Ирина Гурова
Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания.
Известно, что у воспитанников с общим недоразвитием речи имеются значительные недостатки лексической стороны и грамматического строя речи. Степень их выраженности бывает разной.
Лексика – это словарный состав языка. Трудности формирования лексики у детей заключаются в недостаточном количестве слов в активной речи, неточном употреблении многих из них (семантические замены – вербальные парафазии, упрощении значений слов при пересказах, чтении стихотворений, в трудностях формирования обобщающих и отвлеченных понятий, а также в подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов.
Темочки:
- Логопедия. Работа логопеда
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Она объединяет в себе словообразование, морфологию, синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова; синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов; словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано.
У воспитанников с общим недоразвитие речи длительное время отмечаются ошибки в понимании и употреблении грамматических категорий.
Всё это ограничивает речевые возможности, полноценное формирование связной речи; препятствует проявлению речевого творчества.
Своевременная работа по развитию и коррекции лексико-грамматической стороны речи ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, формирования социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов: восприятия, памяти, а также эмоций.
Также важно отметить, что в процессе работы с детьми, имеющими нарушения речи, иногда бывает трудно вызвать их интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, удержать внимание, достичь того, чтобы усвоенный материал сохранялся надолго в памяти и использовался в новых условиях. Это вызывает необходимость поиска и применения наиболее адекватных интересам детей средств и методов работы.
Руководство развитием лексико-грамматической стороны речи должно осуществляться прежде всего через организацию специальной совместной со взрослым деятельности, через общение ребёнка с педагогом и другими детьми.
Овладение словарём и грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредованных словом, в общении со взрослыми и детьми. Источники и факторы развития лексико-грамматического строя речи многообразны, и, соответственно, многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.
Логосказки и логорассказы являются эффективным средством воздействия в логопедической практике.
Логосказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Сказки и занимательные истории являются эффективным развивающим, коррекционным, и, безусловно, психотерапевтическим средством в работе с детьми с ОВЗ. Многие специалисты считают, что логосказки входят в систему сказкотерапии, так как в них легко и органично включаются задания на формирование психофизической сферы детей.
Так или иначе, сказка является замечательным помощником в работе по развитию и коррекции речи.
Выбор логосказки как средства развития и коррекции речи определяется именно особенностями детской психики.
Логосказки могут применять в своей деятельности как логопеды, так и воспитатели групп компенсирующей направленности и общеобразовательных групп. Эти сказки могут представлять собой как целое занятие, так и его часть.
С давних пор сказки были одним из широко распространенных жанров устного поэтического творчества. Уходя своими корнями в фольклор, и веками впитывая человеческую мудрость и жизненный опыт многих поколений, сказки всегда воспринимались с большим интересом. Это неослабевающее внимание вызывается тем, что сказкам свойственны богатство идейного содержания, познавательно-дидактическая сущность и неизменная художественная выразительность.
Условно выделяют несколько видов логосказок:
- артикуляционные,
- пальчиковые,
- фонематические,
- сказки для обучения грамоте,
- лексико-грамматические,
- сказки, способствующие формированию связной речи.
Лексико-грамматические логосказки занимают важное место среди других видов. Они направлены на обогащение, уточнение, активизацию словарного запаса, формирование грамматических категорий.
Основная цель работы при их использовании: развитие и закрепление лексико-грамматических умений и навыков у воспитанников.
Основные задачи при использовании лексико-грамматических логосказок и логоисторий рассматриваются в следующих направлениях:
- Закрепление, уточнение и активизация словарного запаса.
- Практическое усвоение морфологической системы языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).
- Закрепление знаний о некоторых способах словообразования.
- Овладение синтаксической стороной: упражнение в правильном согласовании слов в предложении, построении разных типов предложений и сочетании их в связном тексте.
- Развитие диалогической и монологической речи.
Включение эмоционального компонента в образовательный материал повышает эффективность логопедической работы. Через использование логосказки, её сюжетных линий дополнительно решаются также следующие задачи логопедической коррекции коммуникативной сферы:
- Коррекция и развитие психологической базы речи, взаимосвязи зрительного, слухового и моторного анализаторов.
- Обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка посредством общения со сказкой и создания благоприятной психологической атмосферы.
- Приобщение детей к красоте, точности и глубине художественного слова.
- Воспитание нравственных качеств.
Источники и факторы развития лексико-грамматического строя речи разнообразны, и, соответственно, разнообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.
Работа по формированию словаря и грамматического строя речи проводилась с воспитанниками известными способами:
1. Создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной
речи.
2. Специальное обучение детей новым и трудным грамматическим формам,
направленное на предупреждение и преодоление ошибок.
3. Формирование грамматических навыков в практике речевого общения.
4. Исправление грамматических ошибок.
Формирование лексико-грамматической стороны речи осуществляется как в образовательной деятельности, так и в повседневно жизни.
В работе использовались как специально составленные логосказки, так и сказки и рассказы, насыщенные лексикой по теме и позволяющие решать задачи по закреплению грамматических категорий.
Формы работы с логосказкой и логорассказом
- Прослушивание произведения и подробная беседа по его содержанию.
Эта работа проводится обычно с большими по объёму сказками или рассказами, насыщенными определённой лексикой по теме и грамматическими формами. Ответы детей предполагают их активное использование в речи.
- Совместное рассказывание логосказки (логорассказа) с детьми.
Эта форма работы предполагает, что дети подсказывают нужные слова в тексте. Эти слова нужно поставить в нужную форму (например, в форму определённого падежа, или подобрать самостоятельно (антонимы, неизменяемы слова и т. д.). Таким образом, можно знакомить детей с грамматическими изменениями слов.
- Пересказ сказки или рассказа.
Это очень ценное средство для обучения детей построению предложений, так как само художественное произведение является образцом правильной в грамматическом отношении речи. При пересказе логосказок могут быть активно использованы все известнее наглядные методы: иллюстрации к тексту, мнемотаблицы, серии сюжетных картинок, опорные картинки, предметы…
- Пересказ по ролям. Драматизация.
Этот способ работы с логосказкой используется наиболее часто. Кроме приёмов наглядного моделирования здесь широко применяются разнообразные атрибуты: разные виды театра, атрибуты для драматизаций (предметы, элементы одежды, маски).
- Пересказ с элементом творчества.
Дети придумывают своё начало или окончание сказки или рассказа; распространяют предложения, дополняют текст новыми событиями, диалогами.
- Пересказ с изменением условий (с изменением лица, числа, времени и др. ; с изменением имени героя; с исправленной в тексте ошибкой и др.).
- Совместное составление логосказки или логорассказа по сюжетной картине (возможно включение элементов творчества – придумывание событий до и после происходящих на картине).
- Сочинение логосказки (логорассказа) по аналогии.
- Сочинение логосказки (логорассказа) по предметам одной лексической группы.
- Игры и игровые лексико-грамматические упражнения в процессе работы по сказке.
Эти игровые упражнения могут проводиться как в ходе чтения сказки, так и в процессе обсуждения её содержания и после обсуждения.
Результаты работы оказались положительными. Систематическое использование логосказок эффективно способствовало закреплению в речи воспитанников лексико-грамматических умений. Кроме того, применение логосказок и логорассказов позволяло практически всегда добиваться устойчивого внимания и интереса. Всё это положительно сказывалось на сохранении психофизического здоровья детей, поддержании положительного эмоционального состоянии и снижении вероятного переутомления на логопедических занятиях.
Дети ждут новых логосказок. Работа в этом направлении продолжается.
Литература:
- Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки. – СПб. : КАРО, 2001.
- Екименко Е. А., Столярова Н. Л. Логосказки как способ коррекции речевых нарушений у дошкольников. http://pandia.ru/text/79/136/92893.ph
- Левчук Е. А. Грамматика в сказках и историях. – СПб. : Детство-пресс, 2003.
- Косинова Е. М. Грамматические тетради для занятий с дошкольниками (№ 1, 2, 3, 4). – М. : ТЦ Сфера, 2014.
- Полянская Л. А. Логосказки как эффективный метод в системе коррекции речевых нарушений. http://goronoozersk.ru/sites/default/files/naprav_deayt/doshkol/materials/logoskazkateoriya-polyanskayala-ds26.pdf
- Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. – М. : Владос, 1994.
- Солнышко: Читаем сами / Сост. З. Г. Сахипова, Ф. Ф. Азнабаева, Р. А. Войконова; Под ред. Т. Д. Полозовой. – СПб. : «Просвещение», 2000.