Лучший педагог года Итоги 2024

Игры на развитие восприятия у детей раннего возраста

татьяна панькина
Игры на развитие восприятия у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Восприятие является одной из основных функций у детей раннего возраста, именно с его помощью происходит накопление знаний о себе и окружающем мире. Зрительное восприятие представляет собой основу зрительного внимания, зрительной памяти и мышления. Слуховое восприятие - это основа в освоении ребенком речи. Правильное восприятие себя и собственного тела поможет ребенку чувствовать себя более уверенно, научит его самоуважению и принятию самого себя.

Функция зрительного восприятия лежит в основе множества психических процессов, основанных на участии зрительного анализатора. Прежде всего это касается мышления, зрительной памяти, чтения и письма. Ранний возраст является наиболее чувствительным для накопления информации зрительного типа.

Существует ряд игр и упражнений, которые способствуют развитию зрительного восприятия:

• Игры типа "Собери картинку", в которых ребенку даются два одинаковых изображения: целое и разделенное на несколько частей (начиная с двух, затем три, четыре, пять). Необходимо собрать целое изображение вначале по образцу, затем без нею. По мере того, как ребенок научится складывать картинку, можно увеличивать количество частей, а также сложность самого изображения.

• Упражнения на поиск недостающих фрагментов изображения - ребенку предлагается картинка (любого характера) с отсутствующим фрагментом и набор недостающих кусочков. Необходимо подобрать нужный кусочек.

• Упражнения на узнавание наложенных друг на друга контуров двух и более изображений, для детей старшего дошкольного возраста это могут быть цифры и буквы.

• "Лабиринты" (по типу пересечения нескольких линий)

Можно предложить ребенку распутать веревочки шариков или найти для каждого героя сказки свою тропинку. Освоение умения решать подобные задания начинается с с проведения по «дорожкам» пальчиком ребенка, затем - карандашом, и лишь потом - только глазами.

• Разноцветный мир

Игра поможет закрепить знания ребенка о цветах, развивает цветовое восприятие. Взрослый с ребенком вспоминает названия основных цветов того, что их окружает. Например, говорит ребенку: "Посмотри, какого цвета небо? Верно, голубое. А теперь посмотри вокруг и найди еще что-нибудь такого же голубого цвета, как небо". Или "Какого цвета огурец? А что еще бывает зеленого цвета?"

• Простые фигуры

Игра направлена на развитие восприятия формы. В нее можно играть на улице. Необходимы карточки с геометрическими фигурами, например, треугольником, квадратом, кругом. Фигуры могут быть изображены разными по размеру и цвету. Потребуется также мел белого цвета, которым взрослый рисуетна асфальте те же фигуры, но все одного цвета и размера.

Взрослый предлагает ребенку выбрать карточку с фигурой и добежать до ее домика, который нарисован на асфальте мелом.

• Чтение по губам

Эта игра формирует у ребенка умение концентрировать взгляд, расширяет словарный запас.

Взрослый говорит ребенку о том, что существуют люди, которые не могут слышать. Они понимают, что им говорят, только по губам. Затем ребенку предлагается поиграть - угадать слово, которое взрослый скажет одними губами.

Игра начинается с простых и знакомых слов ребенку. Сначала слова произносятся вслух, затем шепотом, после этого - едва слышно, и наконец - молча. При этом необходимо помнить, что нужно четко артикулировать (произносить губами) каждый звук.

• "Что там нарисовано?"

Эта игра развивает восприятие части и целого.

Для игры необходимо несколько картинок и белый лист бумаги большего, чем рисунок, размера, с прорезанным в середине отверстием с монету достоинством в 5 рублей. Взрослый накрывает рисунок чистым листом с отверстием и в таком виде показываете ребенку. "Смотри, что у меня есть. Видишь, на этой картинке вырезано маленькое окошко, но в него видно совсем немного. Давай попробуем подвигать это окошко по рисунку, так мы с тобой сможем увидеть больше и угадаем, что же там нарисовано".

• Дорисуй-ка

Игра развивает целостность восприятия, воображение.

В зависимости от возраста ребенка задания варьируются по сложности. Ребенку предлагается рисунок, на котором чего-то не хватает (крыши у дома, лепестка у цветка). Задача - дорисовать изображение до целого. Взрослый говорит ребенку: "Эти рисунки отличаются от других, на них что-то не так. Наверное, художник забыл нарисовать какую-то его часть, давай вместе посмотрим и найдем пропажу".

Если ребенку трудно найти недостающий элемент, то необходимо показать такой же рисунок, на котором изображение дано полностью, и попросить найти различия между двумя рисунками.

Игры, направленные на развитие слухового восприятия:

• "Кто что услышит"

Игра направлена на развитие слухового восприятие, расширение активного словаря.

Понадобятся предметы, издающие различные звуки, например, колокольчик, молоточек, детская дудочка, предметы из бумаги и т. д. Взрослый говорит ребенку "Давай вместе послушаем, какие звуки издают предметы, которые я приготовил. А теперь я спрячу их за спину и пошумлю ими. А ты попробуй угадать, что это был за предмет».

• "Помоги игрушкам"

Игра развивает остроту слуха, умение правильно воспринимать слуховую инструкцию. Необходимо приготовить несколько любимых игрушек ребенка, например, куклу, мяч и машинку. Взрослый говорит ребенку: "Наши с тобой игрушки собрались погулять, но они запутались и не знают, что им делать. Давай я буду вслух говорить, что им нужно делать, а ты покажешь игрушкам, как правильно».

Далее ребенку дается несколько инструкций, включающих в себя пространственные предлоги (из, под, в, на, перед, за и т. д.). Например: - возьми куклу и посади в машину; - возьми куклу из машины; - положи мяч в машину; - покатай куклу в машине.

Чем старше ребенок, тем больше игрушек и тем более сложные инструкции можно использовать.

• "Я здесь"

Игра направлена на развитие умения ориентироваться в пространстве, быстро сосредоточиваться и находить источник звука.

Взрослый говорит ребенку: "Сейчас я завяжу тебе глазки, потом тихо-тихо отойду от тебя в сторону (начинайте с меньших расстояний, постепенно увеличивая их до 3 метров). А теперь я громко скажу: «Я здесь», и тебе просто нужно рукой показать, откуда донеслись мои звуки".

• "Эти звуки не для скуки"

Игра направлена на активизацию прошлого опыта ребенка, развитие акустической памяти.

В этой игре используются не специально подобранные звуки, а ежедневные будничные шумы (помешать ложкой в стакане, скрип открываемой двери, звонок телефона, то есть все звуки, на которые ребенок в повседневной жизни внимания не обращает. Взрослый завязывает ему глаза, воспроизводит любой бытовой шум и просит ребенка отгадать, что это было и для чего это нужно. Ребенку постарше можно давать подряд 2-3 звука, тренируя таким образом акустическую память.

Публикации по теме:

Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрениемИгры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ, в наших группах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, являются дидактические.

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Дидактические игры по развитию восприятия цвета для детей раннего возрастаДидактические игры по развитию восприятия цвета для детей раннего возраста Предлагаю вам игры, изготовленные своими руками, которые способствуют развитию восприятия цвета. Авторская дидактическая игра «Подбери солнышко».

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игры на развитие восприятия у детей раннего возраста
Опубликовано: 27 января 2025 в 02:18
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры на развитие восприятия у детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем татьяна панькина (УИ 301969) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
28 января 2025 вторник
День лего-конструирования!
Знакомимся с художником Куинджи
29 января 2025 среда
Слава русским первооткрывателям!
Торжественное открытие акции ко Дню Победы!
Материалы для подготовки празднования 9 мая

День открытия 2025 года - Года защитника Отечества!
*
Развиваемся, играя!
Изучаем транспорт и машины!
Знакомимся с писателем и его героями!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД