка, крышка);
Вот сосед, а вот (обед, кларнет, винегрет).
Воспитатель хвалит детей.
Воспитатель: Ребята, вы устали? Давайте немножко подвигаемся и сыграем в игру «Дни недели». (уточняют какой сегодня день недели после игры).
Воспитатель выбирает ребенка и тот по считалке выбирает ведущего, ведущий проводит мало-подвижную игру.
5. Воспитатель: И снова мы отправляемся в путь. Первая буква М последняя А (машина).
Воспитатель: ребята, напомните мне пожалуйста, буква «А» какая она?
Дети: гласная, её можно пропеть.
Воспитатель: правильно, буква «А» обозначает гласный звук «А». каким цветом мы обозначаем их?
Дети: красным.
Воспитатель: Молодцы. Прежде чем мы отправимся дальше, мы поиграем в игру «Разноцветные корзинки» (на столе корзинки трех цветов и картинки, в которых есть звук «А», нужно разложить картинки в свои корзинки, если звук «А» встречается в начале названия картинки, то положить нужно в красную корзинку, если вы услышите в середине названия — в желтую, и в зеленую положить картинки, в названии которых звук «А» услышите в конце слова (дети выполняют, воспитатель проверяет и хвалит детей).
Воспитатель: А теперь садимся в машину (изображают движения) и двигаемся дальше. Мы приехали в город «Братьев». В этом городе живут слова, которые очень похожи друг на друга, но отличаются своим значением. Проводится настольно-печатная игра «Омонимы». (Воспитатель предлагает пройти к столу, где разложены картинки и соединить в пары, найти своего «брата» дети соединяют в пары и комментируют свой ответ.
Воспитатель: А как одним словом называются эти слова?
Дети: омонимы. (воспитатель хвалит детей).
6. Воспитатель: Продолжаем наше путешествие М….Л (мотоцикл).
Воспитатель: Но прежде мы с вами почитаем. Ребята, а изобразите мне ветер (дети дуют). Ну вот, беда, ваш ветер - озорник и переставил все слоги в словах. Давайте соберём рассыпанные слова. Нужно соединить слоги и прочитать получившиеся слова (обращает внимание на доску с карточками, на которых написаны крупно слоги, слова и предложения: ма-ма, дом, Ди-ма, суп, Тима. Тут дуб. Дима дома. У гнома дом. У мамы суп.
Предлагает сначала собрать слова, потом составить предложение, и прочитать получившееся, после прочтения предложений обобщают, что предложение начинается с заглавной буквы и в конце ставится точка.
Воспитатель: ну теперь садимся на мотоцикл (изображают движения) и поехали. Мы попали в город «Шиворот – навыворот» (открывает конверт и
читает задание).
Проводится игра «Наоборот» (слова антонимы) :
Нам с тобой пришел черед, сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово высоко, а ты ответишь … (низко).
Скажу я слово далеко, а ты ответишь … (близко).
Скажу я слово глубоко, а ты ответишь … (мелко).
Скажу я слово хорошо, а ты ответишь … (плохо).
Скажу я черный фартук твой, а ты ответишь … (белый).
Скажу я слово потолок, а ты ответишь … (пол).
Скажу я слово потерял и скажешь ты … (нашел).
Скажу тебе я слово трус, ответишь ты … (храбрец).
Теперь начало я скажу, Ну, отвечай … (конец).
Воспитатель: Ребята, а как одним словом называются эти слова?
Дети: антонимы.
7. Воспитатель: Стрелочка-указатель нам показывает поворот и далее мы пойдем пешком. Ну вот наконец-то мы и добрались до Замка Мудрой Совы.
Посмотрите, здесь тоже для нас что-то приготовлено, давайте посмотрим.
(открывают 2 конверта, предлагает детям прочитать, что написано на конвертах (в одном медальки для детей от мудрой совы «За любознательность», во втором — для гостей «Самая внимательная гостья»).
III часть Заключительная
8. Организация окончания занятия. Ну, вот и подошло к концу наше путешествие в Страну правильной речи. Каждый из вас узнал что-то новое и каждый показал свои знания и умения. Я очень надеюсь, что теперь вы будете постоянными жителями этой страны.
Оценка работы детей.
Педагог предлагает детям рассказать о том, что они делали, какие игры и упражнения им было интересно выполнять, кто занимался лучше всех, а кому нужно быть активнее и внимательнее.
Благодарит гостей за внимание. Прощаются.