МААМ-картинки

Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе (24 фото)

Ирина Гурова
Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

«Отвечай быстро»

Употребление существительного в родительном падеже с предлогом «У»; согласование прилагательного с существительным в роде и числе.

1 вариант.

На доске перед детьми картинки с изображением зимующих птиц. Дети отвечают на вопросы взрослого предложением:

Взрослый: «У кого красная грудка?» Реб. : «У снегиря красная грудка».

«У кого белые щёчки?»

«У кого твёрдый клюв?»

«У кого коричневые пёрышки?»

«У кого белые бока?»

«У кого длинный хвост?»

«У кого слабые лапки?»

Темочки:

«У кого чёрный клюв?»

«У кого большая голова?» и т. д. и т. п.

Вопросы с усложнением:

«У кого жёлтая грудка и белые щёчки?»

«У кого красная головка и крепкий клюв?»

«У кого круглая голова и большие глаза?»

«У кого красная грудка и чёрные крылья?»

«У кого белые бока и чёрный хвост?»

«У кого коричневые крылышки и тонкие лапки?» и т. д. и т. п.

2 вариант.

Упражнение проводится по аналогичным вопросам, но без опоры на наглядность (по памяти). Дети могут получать фишки за правильные ответы.

«Сравни птиц»

Составление сложносочинённого предложения с союзом «а».

Детям предлагается сравнить двух зимующих птиц. Взрослый кладёт перед ребёнком две картинки с изображением птиц, которых нужно сравнить, и карточку с буквой «А» между ними. Дети составляют предложения, например:

«Ворона большая, а воробей маленький».

«У вороны чёрные перья, а у воробья коричневые».

«У вороны крепкий клюв, а у воробья слабый» и т. д.

Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе

«Где спрятались птицы?» («Кто где находится?»)

Развитие понимания и употребления простых предлогов пространственного значения.

Материал для игры: игрушки (большая и маленькая ёлки, снеговик, снег (сентипон или вата, птицы).

1. Взрослый предлагает детям поместить игрушечую птичку в разные места: на ёлку, под ёлку, над ёлкой, на снег, под снег, в снег и т. д. Комментирует действия детей.

2. Взрослый сам помещает птицу (птиц) в разные места или прячет их. Дети составляют предложения о том, где они находятся.

«Какой? Какая?»

Развитие умений подбирать признаки

Предварительная работа: наблюдения за птицами на улице, рассматривание предметных и сюжетных картинок с обсуждением внешнего вида, особенностей поведения птиц, чтение литературы.

Педагог называет птицу (можно показывать картинку, а дети подбирают слова-признаки. За правильный ответ дети могут получать фишки. Выигрывает тот, кто подобрал больше слов-признаков о птицах. В качестве усложнения можно попросить подобрать признаки только о характере птицы или только о её внешнем виде.

Воробей – драчливый, быстрый, удалой, шустрый, боевой…

Сорока – крикливая, говорливая, вороватая, хлопотливая, проворная…

Ворона – важная, вороватая, сердитая, крикливая… и т. д.

«Кто как голос подаёт?»

Активизация глагольной лексики. Развитие умений подбора слов-действий

Взрослый: «А вы знаете, что птицы могут разговаривать? Каждая птица подаёт свой голос». Идёт обсуждение:

- Как подаёт голос воробей? (Он чирикает)

- А синица и снегирь? (Они свистят, когда сыты, а если им холодно и голодно они - шипят.)

- Как свой голос подаёт ворона? (Она каркает)

- А сорока? (Сорока трещит)

- А как подают голос голуби? (Голуби воркуют)

- А сова? (Сова ухает).

После этого можно провести игру с мячом. Взрослый бросает ребёнку мяч, называя птицу, а ребёнок возвращает мяч, называя слово-действие («чирикает») или предложение («Воробей чирикает») в зависимости от поставленный условий.

«Подскажи словечко»

Образование глаголов с разными приставками.

Дети подсказывают слова в рассказе взрослого.

Снегирь из леса….(вылетел, и по городу… (полетел, к дому (подлетел, вдруг в форточку… (залетел, потом из неё(вылетел, от дома (отлетел, мимо детей (пролетел, на кормушку (прилетел,

поклевал крупы и в лес обратно (улетел).

Дети могут подсказывать слова и в аналогичных рассказах о других птицах.

«Весёлый счёт»

Согласование числительных 1-10 с существительными.

Варианты проведения упражнения разнообразны (см. приложение – картинный материал)

1 вариант

«Сосчитай, сколько птиц прилетело на кормушку?» Взрослый предлагает ребёнку сосчитать птиц на картинке или на доске и ответить на вопрос словосочетанием «числительное + существительное»: «Две синицы», «Пять снегирей» и т. д.

2 вариант

«Отгадай, сколько птиц прилетело на кормушку?»

Взрослый выкладывает на доске карточку с цифрой и картинку с изображением птицы. Ребёнок составляет словосочетание «числительное + существительное»: «Три голубя», «Пять воробьёв» и т. д.

3 вариант

Перед ребёнком карточка с изображением 5 «кормушек» с разным количеством (от 1 до 5-10) одинаковых птиц. Ребёнок показывает кормушки по порядку и составляет словосочетания: «Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьёв» и т. д.

4 вариант

Перед ребёнком карточка с изображением 5 кормушек с разным количеством (от 1 до 5-10) разных птиц. Ребёнок показывает кормушки в порядке увеличения на них количества птиц и составляет словосочетания: «Одна ворона, два голубя, три синицы, четыре воробья, пять снегирей».

5 вариант

Перед ребёнком карточка с изображением одной птицы и расположенными по порядку цифрами от 1 до 10. Ребёнок показывает цифры по порядку и составляет словосочетания: «Один воробей, два воробья…10 воробьёв».

6 вариант

Перед ребёнком карточка с изображением одной птицы и расположенными не по порядку цифрами от 1 до 10 вокруг неё. Ребёнок показывает цифры по порядку и составляет словосочетания: «Один воробей, два воробья…10 воробьёв».

7 вариант

«Путаница» или «Исправь ошибку».

Взрослый допускает ошибки в некоторых предложениях и предлагает детям их найти исправить: «На кормушку прилетели….» или «На ёлку сели…»:

4 голубя

5 голубя

2 голубей

3 снегирей

5 снегиря

4 снегиря

6 совы

5 совы

3 сов

2 воробьёв

4 воробья

6 воробья и т. д.

Согласование числительных 1-5 с существительными. Сколько птиц на кормушке?

Ребёнок показывает птиц в порядке увеличения их количества и составляет словосочетания: "Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьёв". Аналогично с названиями других птиц

Фото «Зимующие птицы»
Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме  в старшей группе - фото
Фото №1 Отвечай быстро Употребление существительного в родительном падеже с предлогом У согласование прилагательного с существительным в роде и числе

Ребёнок показывает птиц в порядке увеличения их количества и составляет словосочетания: «Одна ворона, два голубя, три синицы, четыре воробья, пять снегирей»:

Фото №2 На доске перед детьми картинки с изображением

Согласование числительных 1-10 с существительными.

Ребёнок показывает цифры по порядку и составляет словосочетания: «Один воробей, два воробья…. 10 воробьёв). Аналогично упражнение проводится с другими птицами.

Зимующие птицы зимующих птиц Дети отвечают на вопросы взрослого предложением Взрослый У кого красная грудка Реб У снегиря красная грудка У кого белые щёчки У кого твёрдый клюв У кого коричневые пёрышки У кого белые бока У кого длинный хвост У кого слабые лапки Темочки Зима Конспекты по развитию речи Зимующие птицы Зимующие птицы Конспекты занятий Консультации для педагогов и воспитателей Развитие детей Материалы для педагогов Развитие речи Консультации для педагогов Развитие речи Речевое развитие детей Старшая группа Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая авторская дидактическая игра февраль У кого чёрный клюв У кого большая голова и т

Согласование числительных 1-10 с существительными

Цифры расположены не по порядку. Ребёнок показывает их по порядку от 1 до 10 и составляет словосочетания: «Один воробей, два воробья…. 10 воробьёв):

Упражнение проводится по аналогичным вопросам но без опоры на наглядность по памяти Дети могут получать фишки за правильные ответы Сравни птиц Составление сложносочинённого предложения с союзом а Детям предлагается сравнить двух

Составляем предложения с «маленьким словом» (предлогом) «НАД», по картинкам, например, «Ворона летает над деревом» и т. д. Определяем количество слов в каждом предложении: «Какое первое слово? Какое второе слово? … Сколько всего слов?

Фото №3 Конспекты занятий зимующих птиц

Дополнительный материал, развивающий зрительное восприятие, внимание, мышление, графические умения

Найди и соедини линиями одинаковых птиц. Назови их.

Фото №4 Взрослый кладёт перед ребёнком две картинки с изображением птиц которых нужно сравнить и карточку с буквой А между ними

Найти одинаковых синиц. Соедини их линиями.

Фото №5 Дети составляют предложения например Ворона большая а воробей маленький

Найти одинаковых снегирей. Соедини их линиями.

Фото №6 У вороны чёрные перья а у воробья коричневые

«Четвёртый лишний» Какая птица лишняя и почему?

Фото №7 У вороны крепкий клюв а у воробья слабый и т Фото №8 Где спрятались птицы Кто где находится Развитие понимания и употребления простых предлогов пространственного значения
Публикации по теме:

Методические рекомендации для педагогов по развитию лексико — грамматического строя речи у дошкольников старшего возраста «Методические рекомендации для педагогов по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников старшего возраста» Речь занимает.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ФФНР «Знатоки» Задачи приоритетной области (развитие речи): Коррекционно-образовательные: I.- Обогащение, уточнение, активизация, актуализация словаря.

«Признаки осени». Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя и связной речи у детей ТНР План - конспект занятия с использованием интерактивной доски. Организационная информация Тема урока «Признаки осени» Предмет, занятие Развитие.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе ОНР Тема: День защитников Отечества Цель: Развитие лексико-грамматического строя речи. Задачи: 1. Расширение словарного запаса по данной теме.

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Путешествие в зимний лес» Программные задачи: Расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных. Учить составлять по образцу сложносочиненные предложения с.

Конспект занятия по лексико-грамматическому строю речи в старшей логопедической группе по теме «Зимующие птицы» .

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе по лексической теме «Зимующие птицы» ТЕМА: «Зимующие птицы». ЦЕЛИ:Коррекционные: - уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении; - формировать понятие «зимующие.

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи у младших дошкольников «Во саду ли, в огороде» Открытое логопедическое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста на базе лексической.

Развитие лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ Правильная речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Игровой материал для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дидактические игры применяются на фронтальных и подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе
Опубликовано: 8 февраля 2016 в 19:03
+222Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Гурова (УИ 335318) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 132.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика
25 января 2025 суббота
Празднуем Татьянин день!
День наоборот, задом наперед или шиворот-навыворот
Рассматриваем картины И.И. Шишкина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД