Наталия Васильева
Занятие по обучению грамоте в подготовительной школе группе для детей с ТНР «Дифференциация звуков [С]-[Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема. «Птицы зимой»
Цели:
Коррекционно - образовательные: Учить детей давать акустико –артикуляционную характеристику звуков [С], [Ш] с опорой на различные виды контроля.
Коррекционно – развивающие: Упражнять в дифференциации звуков [С]-[Ш] в слогах, словах, предложениях, тексте. Развивать фонематический слух и восприятие. Формировать навыки звукового анализа и синтеза слов.
Публикация «Занятие по обучению грамоте в подготовительной школе группе для детей с ТНР „Дифференциация звуков [С]-[Ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Коррекционно – воспитательная: Воспитывать усидчивость, активность на занятии, умение слушать внимательно логопеда и своих друзей. Воспитывать желание помочь.
Оборудование: картинки со звуками [с], [ш], изображение сороки и совы, пеналы для составления звуковых схем, разрезная азбука, распечатанные буквы С, Ш для штриховки на количество детей, сигнальные карточки для самооценки.
Ход занятия:
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Поиграем в игру «Сядет тот, кто скажет» :
-Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные.)
-Какие звуки мы называем гласными? (Если воздушная струя не встречает преграды, то это гласные звуки)
-Назовите гласные звуки.
-Какие звуки мы называем согласными? (Если воздушная струя встречает преграду, то это согласные звуки)
-Назовите согласные звуки.
-Согласные звуки бывают какие? (Твердые и мягкие, звонкие и глухие)
- Молодцы, вы правильно ответили на мои вопросы, а сейчас мы поиграем в игру «Четвертый лишний»
Объявление темы.
Назови лишнее. Как называются одним словом.
Туфли, сапоги, тапочки, шуба. (Туфли, сапоги, тапочки – обувь, у шуба одежда)
Волк, заяц, медведь, сорока. (Волк, заяц, медведь – животные, сорока птица).
-С какого звука начинается слово «шуба»? (Со звука [ш])
-С какого звука начинается слово «собака»? (Со звука [с])
-Вы догадались, какие звуки мы будем учиться различать? (Ответы детей : Будем учиться различать звуки [С]- [Ш]).
-Мы будем учиться различать звуки [С], [Ш]
Сравнительная характеристика звуков
- К нам в гости пришла Маша. Она скоро пойдёт учиться в школу, но плохо различает звуки. Поэтому она пришла к нам учиться. Вы ей будете помогать? (Да.)
«Ребята, мы с вами уже с этими звуками знакомились.
Давайте вспомним, какие эти звуки.? Расскажем Маше. (Звуки [с], [ш] - согласные, твердые, глухие)
-Почему они согласные? (Воздух, который выходит из горлышка встречает
преграду).
-Давайте их назовём. (Произносят звуки)
-Почему они глухие? (Когда мы их произносим горлышко молчит).
- Давайте ещё раз назовём.
-А чем они отличаются? Что можно сказать про губы? Про язык? (Когда произносим звук [С] губы в улыбке, язык находится за нижними передними зубами. Когда произносим звук [Ш] губы круглые, язык находится вверху в форме «чашечки»)
- А какой воздух бывает? (Когда произносим звук [Ш] воздух бывает плавный тёплый, когда произносим звук [С] – воздух сильный и холодный).
-Каким цветом мы обозначаем звуки [С], [Ш]? (Обозначим синим цветом.)
- Почему? (Они твёрдые, согласные).
Развитие фонематического восприятия.
Игра «Топай-хлопай» [Ш].
- Я буду называть слова со звуками [С], [Ш], а вы, если услышите слово со звуком [С] хлопните в ладоши, а если со звуком [Ш] – топните.
Игра «Соревнование между рядами»
Сложное задание нужно выполнить Маше. Нужно услышать слова со звуками [C], [Ш] в рассказе.
Первый ряд называет слова со звуком [C], второй - со звуком [Ш]. (Логопед читает рассказ «Кошка Васса». Дети называют слова)
Кошка Васса.
У Наташи кошка Васса. Васса шаловливая, ласковая. У Вассы полосатая спинка, и пушистый хвост. Васса любит играть с катушками и клубками. Наташа смотрит, как кошка выпускает острые коготки и катает клубок.
- Следующее задание для Маши.
- Сейчас я назову звуки, а вы их соедините и назовите получившееся слово. Отвечает тот, кто поднял руку.
У, с, ы; С, ы, н;
Ш, у, м; Ш, у, б, а;
С, у, п.
Игра «Подарим подарки сороке и сове».
- Маша пригласила гостей. Кто они? (Птицы. Сорока и сова)
С какого звука начинается их названия. (Со звука [С])
- А звук [Ш] есть в их названии? (Нет.)
- Давайте придумаем им клички со звуками[C], [Ш. Первый ряд придумает кличку Сороке со звуком [Ш], второй ряд - сове со звуком [С]. ( Если дети затрудняются логопед предлагает клички: Соня и Шуня)
- Кому дадим кличку Шуня, а Соня?
- С какого звука начинается кличка сороки? (Шуня) (Со звука [ш])
- Выберем букву, которая обозначает звук [Ш]. (Логопед показывает буквы С и Ш, дети выбирают.)
-С какого звука начинается кличка совы? (Со звука [с])
-Найдите букву С.
«Давайте нашим гостям Соне и Шуне сделаем приятное – подарим подарки. У вас на столах лежат картинки с предметами, в названии которых есть звуки [С] или [Ш]. ( Картинки: воздушный шарик, автобус, насос, самолёт, лес, шапка, лиса, карандаш, душ, кошка, слон, камыши, лягушка, сумка, шарф, носки, мышь, ананас, сапоги, змея, машина).
- Первый ряд отмечает картинки, в названиях которых есть звук [C] и дарит Соне, второй ряд отмечает картинки в названиях которых есть звук[Ш] и дарит Шуне. (Дети ставят картинки рядом с изображениями)
- Правильно вы подарили подарки?
-Назовите хором подарки для Сони.
-А теперь для Шуни.
Маша устала, немного отдохнём, сделаем зарядку.
Физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь,
Руками коленей коснитесь.
Сели – встали, сели – встали
И на месте побежали.
Снова задание для Маши.
-Ребята, скажите из каких звуков состоит слово САНИ.
-Назовите первый звук. Второй. Третий. Четвертый.
Из каких звуков состоит слово ШУБА.
-Назовите первый звук. Второй. Третий. Четвертый.
А теперь под словом ШУБА выложите его звуковую схему. ( У каждого на столе пеналы с кружочками: синего, зелёного, красного цветов. Ребята составляют звуковую схему)
Почему звук [Ш] вы обозначили синим цветом? (Согласный, твёрдый звук.)
Почему звук [У] вы обозначили красным цветом? (Гласный звук.)
Почему звук [Б] вы обозначили синим цветом? (Согласный, твёрдый звук.)
Почему звук [А] вы обозначили красным цветом? (Гласный звук.)
Маша к новому году хочет украсить свой дом буквами. Давайте мы обведём, раскрасим (заштрихуем) буквы С, Ш звуки которых сегодня учились различать. (Дети заштриховывают буквы по желанию).
-Заклейте буковки для Маши в тетрадях.
Итог занятия.
-Какие звуки мы учились сегодня различать вместе с Машей? (Звуки [C], [Ш]).
- Со всеми ли заданиями вы справились? (Ответы детей)
На столах у вас есть квадраты красным, синим, зелёным цветами. У кого сегодня на занятии всё получилось без помощи логопеда поднимите красный. У кого получилось, но затруднялся, поднимите зелёный. Кому было сложно выполнять задания – поднимите синий.
Сегодня все ребята старались. Молодцы! До свидание!