Ирина Гурова
Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Отвечай быстро»
Употребление существительного в родительном падеже с предлогом «У»; согласование прилагательного с существительным в роде и числе.
1 вариант.
На доске перед детьми картинки с изображением зимующих птиц. Дети отвечают на вопросы взрослого предложением:
Взрослый: «У кого красная грудка?» Реб. : «У снегиря красная грудка».
«У кого белые щёчки?»
«У кого твёрдый клюв?»
«У кого коричневые пёрышки?»
«У кого белые бока?»
«У кого длинный хвост?»
«У кого слабые лапки?»
Публикация «Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме „Зимующие птицы“ в старшей группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2016
«У кого чёрный клюв?»
«У кого большая голова?» и т. д. и т. п.
Вопросы с усложнением:
«У кого жёлтая грудка и белые щёчки?»
«У кого красная головка и крепкий клюв?»
«У кого круглая голова и большие глаза?»
«У кого красная грудка и чёрные крылья?»
«У кого белые бока и чёрный хвост?»
«У кого коричневые крылышки и тонкие лапки?» и т. д. и т. п.
2 вариант.
Упражнение проводится по аналогичным вопросам, но без опоры на наглядность (по памяти). Дети могут получать фишки за правильные ответы.
«Сравни птиц»
Составление сложносочинённого предложения с союзом «а».
Детям предлагается сравнить двух зимующих птиц. Взрослый кладёт перед ребёнком две картинки с изображением птиц, которых нужно сравнить, и карточку с буквой «А» между ними. Дети составляют предложения, например:
«Ворона большая, а воробей маленький».
«У вороны чёрные перья, а у воробья коричневые».
«У вороны крепкий клюв, а у воробья слабый» и т. д.
«Где спрятались птицы?» («Кто где находится?»)
Развитие понимания и употребления простых предлогов пространственного значения.
Материал для игры: игрушки (большая и маленькая ёлки, снеговик, снег (сентипон или вата, птицы).
1. Взрослый предлагает детям поместить игрушечую птичку в разные места: на ёлку, под ёлку, над ёлкой, на снег, под снег, в снег и т. д. Комментирует действия детей.
2. Взрослый сам помещает птицу (птиц) в разные места или прячет их. Дети составляют предложения о том, где они находятся.
«Какой? Какая?»
Развитие умений подбирать признаки
Предварительная работа: наблюдения за птицами на улице, рассматривание предметных и сюжетных картинок с обсуждением внешнего вида, особенностей поведения птиц, чтение литературы.
Педагог называет птицу (можно показывать картинку, а дети подбирают слова-признаки. За правильный ответ дети могут получать фишки. Выигрывает тот, кто подобрал больше слов-признаков о птицах. В качестве усложнения можно попросить подобрать признаки только о характере птицы или только о её внешнем виде.
Воробей – драчливый, быстрый, удалой, шустрый, боевой…
Сорока – крикливая, говорливая, вороватая, хлопотливая, проворная…
Ворона – важная, вороватая, сердитая, крикливая… и т. д.
«Кто как голос подаёт?»
Активизация глагольной лексики. Развитие умений подбора слов-действий
Взрослый: «А вы знаете, что птицы могут разговаривать? Каждая птица подаёт свой голос». Идёт обсуждение:
- Как подаёт голос воробей? (Он чирикает)
- А синица и снегирь? (Они свистят, когда сыты, а если им холодно и голодно они - шипят.)
- Как свой голос подаёт ворона? (Она каркает)
- А сорока? (Сорока трещит)
- А как подают голос голуби? (Голуби воркуют)
- А сова? (Сова ухает).
После этого можно провести игру с мячом. Взрослый бросает ребёнку мяч, называя птицу, а ребёнок возвращает мяч, называя слово-действие («чирикает») или предложение («Воробей чирикает») в зависимости от поставленный условий.
«Подскажи словечко»
Образование глаголов с разными приставками.
Дети подсказывают слова в рассказе взрослого.
Снегирь из леса….(вылетел, и по городу… (полетел, к дому (подлетел, вдруг в форточку… (залетел, потом из неё(вылетел, от дома (отлетел, мимо детей (пролетел, на кормушку (прилетел,
поклевал крупы и в лес обратно (улетел).
Дети могут подсказывать слова и в аналогичных рассказах о других птицах.
«Весёлый счёт»
Согласование числительных 1-10 с существительными.
Варианты проведения упражнения разнообразны (см. приложение – картинный материал)
1 вариант
«Сосчитай, сколько птиц прилетело на кормушку?» Взрослый предлагает ребёнку сосчитать птиц на картинке или на доске и ответить на вопрос словосочетанием «числительное + существительное»: «Две синицы», «Пять снегирей» и т. д.
2 вариант
«Отгадай, сколько птиц прилетело на кормушку?»
Взрослый выкладывает на доске карточку с цифрой и картинку с изображением птицы. Ребёнок составляет словосочетание «числительное + существительное»: «Три голубя», «Пять воробьёв» и т. д.
3 вариант
Перед ребёнком карточка с изображением 5 «кормушек» с разным количеством (от 1 до 5-10) одинаковых птиц. Ребёнок показывает кормушки по порядку и составляет словосочетания: «Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьёв» и т. д.
4 вариант
Перед ребёнком карточка с изображением 5 кормушек с разным количеством (от 1 до 5-10) разных птиц. Ребёнок показывает кормушки в порядке увеличения на них количества птиц и составляет словосочетания: «Одна ворона, два голубя, три синицы, четыре воробья, пять снегирей».
5 вариант
Перед ребёнком карточка с изображением одной птицы и расположенными по порядку цифрами от 1 до 10. Ребёнок показывает цифры по порядку и составляет словосочетания: «Один воробей, два воробья…10 воробьёв».
6 вариант
Перед ребёнком карточка с изображением одной птицы и расположенными не по порядку цифрами от 1 до 10 вокруг неё. Ребёнок показывает цифры по порядку и составляет словосочетания: «Один воробей, два воробья…10 воробьёв».
7 вариант
«Путаница» или «Исправь ошибку».
Взрослый допускает ошибки в некоторых предложениях и предлагает детям их найти исправить: «На кормушку прилетели….» или «На ёлку сели…»:
4 голубя
5 голубя
2 голубей
3 снегирей
5 снегиря
4 снегиря
6 совы
5 совы
3 сов
2 воробьёв
4 воробья
6 воробья и т. д.
Согласование числительных 1-5 с существительными. Сколько птиц на кормушке?
Ребёнок показывает птиц в порядке увеличения их количества и составляет словосочетания: "Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьёв". Аналогично с названиями других птиц
Ребёнок показывает птиц в порядке увеличения их количества и составляет словосочетания: «Одна ворона, два голубя, три синицы, четыре воробья, пять снегирей»:
Согласование числительных 1-10 с существительными.
Ребёнок показывает цифры по порядку и составляет словосочетания: «Один воробей, два воробья…. 10 воробьёв). Аналогично упражнение проводится с другими птицами.
Согласование числительных 1-10 с существительными
Цифры расположены не по порядку. Ребёнок показывает их по порядку от 1 до 10 и составляет словосочетания: «Один воробей, два воробья…. 10 воробьёв):
Составляем предложения с «маленьким словом» (предлогом) «НАД», по картинкам, например, «Ворона летает над деревом» и т. д. Определяем количество слов в каждом предложении: «Какое первое слово? Какое второе слово? … Сколько всего слов?
Дополнительный материал, развивающий зрительное восприятие, внимание, мышление, графические умения
Найди и соедини линиями одинаковых птиц. Назови их.
Найти одинаковых синиц. Соедини их линиями.
Найти одинаковых снегирей. Соедини их линиями.
«Четвёртый лишний» Какая птица лишняя и почему?