Ирина Гурова
Логопедическая игра «Птицы-непоседы» для развития лексико-грамматической стороны речи
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю вашему вниманию игру для детей старшего дошкольного возраста «Птицы-непоседы», с помощью которой можно эффективно работать над обучением пониманию и употреблению предлогов. Игра предусмотрена для использования в рамках лексической темы «Зимующие птицы», но весной, осенью картинки с изображением зимующих птиц можно поменять на перелётных и продолжать работать над решением лексико-грамматических задач.
Публикация «Логопедическая игра „Птицы-непоседы“ для развития лексико-грамматической стороны речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2022
Для изготовления игры я снова использовала картонные детали, оставшиеся от коробок для капкейков. Также понадобились распечатанные картинки с изображением зимующих птиц, объектов, схем предлогов пространственного значения.
Картинки, схемы предлогов вырезаны и наклеены на картонные детали.
В игре использованы изображения следующих зимующих птиц Карелии: снегирь, синица, воробей, ворона, сорока, голубь, дятел, свиристель, поползень, клёст, сова, щегол, дятел, пищуха, тетерев, глухарь, рябчик.
Изображения предметов, объектов: лес, дерево, куст, ёлка, шишка, пень, ветка, дом, кормушка, скамейка, труба, фонарь, забор, окно, лопата, снеговик, сани.
Схемы предлогов: на, в, за, под, над, с, из, около, по, из-за, из-под, к, от, между.
Цель игры: обучение составлению предложений с предлогами пространственного значения
Задачи:
- активизировать словарный запас по теме «Зимующие птицы Карелии»;
- продолжать учить понимать значения предлогов;
- упражнять в составлении предложений с предлогами пространственного значения;
- развивать зрительное внимание, восприятие, пространственные представления, пальчиковую моторику, зрительно-моторную координацию.
Материал: картинки с изображением зимующих птиц и предметов, схемы предлогов, доска.
Варианты игровых упражнений и игр:
Игровой материал можно использовать как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях. Вариантов его использования достаточно много. Вот несколько примеров. Вначале целесообразно использовать игровое упражнение:
«Составь предложение»
Взрослый сам выкладывает схему предложения, а ребёнок составляет и проговаривает его, например, «Синица села на пень», «Ворона летает над домом» и т. д.
Но детям больше нравится всё делать самим: и выкладывать, и составлять предложение. Поэтому уже при наличии определённых умений используется вариант
«Собери предложение»
В этом случае ребёнок всё делает сам: подбирает, выкладывает картинки и составляет предложение. Если нужно отработать какой-то определённый предлог, то взрослый может предложить менять только птиц и объекты, а карточка со схемой предлога используется только одна. Это тоже интересно и очень эффективно при отработке навыка. Также для автоматизации определённых звуков могут быть подобраны соответствующие картинки.
С помощью игрового материала возможно также составление распространённых предложений с однородными членами: «Воробей и синица сидят на фонаре»,
«Щегол и свиристель клюют зёрна под деревом»,
«Сорока и ворона летают над лесом»,
«Голубь стоит (ходит) между скамейкой и санками».
Вышеперечисленные варианты использования карточек носят характер игровых упражнений, так как нет выигравших и проигравших, как в настоящей игре.
«Птицы-непоседы»
А этот вариант является настоящей игрой, в которой могут участвовать несколько детей (2-4). Все карточки распределены на 3 группы. Они могут быть даже перевёрнуты вниз изображением. Каждый ребёнок по очереди выбирает по 1 карточке из каждой группы, выкладывает их на доске или на столе и составляет предложение. Если предложение составлено правильно, то игрок получает фишку. Если нет, то фишка может перейти тому игроку, который исправит ошибку. Выигрывает тот, кто набрал большее количество фишек. Дополнительными фишками может поощряться проявление творчества при составлении предложений.
Примечание: для этой игры некоторые схемы предлогов нужно убрать из игры, так как не все картинки сочетаются. Если картинки не перевёрнуты вниз изображением, то можно оставить все – ребёнок сам подберёт те, которые сочетаются корректно.
Желаю Вам успехов!