Валентина Коробкова
Интегрированное занятие по познавательному развитию в старшей разновозрастной группе «История часов» с применением ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей разновозрастной группе «История часов» с применением ИКТ.
Задачи:
Дидактические: Учить узнавать время по часам. Упражнять в счете в пределах 20, в увеличении и уменьшении числа на единицу.
Развивающие: Развивать внимание, мышление, память, интерес к познанию.
Воспитательные: Воспитывать желание ориентироваться во времени.
Публикация «Интегрированное занятие по познавательному развитию в старшей разновозрастной группе „История часов“ с применением ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Материалы к занятию: Презентация «Путешествие в историю часов», мяч; бумажные модели часов с циферблатом и передвигаемыми стрелками у воспитателя и у каждого ребенка.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Я напрасно не хожу,
Когда надо, разбужу. (Часы)
Сегодня мы поговорим о старинных часах. Как вы думаете, часы существовали всегда? Кто-нибудь из вас знает, как люди узнавали время раньше, когда не было часов? (Воспитатель дает детям возможность высказаться, а затем подводит итог, сопровождая свой рассказ показом слайдов.)
Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Всходило солнце, значит пора вставать, и так до самого вечера. Однажды человек обратил внимание на то, что тени от всех предметов двигаются, становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг и разделил его на равные части. Каждая часть равнялась одному часу. Солнце всходило, и тень от столба медленно двигалась по кругу. Назывались эти часы солнечными. Как вы думаете, всегда ли человек мог ими пользоваться?
Солнечные часы имели недостаток – они показывали время только в солнечный день. Это было очень неудобно, поэтому люди изобрели водяные часы. Они состояли из двух сосудов, по капелькам вода перетекала из одного сосуда в другой и по тому, сколько воды вытекло, определяли, сколько прошло времени.
Кроме водяных часов есть еще часы песочные. Они показывают время и днем и ночью, и летом и зимой, в любую погоду. У них нет стрелок и циферблата, сделаны они из стекла. Два стеклянных конуса соединены вместе, внутри насыпан песок. Когда часы работают, песок из верхнего конуса сыплется в нижний. Высыпался весь песок, значит прошло 3, 5 или 10 минут. Песочными часами люди пользуются и сейчас. Сегодня, когда вы будете одеваться на прогулку, мы проверим, за сколько минут вы одеваетесь.
Были когда-то еще часы-свеча. На свечу наносили деления, в нижнее деление втыкали булавку с привязанным к ней грузиком. Когда свеча догорала до этого деления, грузик падал на металлический поднос или просто на пол – это означало, что прошел определенный отрезок времени.
Еще, люди заметили, что петух кричит три раза в сутки. Первый раз в полночь (первые петухи, второй раз глубокой ночью (вторые петухи) и третий раз рано утром (третьи петухи).
Ну а самые необычные, пожалуй, - цветы-часы. Это живые цветы, бутоны некоторых раскрываются утром, а днем закрываются, у других цветки раскрыты только ночью, а днем всегда закрыты. По ним тоже можно определять время.
Так люди узнавали о времени суток раньше.
Затем появились механические часы, которые сохранились и теперь. Механические часы нужно заводить каждый день. Сначала были большие механические часы и висели они на высокой башне. Но у них есть недостаток. Их было видно не из всех домов, чтобы посмотреть на них нужно выйти из дома. И тогда придумали часы, которые носили на руке и их назвали наручные.
Но есть часы электронные, их заводить не надо, потому что они работают от батареек. Бывают часы большие – напольные.
Вот какой длинный путь прошли часы к нам.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Назови скорей». (Описание: Воспитатель бросает ребенку мяч и называет число. Ребенок ловит мяч, и, бросая его обратно, называет число на единицу больше или меньше. Игра проводится в быстром темпе.)
Воспитатель: Ребята, проходите за столы (дети занимают свои места). Скажите: «Который час?» (Воспитатель на циферблате своих часов ставит стрелки, а затем спрашивает. Дети устанавливают на циферблатах своих часов то же время, отвечают, который час, и показывают свои часы.)
Воспитатель: Замечательно, вы справились с заданием. Часы – это наши помощники. Когда вы подрастете и будете ходить в школу, они вам помогут беречь время и учиться на четверки и пятерки.
Литература: В. П. Новикова "Математика в детском саду", 2007год.
Л. В. Управителева "Подготовка к школе в детском саду", 2007год.