Маргарита Жиляева
Конспект занятия по ознакомлению с рассказом Е. Чарушина «Томка» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема.Цикл рассказов Чарушина Евгения Ивановича «Томка»
Цель. Развитие речи посредством ознакомления детей с рассказом Чарушина Е. И. «Томка»
Задачи.
1. Приобщение к художественной литературе:
- Продолжать развивать интерес к художественной литературе;
- Формировать умение едино воспринимать текст, содержание и формы;
- Учить детей элементарному анализу литературного произведения;
- Помогать почувствовать красоту и выразительность произведения;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с рассказом Е, Чарушина „Томка“ в старшей группе» размещена в разделах
2. Связная речь: развитие диалогической речи: ответы на поставленные вопросы полными предложениями;
3. Словарь:активизировать словарь детей посредством ознакомления с новыми словами: толковый, дичь, почует, ласковый,сердитый,добрый,ленивый.
4. Воспитательные задачи:
- помочь понять мотивы поведения героев;
- Внимательно и заинтересованно слушать рассказ;
- Формировать нравственные качества: доброту, заботу о братьях наших меньших.
- Воспитывать на поэтических примерах любовь к животным;
5. Познавательное развитие: развивать внимание,память, логическое мышление.
6. Развитие речи: развитие речи с помощью рассказов Чарушина Е. И
Методы: наглядный (опосредованный,словесный (чтение,игровой (дидактические игры)
Приемы: словесный (речевой образец, объяснение, оценка детской речи, вопрос, наглядный.
Оборудование: собачка Томка, книги с произведениями Евгения Чарушина и иллюстрации к ним.
I.Вводная часть :
1. Приветствие
Здравствуйте, ребята, меня зовут Маргарита Николаевна.
Давайте с вами поздороваемся.
Повторяйте за мной движения:
Здавствуй,солнышко-дружок,
Здравствуй,носик-пятачок.
Здравствуйте,губки
Здравствуйте,зубки
Губками «почмокали»
Зубками «пощелкали»
Ручки вверх подняли,
И ими помахали.
А теперь все вместе-
«Здравствуйте!» -сказали.
Ребята, садитесь на стульчики.
Скажите,а у вас дома есть собака?
Какие они у вас по характеру?
Ленивые,добрые,злые
А у кого есть охотничья собака?
А у кого нет собак?
2. Сюрпризный момент
Ребята,смотрите.
Я сегодня пришла не одна,а со мной пришел мой друг.
Собака Томка.
Но Томка пришел не с пустыми руками, А с собой у него книга о нем. Хотите узнать о собаках?
II.Основная часть
1)Подготовительная работа
а) представление книги (рассматривание обложки, прогнозирование содержания)
б)Рассказ об авторе
Посмотрите. Что изображено на обложке?
На обложке изображена собака,сорока и кошка.
Как думаете о ком будут эти рассказы?
Дети,эту книгу написал детский писатель и художник—иллюстратор своих книг Евгений Иванович Чарушин. Вот его портрет.
Чарушин очень любил собак,у него в семье было много собак.
Он с детства любил природу,любил за ней наблюдать,а еще он зарисовывал то,что он видел.
Когда Евгений Иванович стал старше, он начал писать коротенькие рассказы о животных и о природе, сопровождая их своими иллюстрациями.
Ребята,а хотите послушать о приключениях Томки?
Сейчас я прочитаю вам рассказ Евгения Чарушина,который называется «Томка»
в)Постановка цели слушания.
Слушайте внимательно. И запоминайте.
г)слушание рассказа
д)Пауза(5 секунд)
е)обмен впечатлениями
Понравился вам рассказ?
Мне тоже очень понравился
А что больше всего понравилось?
А кто вам больше всего понравился?
Кто из щенков?
А почему?
Как мальчик выбирал себе щенка?
ж)Беседа по содержанию
А какие там еще были щенки?
А почему он выбрал не другого щенка,а именно этого?
Правильно,молодцы.
Потому что охотнику нужна настоящая охотничья собака,которая будет ему верным помощником.
Динамическая пауза (физкультминутка)
А хотите отдохнуть? Давайте мы с вами встанем. Повторяйте за мной движения:
Бегал по двору щеночек,
Видит пирога кусочек.
Под крыльцо залез и съел,
Развалился, засопел.
Как называется рассказ, который я только что вам прочитала?
Правильно, рассказ называется «Томка»
Как начинается рассказ?
От чьего лица ведется рассказ?
От лица самого автора.
В жизни Чарушина это происходило.
У кого он был в гостях?
Он пришел к охотнику посмотреть на щенков.
з)Беседа по содержанию, перечитывание отрывков, рассматривание иллюстраций.
А какую он выбирал себе собаку? Охотничью
Охотничья собака это та,которая помогает охотнику. У нее хороший нюх,она очень толковая.
Толковая-это значит умная.
А кого песика он увидел у охотника?
Я вам сейчас перечитаю.
Кто запомнил,какой песик был у охотника?
Какие у него уши? Хвост?
А какой он был?
Вот посмотрите,вот этот песик. Вот какие у него длинные уши,какой короткий хвост.
У этого песика,есть щенки,вот и пришел Чарушин к охотнику посмотреть на этих щенков.
Какие были щенки?
Какого щенка хотел выбрать себе Чарушин?
Чтоб он был ему помощником на охоте
А как он выбирал их? Какой толковый, а кто не гадится?
Почему он первого щенка не выбрал?
Вот послушайте: один щенок ест да спит. А раз ест да спит, так кто из него получится, ребята?
Правильно…
Вот посмотрите автор изобразил тут всех щенков, как вы думаете,какой из них ленивый?
Правильно,тот который ест,да спит.
Взял его Чарушин?
Правильно,не взял.
А второго щенка почему не выбрал?
Вот смотрите:Потому что он был сердитый,рычит и со всеми лезит драться,так какой он?
Правильно,злой…
А где у нас злой щенок нарисован?
Да, Посмотрите как он рычит и поза у него такая,будто сейчас набросится.
Взял его Чарушин?
Правильно,не взял.
«И его не возьму…»
а почему не взял?
А Чарушин не любит злых: «не люблю злых.»
А третий щенок был какой?
«А Вот еще хуже-он тоже лезет ко всем,только не дерется,а лижется.»
Ребята,а раз лижется,то он какой?
Вот есть такие собаки,добрые,ласковые,которые лезут ко всем,лижутся,к хозяину и к гостям.
А где у нас изображен ласковый щенок?
Да,вот этот. Посмотрите какие у него глаза добрые и сидит он безобидно.
Почему такого щенка не взял автор?
Потому что у него могут дичь отнять,ведь он добрый и он может сам все отдать.
Ребята,а кто знает,что такое дичь?
Дичь-это дикие животные,на которых охотятся. Например птицы: куропатка,утка,гусь,фазан и т. д.
Ребята,Чарушин пришел в гости к
охотнику,когда щенята еще были небольшие,еще только учились ходить.
А что они в это время очень любят делать?
Правильно. «В это время у щенят чешутся зубы и они любят что-нибудь погрызть»
Как же определил автор,какого щенка ему взять?
Там был щенок,который грыз деревяшку,автор что сделал с этой деревяшкой?
Автор спрятал деревяшку,чтобы проверить какой у этого щенка нюх.
Почует ли он,где спрятал
Чарушин деревяшку.
Почует-это значит унюхает,найдет
Нашел щенок деревяшку?
Правильно,нашел.
«Почуял.»
Видите,какой молодец,нашел деревяшку,именно такой щенок нужен Чарушину
Как же он искал?
Он всех щенят обнюхал,не у них ли деревяшка,а потом стал нюхать,нюхать и пошел,к тому месту,куда автор спрятал деревяшку,почуял.
Вот почему автор выбрал именно
этого щенка.
Потому что у этого щенка нюх хороший,а как проверил он это?
Спрятал деревяшку,которую грыз щенок.
«Я обрадовался…»
Динамическая пауза
Ребята,а хотите немного размяться,отдохнуть? Давайте встанем с вами в круг. И потворяйте за мной движения:
Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Да не упади, смотри.
Наклоняемся вперёд.
Кто до пола достаёт?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счёту.
II.Заключительная часть (рефлексия)
Скажите мне,пожалуйста,какой рассказ я вам сегодня прочитала?
Правильно, «Томка»
О ком он?
Этот рассказ о.
А о какой собаке?
Этот рассказ об охотничьей собаке
Правильно
А кто написал этот рассказ?
Это рассказ написал…
Евгений Иванович Чарушин
Что интересного вы узнали о Томке?
Да,ребята,охотничья собака-это особые собаки. Собака охотничья должна обладать хорошим нюхом и чутьем.
Ребята,вы все молодцы,очень внимательно слушали рассказ.
Теперь вы знаете,кто такие охотничьи собаки,да?
Спасибо вам,скажите До свидания нашему гостю Томке.
До свидания!