Любовь Новикова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Тема: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»
Цель: учить детей связно, выразительно пересказывать рассказ Е. Чарушина «Лисята»
Задачи:
• закреплять умения последовательно пересказывать литературный текст, используя приемы мнемотехники.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Пересказ рассказа Е, Чарушина „Лисята“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Чарушин Е.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
• учить детей придумывать загадки: подбирая по смыслу названия качеств (прилагательных) и действий (глаголы);
• упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
• учить пользоваться вопросительной и восклицательной интонацией.
• Развивать диалектическое мышление, умение видеть противоречия, анализировать и решать их.
Активизация словаря: ловкачи, за шиворот.
Форма организации: фронтально
Категория возраста: дети 5-6 лет.
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный материал:
Книга Е. Чарушина рассказ «Лисята», портрет автора, картина" Лиса с лисятами", мнемодорожка к рассказу
Ход занятия
I. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня пришли в детский сад и наверное рады видеть друг друга. Давайте возьмемся за руки и скажем слова приветствия.
Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
Давайте подарим свою улыбку нашим гостям.
II. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, у нас в группе есть столик удивления. Давайте подойдём к нему и посмотрим, чем он нас удивит. (Воспитатель снимает салфетку)
-Смотрите - какая необычная коробка. Вам, наверное, интересно узнать, что в ней. Попробуйте отгадать. Предлагаю вам поиграть в игру «Да – нетка». Вы мне будете задавать вопросы об этом предмете, а я буду отвечать «да» или «нет». (Дети задают вопросы, перечисляют все возможные варианты.)
Воспитатель: У меня есть для вас подсказка (если дети не угадают) загадка и если вы ее отгадаете, то узнаете, что лежит в посылке. Слушайте внимательно.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (книга).
Воспитатель: Молодцы, это книга.
После отгадывания загадки, воспитатель достает из коробки книгу.
Знакомство с автором.
Воспитатель: эту книгу написал Евгений Иванович Чарушин. (показ портрета писателя). В детстве он любил читать книги о путешествиях, о животных, о природе; рисовал птиц и зверей. Все знания, умения помогли ему стать художником и писателем. Он написал много рассказов о животных. Давайте познакомимся с одним из них (Дети садятся на стулья полукругом). Рассказ называется «Лисята»(чтение).
Воспитатель: О каких диких животных идёт речь в рассказе? (О лисятах).
- Как Вы думаете, почему лисята поселились у охотника дома? (Возможно, он принёс их из тайги, потому что животные остались без матери. Если бы охотник не взял к себе лисят, они бы погибли от голода.)
- Как вели себя лисята в человеческом жилище? (Они много играли, баловались и озорничали)
- Как играли лисята? (Лисята бегали по хозяину, лазали по шторам, забирались на шкаф.)
- Какие были лисята? Как называет их автор? (шустрые, беспокойные, ловкачи).
-Что значит ловкачи? (Это подвижные, ловкие живые существа)
- Какое происшествие произошло однажды? (Лисята потерялись)
- Почему охотник испугался? (Он не мог понять, куда исчезли лисята. А испугался он, потому что сапог вдруг "ожил".)
- Чем заканчивается рассказ? (лисята отыскались)
Повторное чтение.
Ребята, вы хотите услышать рассказ еще раз, только запомнить его нам поможет мнемодорожка. Проходит работа над мнемодорожкой, дети вместе с воспитателем "расшифровывают" картинки.
Варианты пересказа :
1-2 ребенка пересказывают текст, используя мнемодорожку.
Затем еще две пары детей пересказывают сказку без схем. Один ребенок начинает пересказывать, второй продолжает.
Анализ пересказа.
-Ребята, чей пересказ вам понравился больше всего? Почему?
- Использовали ребята слова, выражения автора?
- Какие? (настоящие ловкачи, охотничий сапог, и т. д.)
Физминутка (дети в кругу)
Дикие животные
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом)
За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Идут крадучись)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
За мамой-зайчихой — косые зайчата, (Скачут, сделав «ушки» из ладоней)
Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (Идут на четвереньках)
Дети садятся на стульчики.
Придумывание загадок.
- Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её… (Лиса).
- Правильно, лиса.
Дети отгадывают. Воспитатель показывает картину «Лиса с лисятами». Он предлагает детям самим придумать загадку про лису.
Вызывает для ответа двух-трех детей. Если дети затрудняются, воспитатель напоминает, какая лиса (хитрая, рыжая, пушистая, какие у нее повадки (тихо подкрадывается, любит петушков и курочек) .
А сейчас давайте попробуем с вами придумать загадки.
Речевые упражнения: «Один – много», «Какой - какая»
Послушайте, об одном или о двоих лисятах я сейчас скажу :
шустрый…
озорные…
шаловливые…
пушистый
весёлые
смешные
А это слово о ком: хитрая - … о лисёнке или о лисе? Правильно, о лисе.
Лиса хитрая, а лисёнок … хитрый (подчеркнуто произносит окончания).
"Хитрая лисёнок" – можно так сказать? Как сказать правильно? Наш лисёнок хитрый, веселый.
-Подумайте, о чём ещё можно сказать весёлый. (День, праздник, человек, танец, рассказ и т. д.)
-А о ком или о чём можно сказать слово весёлая? (Песня, музыка, игра, сказка, книга, пляска.)
-О ком или о чём мы скажем весёлые? (Ребята, дети, танцы и др.)
Подведение итогов
1. Как называется рассказ, который мы прочитали на сегодня на занятии? (Лисята)
2. Кто автор этого рассказа? (Е. Чарушин)
3. Кто главные герои этого рассказа?
Ребята, а сейчас я хочу узнать, понравилось вам занятие или нет. На этой поляне вы разместите цветы. Если вам понравилось, то красного и жёлтого цвета, если нет, то синего. (Дети берут цветы)
Рефлексия. Что понравилось? Почему?
Почему не понравилось, что было трудно?