Ирина Гурова
Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Отвечай быстро»
Употребление существительного в родительном падеже с предлогом «У»; согласование прилагательного с существительным в роде и числе.
1 вариант.
На доске перед детьми картинки с изображением зимующих птиц. Дети отвечают на вопросы взрослого предложением:
Взрослый: «У кого красная грудка?» Реб. : «У снегиря красная грудка».
«У кого белые щёчки?»
«У кого твёрдый клюв?»
«У кого коричневые пёрышки?»
«У кого белые бока?»
«У кого длинный хвост?»
«У кого слабые лапки?»
Темочки:
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2016
«У кого чёрный клюв?»
«У кого большая голова?» и т. д. и т. п.
Вопросы с усложнением:
«У кого жёлтая грудка и белые щёчки?»
«У кого красная головка и крепкий клюв?»
«У кого круглая голова и большие глаза?»
«У кого красная грудка и чёрные крылья?»
«У кого белые бока и чёрный хвост?»
«У кого коричневые крылышки и тонкие лапки?» и т. д. и т. п.
2 вариант.
Упражнение проводится по аналогичным вопросам, но без опоры на наглядность (по памяти). Дети могут получать фишки за правильные ответы.
«Сравни птиц»
Составление сложносочинённого предложения с союзом «а».
Детям предлагается сравнить двух зимующих птиц. Взрослый кладёт перед ребёнком две картинки с изображением птиц, которых нужно сравнить, и карточку с буквой «А» между ними. Дети составляют предложения, например:
«Ворона большая, а воробей маленький».
«У вороны чёрные перья, а у воробья коричневые».
«У вороны крепкий клюв, а у воробья слабый» и т. д.
«Где спрятались птицы?» («Кто где находится?»)
Развитие понимания и употребления простых предлогов пространственного значения.
Материал для игры: игрушки (большая и маленькая ёлки, снеговик, снег (сентипон или вата, птицы).
1. Взрослый предлагает детям поместить игрушечую птичку в разные места: на ёлку, под ёлку, над ёлкой, на снег, под снег, в снег и т. д. Комментирует действия детей.
2. Взрослый сам помещает птицу (птиц) в разные места или прячет их. Дети составляют предложения о том, где они находятся.
«Какой? Какая?»
Развитие умений подбирать признаки
Предварительная работа: наблюдения за птицами на улице, рассматривание предметных и сюжетных картинок с обсуждением внешнего вида, особенностей поведения птиц, чтение литературы.
Педагог называет птицу (можно показывать картинку, а дети подбирают слова-признаки. За правильный ответ дети могут получать фишки. Выигрывает тот, кто подобрал больше слов-признаков о птицах. В качестве усложнения можно попросить подобрать признаки только о характере птицы или только о её внешнем виде.
Воробей – драчливый, быстрый, удалой, шустрый, боевой…
Сорока – крикливая, говорливая, вороватая, хлопотливая, проворная…
Ворона – важная, вороватая, сердитая, крикливая… и т. д.
«Кто как голос подаёт?»
Активизация глагольной лексики. Развитие умений подбора слов-действий
Взрослый: «А вы знаете, что птицы могут разговаривать? Каждая птица подаёт свой голос». Идёт обсуждение:
- Как подаёт голос воробей? (Он чирикает)
- А синица и снегирь? (Они свистят, когда сыты, а если им холодно и голодно они - шипят.)
- Как свой голос подаёт ворона? (Она каркает)
- А сорока? (Сорока трещит)
- А как подают голос голуби? (Голуби воркуют)
- А сова? (Сова ухает).
После этого можно провести игру с мячом. Взрослый бросает ребёнку мяч, называя птицу, а ребёнок возвращает мяч, называя слово-действие («чирикает») или предложение («Воробей чирикает») в зависимости от поставленный условий.
«Подскажи словечко»
Образование глаголов с разными приставками.
Дети подсказывают слова в рассказе взрослого.
Снегирь из леса….(вылетел, и по городу… (полетел, к дому (подлетел, вдруг в форточку… (залетел, потом из неё(вылетел, от дома (отлетел, мимо детей (пролетел, на кормушку (прилетел,
поклевал крупы и в лес обратно (улетел).
Дети могут подсказывать слова и в аналогичных рассказах о других птицах.
«Весёлый счёт»
Согласование числительных 1-10 с существительными.
Варианты проведения упражнения разнообразны (см. приложение – картинный материал)
1 вариант
«Сосчитай, сколько птиц прилетело на кормушку?» Взрослый предлагает ребёнку сосчитать птиц на картинке или на доске и ответить на вопрос словосочетанием «числительное + существительное»: «Две синицы», «Пять снегирей» и т. д.
2 вариант
«Отгадай, сколько птиц прилетело на кормушку?»
Взрослый выкладывает на доске карточку с цифрой и картинку с изображением птицы. Ребёнок составляет словосочетание «числительное + существительное»: «Три голубя», «Пять воробьёв» и т. д.
3 вариант
Перед ребёнком карточка с изображением 5 «кормушек» с разным количеством (от 1 до 5-10) одинаковых птиц. Ребёнок показывает кормушки по порядку и составляет словосочетания: «Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьёв» и т. д.
4 вариант
Перед ребёнком карточка с изображением 5 кормушек с разным количеством (от 1 до 5-10) разных птиц. Ребёнок показывает кормушки в порядке увеличения на них количества птиц и составляет словосочетания: «Одна ворона, два голубя, три синицы, четыре воробья, пять снегирей».
5 вариант
Перед ребёнком карточка с изображением одной птицы и расположенными по порядку цифрами от 1 до 10. Ребёнок показывает цифры по порядку и составляет словосочетания: «Один воробей, два воробья…10 воробьёв».
6 вариант
Перед ребёнком карточка с изображением одной птицы и расположенными не по порядку цифрами от 1 до 10 вокруг неё. Ребёнок показывает цифры по порядку и составляет словосочетания: «Один воробей, два воробья…10 воробьёв».
7 вариант
«Путаница» или «Исправь ошибку».
Взрослый допускает ошибки в некоторых предложениях и предлагает детям их найти исправить: «На кормушку прилетели….» или «На ёлку сели…»:
4 голубя
5 голубя
2 голубей
3 снегирей
5 снегиря
4 снегиря
6 совы
5 совы
3 сов
2 воробьёв
4 воробья
6 воробья и т. д.
Согласование числительных 1-5 с существительными. Сколько птиц на кормушке?
Ребёнок показывает птиц в порядке увеличения их количества и составляет словосочетания: "Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьёв". Аналогично с названиями других птиц
Ребёнок показывает птиц в порядке увеличения их количества и составляет словосочетания: «Одна ворона, два голубя, три синицы, четыре воробья, пять снегирей»:
Согласование числительных 1-10 с существительными.
Ребёнок показывает цифры по порядку и составляет словосочетания: «Один воробей, два воробья…. 10 воробьёв). Аналогично упражнение проводится с другими птицами.
Согласование числительных 1-10 с существительными
Цифры расположены не по порядку. Ребёнок показывает их по порядку от 1 до 10 и составляет словосочетания: «Один воробей, два воробья…. 10 воробьёв):
Составляем предложения с «маленьким словом» (предлогом) «НАД», по картинкам, например, «Ворона летает над деревом» и т. д. Определяем количество слов в каждом предложении: «Какое первое слово? Какое второе слово? … Сколько всего слов?
Дополнительный материал, развивающий зрительное восприятие, внимание, мышление, графические умения
Найди и соедини линиями одинаковых птиц. Назови их.
Найти одинаковых синиц. Соедини их линиями.
Найти одинаковых снегирей. Соедини их линиями.
«Четвёртый лишний» Какая птица лишняя и почему?