МААМ-картинки

Занятие по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква «Ф»

Татьяна Дикарева
Занятие по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква «Ф»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

" Звук "Ф" и буква "Ф".

Цели:

Развивающие:

- познакомиться со звуками твердым Ф и мягким Ф.

- учить выделять звуки среди других звуков, в слогах, из состава слова, дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;

-познакомить с графическим обозначением звуков - буквой Ф;

Публикация «Занятие по обучению грамоте „Звук [Ф] и буква „Ф“» размещена в разделах

- совершенствовать навыки звуко-слогового анализа : умение определять место звука в слове; упражнять в составлении слогов с буквой Ф.

- способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного восприятия;

Образовательные:

- продолжать учить детей правильному употреблению слов в речи;

Воспитательные:

-воспитывать организованность, дружелюбие, самостоятельность, осознанное отношение к речи.

Оборудование:

Картинки со звуком Ф, магнитная доска с буквами, картинка филина, фотоаппарат, фонарик, пластилин.

Ход занятия:

1. Оргмомент: Здравствуйте ребята - Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы читаем и пишем).

Мы не можем звук увидеть

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные). –

- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград, и поэтому звук можно долго тянуть.

Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия.

Гласные тянутся к песенке звонкой,

Могут заплакать и зарыдать,

В темном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.)

2. Назовите картинки, которые вы видите на доске, выделяя голосом первый звук.

(дети называют картинки)

- Назовите, какой звук есть во всех этих словах? (Ф)

Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками мягким и твердым Ф и буквой Ф.

3. Знакомство со звуками твердым и мягким Ф.

Загадка:

На сову похож,

Когти - острый нож.

Всю ночь летает-

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло. (Филин)

-Назовите первый звук в слове филин?

Обратите внимание детей, как произносим звук Ф, встречает ли воздух преграду при его произнесении, попросить детей «послушать» этот звук ладошкой.

Ещё раз произнесите звук Ф и скажите, при произнесении звука Ф встречается ли преграда? Да.

А если встречается преграда, значит звук Ф какой? (Согласный).

-А теперь проверьте звонкий или глухой? Прикладывая ладошку тыльной стороной к шее спереди, стенки домика «не дрожат», значит звук – глухой. Твердый или мягкий?

-Расскажите про звук Ф (ребята говорят, что звук согласный, глухой, мягкий).

-Слушайте следующую загадку:

Этот глаз - особый глаз.

Быстро взглянет он на вас

И появится на свет

Самый точный ваш портрет. Что это? (Фотоаппарат)

-Назовите первый звук в слоге Фо?

-Расскажите про звук Ф (звук согласный, глухой, твердый).

Проговаривание скороговорки : «У Филина Фили два Филиненка:

Филька и Филимонка.

Филин с Филинихой любят Филинят,

Фильке с Филимонкой драться не велят.»

4. Выделение звука.

Б) среди слогов:, АШ, АМ, ОФ, ОК, ОБ, ФА, ДА, ТО, ДО, ФО,ФУ, ЛЫ, АФ

В) -Назовите слова со звуком твердым Ф.

-Назовите слова со звуком мягким Ф.

5. Дифференциация звуков твердым Г и мягким Г.

Игра «Услышь звук»

Если услышите в слове звук твердый Ф – хлопайте в ладоши, а если мягкий Ф – топайте ногами.

Фартук, Фары, ваФли, шкаФ, конФета, Финики, мультФильм, жираФ, Футбол, шарФ (объясняют какой звук, место звука в слове : в начале, в середине, в конце).

Физминутка:

В чаще леса филинята,

очень славные ребята

На ночь глядя умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Крыльями хлопали.

Вправо, влево наклонялись,

На носочки поднимались.

Вот здоровья в чем секрет.

Молодцы! Физкультпривет!

- Почему филинята делали зарядку «на ночь глядя»(ответы детей).

6. Знакомство с буквами Ф ф.

(На доске появляется буква Ф)

Перед нами буква Ф.

Всем известно без подсказки:

Буква Ф - как ключ от сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.

Сравним букву Ф и букву Р.

Звуки мягкий и твердый Ф обозначаются буквой Ф.

-Придумайте свои слова бывают со звуком твердым Ф и мягким Ф.

Составление слогов буквы Ф с гласными (прямые и обратные слоги дети складывают).

С какими гласными образуется твердый Ф, а с какими - мягкий?

-А сейчас давайте возьмём пластилин и попробуем вылепить букву Ф.

7. Итог занятия.

- С какими звуками мы сегодня познакомились?

-Расскажите о звуке твердом Ф, мягком Ф.

-Какой буквой обозначены звуки твердый Ф, мягкий Ф? С какими гласными образуется мягкий Ф? твердый Ф?

Список использованной литературы:

Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать» – СПб, «Акцидент», 1997;

Журова Л. Е. «Обучение грамоте в детском саду»;

«Азбука в картинках и стихах» В. А. Ковшикова;

В. И. Буйко «Учимся говорить красиво: речевые зарядки и чистоговорки (для детей 3 – 7 лет). – Екатеринбург, 2016;

Володина Н. В. Говорю красиво: для детей 6 -7 лет. – Москва, 2012;

Жукова Н. С. Букварь : Учебное пособие. – Москва, 2007.

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ц Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Д Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Г Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква [л]» Цель: Познакомить с буквой Л. Задачи: -Знакомство с буквой «Л» ; -Закреплять звуки «Л» «ЛЬ», условным обозначением. -Выделять заданный.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М] и буква М» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве М Материал: демонстрационный материал,картинки со звуком М,Елена Астафьева: Играем, читаем,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве О Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком О, рабочие тетради Елена Астафьева:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У» Цель: познакомить детей с звуком [у] и буквой У. Грибы (съедобные, несъедобные) Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква «Ф»
Опубликовано: 23 июня 2024 в 08:43
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква «Ф»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Дикарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД