Назарова Марина Владимировна
Занятие по ознакомлению с деятельностью художников-анималистов в старшей группе на примере творчества Евгения Чарушина
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство детей с иллюстрациями художника-анималиста Е. Чарушина
Задачи:
-продолжать знакомить детей с творчеством Е. И. Чарушина;
-дать знания о том, что художники-анималисты– это люди, которые пишут картины, главными героями которых являются животные.
-формировать умения всматриваться в иллюстрации, замечать выразительные средства (движение, фактура шерстки животного, выражение глаз и др., рассказывать о них;
-воспитывать доброе отношение к животным.
Публикация «Занятие по ознакомлению с деятельностью художников-анималистов в старшей группе на примере творчества Евгения Чарушина» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Чарушин Е.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
-развивать фантазию, интерес, художественный вкус, умение «читать» произведение, способность эстетически воспринимать действительность.
-учить рисовать кота, используя образец
Планируемые результаты:
Умеет всматриваться в иллюстрации; замечает выразительные средства (движение, фактура шерстки животного, выражение глаз); проявляет доброе отношение к животным.
Материал:
Демонстрационный материал: портрет Е. И. Чарушина, иллюстрации Е. Чарушина к книге, образец рисование кота.
Раздаточный: карандаши, альбомные листы, ластик
Предварительная работа:
Познакомить с биографией Е. Чарушина. Чтение произведения Е. Чарушина «Кот Епифан». Провести анализ произведения, выставить в уголке художественной литературы книги с этим произведением, содержащие иллюстрации разных художников.
Организационный момент:
Организационный момент:
Воспитатель загадывает загадку: «Кто умеет краской и холстом рассказать нам обо всем?
-Художник
Основная часть:
1. Знакомство с художником
-- Правильно, сегодня мы будем говорить о профессии художника.
- Скажите, кого называют художником? (ответы детей)
- Это люди, которые создают красивые вещи, картины, рисунки в книгах, ваяют фигурки людей и животных из глины, придумывают узоры для фарфоровой и деревянной посуды, ткани, расписывают игрушки, мебель, придумывают новые формы зданий.
- А для чего нужна профессия художника? (ответы детей)
- Художники видят красивое в окружающей нас жизни: в природе, человеке, в явлениях природы, и выражает эту красоту в своих произведениях. Они хотят сделать нашу жизнь прекраснее. Многие произведения художников учат добру, любви к Родине и к людям, к животным и растениям.
Послушайте стихотворение А. Адиля:
Белый лист бумаги взял художник в руки.
Чистый лист бумаги – только и всего.
Кисточку и краски вынул он из сумки.
Кисточку и краски – больше ничего.
Посидел немного, будто над задачей,
И ушел тихонько, и унес с собой:
Улицу с домами, и со мной в придачу,
И кусочек неба – самый голубой.
- Художники пишут картины по своему замыслу, как писатели. Пишут о детях, взрослых, о веселом и грустном. А как вы думаете как называют художников которые рисуют животных?
-Художники анималисты, в переводе с английского «анимал»-животное.
Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с интересным художником, который умел не только рисовать картины, но и писать книги о животных. (Показ портрета художника Е. И. Чарушина, рассказ воспитателя биографии Чарушина) :
-Чарушин Е. И. (1901 - 1965) - один из самых любимых детьми художников мира животных. Он был лучшим художником анималистом. Равных ему не было. Но Евгений Чарушин был и одним из тех добрых и гуманных детских писателей, которые сохранили непосредственность и свежесть детского взгляда на мир животных.
Родился в самом начале прошлого века на Урале в городе Вятка в 1901 году. День рождения Жени Чарушина совпал с днем смерти немецкого зоолога Альфреда Эдмунда Брэна. Его труд в 7 томах «Жизнь животных» была самая любимая книга у мальчика. Ее он берег и перечитывал всю жизнь. В детстве у Евгения был свой зоопарк. Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, котята, всякие птицы – стрижи, чижи, щеглы, подстреленные кем-то на охоте. Любимым был пес Бобка на трех лапах. Пес любил лежать на лестнице. Все об него спотыкались и ругались. А Женя ласкал его, садился рядом и рассказывал ему о своих огорчениях. Женя вел самую настоящую борьбу с котами, съедавшими его птиц.
Его мать Любовь Александровна была садоводом – любителем и формировала тонкое понимание животного мира. Вместе с ней Женя копался в саду, ходил в лес собирать семена цветов, выкапывать разные растения, чтобы их потом одомашнить в саду. Все окна в доме были в цветах.
Его отец был архитектором. Профессия архитектора требует быть хорошим рисовальщиком. Он научил сына рисовать. Женя мог часами наблюдать за животными, их поведением, привычками. Все ему было в их жизни интересно. Вот и начал мальчик зарисовывать понравившиеся ему случаи из жизни животных. Так появилось другое сильное увлечение – рисование. Часто отец брал мальчика в поездки по области, проводил время с бывалыми охотниками, лесниками. Будущий писатель хранил в памяти их шутки, смешные байки и народные сказки. Видел быт простых людей и впитывал в себя все своеобразие и прелесть живого народного языка.
Евгений Чарушин иллюстрировал книги Бианки, Маршака, Чуковского, Пришвина, Сладкова. Рисунок Чарушина к рассказам Бианки был приобретен Государственной Третьяковской галереей.
А теперь проверим кто был самым внимательным? Ответьте на мои вопросы:
- О каком художнике я вам рассказала?
(Евгений Иванович Чарушин)
-Где он родился?
(родился в городе Вятке)
-Что любил мальчик?
(Мальчик очень любил животных)
Физминутка.
-Ребята, чтобы художниками быть как Чарушин, надо чтобы мы были здоровыми и наши руки никогда не уставали, в этом нам поможет физминутка “Юные волшебники”.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
Будем дружно рисовать,
И картины создавать.
Молодцы! А теперь отгадайте загадку:
Острые ушки, на лапках подушки,
Усы – как щетинка, дугою спинка.
Днем спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит. (Кошка)
Давайте вспомним, какое произведение мы недавно читали о коте? - «Кот Епифан» Вспомните кто его написал? – Евгений Чарушин. Рассматривание иллюстрации из книги Е. И. Чарушина
-Что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину (иллюстрацию?
-Как вы думаете, какое настроение она передает? Почему вы так решили?
-Что изображено на картине? Какое событие?
- Есть ли в этом произведении что-то движущееся?
-Какая иллюстрация вам больше всего понравилась?
-А как бы вы назвали это произведение?
-А знаете, кто написал его?.
-Понравилось ли вам произведение художника? Чем?
- В творчестве Е. Чарушина образ Кота необыкновенный. «Кот Епифан — белый, белый с пушистым хвостом». Подружившись с стариком, Епифан сам ловил рыбу и был его другом. Писатель подбирает слова своему герою: «Ловкач ты, Епифанушка, ай да рыбак!» Дружба Кота с человеком — вот главная черта героя. Вся картина пропитана озорством кота и его находчивостью.
А хотели бы сами нарисовать что-то похожее?
Практическая часть.
- А теперь художниками становитесь ребята вы сами. Вы можете нарисовать рисунок, где изображен кот Епифан. Для приятной работы я включу вам музыку.
Ребята карандашом рисуют кота.
Индивидуальная работа.
Воспитатель оказывает в случае необходимости практическую помощь детям в применении технических навыков.
Заключительная часть.
-Ребята кто закончил, приводим в порядок своё рабочее место. (выставка детских рисунков)
Вопросы к детям:
- Какое настроение ты хотел передать в своей картине? - Как ты это изобразил? Раскрой свой секрет, пожалуйста. – Ребята, какие профессии искусства вы сегодня узнали? С каким художником анималистом вы познакомились?