Тутурина Александра
Занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи для детей 5–6 лет «Животные Севера и жарких стран»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Животные Севера и жарких стран»
Программное содержание: развивать навыки словообразования; расширять словарь детей по лексической теме; развивать навык согласования прилагательных и существительных; развивать общую и мелкую моторику, произвольное внимание и зрительное восприятие, зрительно-пространственную координацию; воспитывать чувство внимательного отношения к природе.
Темочки:
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: предметные картинки по лексической теме; две коробки-макеты «Африка» и «Север»; фигурки животных Севера (белый медведь, песец, морж, тюлень, полярный волк, горностай, пингвин, северный олень); фигурки животных Африки (жираф, слон, зебра, лев, гепард, крокодил, слон, верблюд, бегемот, физическая карта мира, мяч.
Ход занятия:
I. Орг. Момент.
Физ. минутка:
Кто на севере живет? Кто там ест и кто там пьет? (пожимаем плечами, поворачиваемся вправо-влево)
Звери необычные, к холоду привычные (потираем плечи, «согреваемся»)
Вот песец из норки смотрит, (делаем из рук «бинокль», смотрим вперед)
Белый мишка важно ходит, (изображаем походку косолапого медведя, широко расставляем ноги, делаем круговые движения руками)
Ну а морж как капитан покоряет океан! (держим правую руку у виска, стоим ровно)
Гордый северный олень (соединяем запястья рук, пальцы растопыренные, показываем «рога»)
Возит грузы целый день! (руки перед собой – рывки согнутыми в локтях руками, шаг на месте)
II. Основная часть.
1. Сообщение темы
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по разным уголкам нашей планеты. Для того, чтобы наш путь был проще и безопаснее, будем использовать карту – это такая модель нашей планеты. Здесь нарисованы огромные океаны, моря и даже маленькие реки, а также пустыни, леса и поля. Давайте рассмотрим карту поближе, поможете мне? Больше всего на ней синего цвета – это … вода (океаны, моря, реки, озера).
- Белым цветом обозначен Север – здесь холодно, круглый год идет снег, земля покрыта белым снегом, а вода прячется подо льдом, дуют сильные ветра и метели. Как вы думаете, какие животные живут на Севере? (белый медведь, полярная сова, песец, морж, тюлень, полярный волк, горностай, пингвин, северный олень)
- Желтым цветом обозначена Африка – здесь много песка, в пустыне всегда сухо, редко идут дожди, растут кактусы и небольшие кусты, в Африке также есть тропические леса, с высокими деревьями и лианами на них. Как вы думаете, какие животные живут в Африке? (слон, верблюд, жираф, зебра, лев, гепард, крокодил, леопард)
2. Упражнение «Послушай и назови»
- Внимательно послушайте стихотворение, которое я прочитаю. Каких животных я называла? (слон, жираф, зебра, лев)
В джунглях звон везде стоит,
Это слон во всю трубит!
У жирафа шея длинная, всё видать ему вокруг,
У зебры грива лошадиная, она для всех хороший друг!
В далекой Африке за всех
Отвечает храбрый лев.
- Посмотрите на эту картинку (наложенное изображение). Здесь разные животные перепутались. Каких животных, кроме тех, что мы назвали, вы видите?
3. Упражнение «Доскажи словечко»
- Теперь я буду говорить предложение, а вы закончите его по смыслу (педагог помогает)
1) У жирафа шея (какая) длинная, пятнистая
2) У крокодила зубы (какие) острые, крепкие
3) Хобот у слона (какой) длинный, сильный
4) Спина у зебры (какая) полосатая, а у жирафа … пятнистая
5) У медведя лапы (какие) сильные, крепкие, пушистые, тяжелые
6) У моржа бивни (какие) острые, длинные
7) У полярного волка шерсть (какая) длинная, пушистая, белая
8) Рога у северного оленя (какие) крупные, ветвистые, массивные
4. Упражнение «Самый внимательный»
- Перед вами фигурки животных (педагог расставляет на столе перед доской 5-6 фигурок). Внимательно посмотрите на них и запомните, сейчас вы закроете глаза, и я что-то поменяю, а вы должны сказать, что изменилось. (Педагог меняет фигурки местами или убирает одну, просит детей дать полный ответ по образцу «пропал лев, он был рядом с жирафом», «пингвин переместился, он был рядом со львом / между львом и верблюдом»)
5. Упражнения «Мама и детеныши»
- У каждого животного есть детеныш, который называется определенным образом (демонстрируется картинка / фигурки). Сейчас я буду называть животное и кидать кому-то мяч. Возвращая мне мяч, называйте детеныша животного правильно.
Лев – львенок, зебра – зебрёнок, слон – слоненок, верблюд – верблюжонок,, олень – оленёнок, сова – совёнок, пингвин – пингвинёнок, морж – моржонок, тюлень – тюленёнок (белёк, жираф – жирафёнок, волк – волчонок, медвель – медвежонок, крокодил – крокодильчик,
6. Упражнение «Рассели зверей»
- Перед вами две коробки «Африка» и «Север». Сейчас вы по очереди будете брать фигурку из моего мешочка и «заселять» животное в нужную коробку, говорим красивое предложение «Верблюд живет в Африке», «Белый медведь живет на севере» и т. д. (каждый ребенок выходит к доске по очереди)
III. Заключительная часть.
- Каких зверей мы сегодня изучали? Где они живут? В чем особенность зверей, которые живут на Севере? А в жарких странах?
Спасибо вам за работу!