Оксана Вагнер
Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Насекомые и цветы созданы друг для друга»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Насекомые и цветы созданы друг для друга»
Цель: показать детям закономерные связи в природе, роль насекомых в этом процессе, вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, воспитывать бережное отношение к ней; развивать речь детей.
Публикация «Занятие по познавательному развитию в старшей группе „Насекомые и цветы созданы друг для друга“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Насекомые и цветы созданы друг для друга», дидактическая игра «Береги живое».
Предварительная работа: наблюдения за насекомыми на прогулке; знакомство с моделями существующих признаков насекомых; рассматривание иллюстраций.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы бывали когда-нибудь на цветущем лугу? (ответы детей) Вам понравилось? Садись поудобнее, я приглашаю вас совершить путешествие на цветущий луг, а поможет нам в этом наш видеопроектор.
Воспитатель: Как красиво на цветущем лугу!
-А что там растёт? Какие знакомые цветы вы видите? (ромашки, васильки и много других цветов).
-А как вы думаете, кто посадил здесь эти цветы? Давайте, я буду показывать картинки, а вы угадывайте, как могли попасть семена на луг?
Никто не знает точно, как попали семена на луг, но только каждый год весной случается чудо: из семян вырастает ростки с крошечными листьями и маленькими корешками. Благодаря солнцу и воде они растут, вскоре появляются бутоны, которые раскрываются и превращаются в прекрасные цветы.
-А кто-нибудь из вас слышал голоса цветов? Послушайте, что они хотят нам сказать.
Ребенок.
Я иду по зелёному лугу,
Высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упруго,
И я слышу цветов голоса.
Они шепчут: «Не рви нас, не надо,
Наши гибкие стебли не мни.
Мы для глаз и для сердца отрада,
Украшенье родимой земли».
Воспитатель: О чём просят нас цветы? (ответы детей)
- А сейчас давайте превратимся с вами в цветы.
Физминутка.
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок».
(дети поднимают и опускают руки)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой
(дети шагают на месте, высоко поднимая колени)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай
(вращение головой)
Стебель наклони слегка-
Вот зарядка для цветка.
(наклоны)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
(встряхивание кистями рук)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто лучшие друзья растений? (насекомые) А каких насекомых можно встретить на лугу? (Дети называют) Всех ли мы назвали, посмотрите.
- Чем же привлекают насекомых растения? (Они кормятся растениями, их соком, нектаром, другими насекомыми)
-Послушайте, какой случай на лугу описала поэтесса Марина Бородицкая.
Ребенок.
Разговор с пчелой
Меня ужалила пчела.
Я закричал: «Как ты могла!»
Пчела в ответ: «А ты как мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был уж-жасно нужен:
Я берегла его на ужин!»
Воспитатель: Зачем пчела берегла цветок? (на ужин) Внутри цветов – запасы сладкого нектара. Пчёлы делают из него мёд, и сами им питаются.
А какие ещё насекомые питаются нектаром? (бабочки, шмели, мошки, осы).
-Значит, нужны насекомым растения? Могут они без них прожить? (нет, не могут)
Пальчиковая зарядка
На ромашке – две букашки,
(руки вместе, ладони раскрыты, поочередно соединять пальцы рук)
А на лютике – жучок,
В колокольчике – кузнечик,
На гвоздике – паучок.
А на маке-то – пчела,
(пальцы одной руки в кулаке, круговые движения указат. пальца – пчела жужжит)
Собирает мед она.
Воспитатель: А как вы думаете, растениям насекомые нужны? Послушайте интересный рассказ Танасийчука.
Ребенок.
В комнате моего приятеля в больших кадках росли два лимонных деревца. Расти-то росли,и даже цветы летом были, а плодов не было. Но вот однажды кадки с лимонами вынесли на балкон. Было это рядом с большим парком и пчёлы быстро разведали, то на пятом этаже растут белые с узкими лепестками цветы, что они нежно пахнут и нектар дают хороший. Целый день копошились на цветах мохнатые сборщицы. А осенью оба дерева покрылись ярко-жёлтыми плодами.
- спасибо пчёлам, хорошо поработали!
- причём же тут пчёлы, они не растили лимоны?
- зато они опылили цветы, а без этого никаких лимонов не было бы.
Воспитатель:
Так для чего растениям нужны насекомые?
-Оказывается, когда пчела пробирается за капелькой нектара, на брюшко, лапки и спину попадают мельчайшие частицы пыльцы. А пыльца нужна растениям для опыления, чтобы появились плоды и семена. Если бы не было насекомых, то не росли бы не яблони и груши, помидоры и арбузы. Цветы без насекомых не могут существовать. Поэтому растения привлекают насекомых яркими цветами, нежным ароматом.
-Что произойдет с лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут?
Дети приходят к выводу о том, что, если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые - это часть природы, а природу надо беречь, любить, охранять.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Береги живое». Часть детей рассказывает стихи, а другая часть подбирает к ним картинки и объясняет их.
Ребенок.
Муравьи - лесные санитары;
Так прозвали люди их недаром!
Чтобы лес красив был и здоров,
Без личинок вредных и жуков,
Муравьи на страже день и ночь:
Гонят разных короедов прочь!
Только ты им, друг мой, не мешай!
Муравейники не разоряй!
Эти санитары так нужны
Для лесов твоей родной страны!
Ребенок.
В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки…
Природа мать им жизнь дала.
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути –
Не обижай, а отойди!
Ребенок.
Есть цветочки редкие,
Белые и нежные:
Вам кивнут приветливо
Ландыши, подснежники…
Только рвать не надо их –
С ними лес добрей, светлей.
Ведь теперь цветов таких
Очень мало на земле…
Ребенок.
Бабочка цветная
Над тобой порхает…
Стрекоза резвится,
Пляшет, веселится…
Лету все так рады!
Их ловить не надо…
Пусть себе летают,
Землю украшают…
Ребенок.
Цветы украшают луга и леса
Но это не только природы краса-
В них пчёлы находят целительный дар,
И бабочки пьют из них сладкий нектар.
Не надо, друзья, их бессмысленно рвать,
Не надо букеты из них составлять…
Завянут букеты…Погибнут цветы…
И больше не будет такой красоты!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали. А продолжим мы с вами на прогулке. Мы выйдем на цветущий луг и понаблюдаем за жизнью растений и насекомых.