Светлана Васильевна Бондаренко
Конспект НОД «Дифференциация звуков [Л], [Л’]» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Дифференциация звуков [Л, ЛЬ]»
В подготовительной к школе группе.
Цель: развитие звукового и слогового анализа и синтеза.
Задачи:
- автоматизировать произношение звуков [Л”] и [Л] в словах, фразах;
- совершенствовать связную речь детей;
- формировать умение давать звукобуквенную характеристику слов, проводить слоговый анализ слов;
- закреплять навык слогового чтения;
- способствовать развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления;
Публикация «Конспект НОД „Дифференциация звуков [Л], [Л’]“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
- развивать умение работать в коллективе и в парах, воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель.
- Послушайте загадку и отгадайте, о какой букве и о каких звуках мы сегодня будем говорить:
ПЛАВАТЬ ЛЮБИТ по ВОЛНАМ
Эта буква тут и там.
И на ЛЕСТНИЦУ похожа,
И на крышу дома тоже.
В наконечниках у СТРЕЛ
Есть такая буква — …
Дети предлагают варианты ответов, обсуждают. Воспитатель подводит к правильному ответу – буква «Л».
Воспитатель.
(достаёт из корзинки с буквами букву «Л»)
Правильно называется эта буква «ЭЛЬ». Повторите хором.
(Ответ детей).
Совершенствование навыка чтения. Автоматизация звуков в слогах.
Воспитатель.
(помещает букву в «букволёт» - картинка с изображением летающей тарелки с прорезями, в которые вставляются буквы)
- Присела «ЭЛЬ» в букволёт и отправилась в полёт.
(дети встают возле развивающего пособия)
Чтение слогов. (Пособие «Буквенные домики»)
- Полетел букволёт. Букву «ЭЛЬ» он повёз.
Прилетел к окошку с «А» – прочитаем, дети, (ЛА)
Прилетел к окошку с «О» - прочитаем вместе – (ЛО)
Прилетел к окошку с «У» – прочитаем дружно – (ЛУ)
Прилетел к окошку с «Ы» – прочитаем тихо – (ЛЫ)
Прилетел за окошко с «И» – прочитаем нежно (ИЛ).
Далее воспитатель предлагает детям присесть на стульчики возле пособия - дерева, на котором на листьях прикреплены картинки на изучаемый звук.
Прилетел букволёт к дереву, на котором распустились зелёные листочки. Они не простые – с секретом. Подходите к дереву, снимайте листик и определите, мягкий или твёрдый звук «Л» в слове, которое обозначает картинка. Определите позицию звука в слове. Например, я возьму листик (воспитатель снимает с дерева верхний лист, на его обратной стороне – рисунок кленового листа). На картинке – лист. В слове ЛИСТ звук «Л”» мягкий, расположен в начале слова.
Дети подходят к дереву, снимают листья и выполняют задание. Картинки на обратной стороне листьев: лев, ложка, лук, лягушка, лиса, ключ, голубь, булавка.
Как же называется наше дерево, мы узнаем из ребуса.
Соедините первые буквы в каждом слове на картинке - и вы прочтёте название дерева.
На доске закреплён лист с ребусом. Дети подходят по одному, вписывают буквы в соответствующие клетки ребуса - слово ЛИПА (по первым буквам: Лампа, Игла, Пуговица, Арбуз)
А кто прячется за липой, узнаете, если в слове липа букву П замените на букву С.
- Догатайтесь, кто это (ЛИСА).
Воспитатель с детьми переходят к мольберту, на котором закреплена картина с лесной поляной и ребус.
Букволёт отправился на лесную полянку, где буква «ЭЛЬ» заметила свои любимые ягоды. Отгадайте ребус и назовите нам, что это за ягоды.
Дети называют буквы, записывают в соответствующие клетки (слово МАЛИНА)
Рассматривание ребуса, картинки с изображением ягод, проговаривание ответа по слогам (МАЛИНА)
Займите места за рабочими столами.
Дети присаживаются за столы, на которых расположен раздаточный материал из пособия «Звукобуквенный анализ»
- Выложите буквенную и звуковую схему слова МАЛИНА.
Дети выполняют задание индивидуально.
- Сколько букв в данном слове? Сколько слогов?
- Сколько звуков гласных? Согласных?
Воспитатель на доске выкладывает звуковую и буквенную схемы для того, чтобы дети проверили правильность выполнения задания.
Физминутка.
Я по лесу пойду, в лесу ягоды найду.
Земляника так душиста,
Что не лень и наклониться.
Если нет лукошка,
Соберём в ладошки.
Прыгнем через лужицы.
Голова не кружится?
Вон, вдали из-за куста
Смотрит рыжая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.
Воспитатель обращает внимание детей на мольберт, на котором закреплены слоговые схемы, картинки с изображением лисы, лисёнка, и лиса.
- Перед вами – лисья семья. Назовите каждого.
Ответы детей: мама - лиса, детёныш – лисёнок, папа – лис.
Поместите каждую картинку под соответствующей слоговой схемой.
Дети проговаривают по слогам слова, называют количество слогов и располагают картинки в соответствии под слоговыми схемами.
Воспитатель берёт перчаточную куклу – лису и предлагает ребятам от имени лисы сочинить сказку о том, как лисёнок потерялся.
В сказке все слова героев должны начинаться на букву «Л». Детям предлагаются картинки, которые начинаются на букву «Л».
Картинки: лиса, лисёнок, ласточка, луна, лес, ландыши, летучая мышь.
Дети проговаривают слова на картинках и объясняют, мягкий или твёрдый звук «Л» в словах.
- Предлагаю сочинять сказку с помощью сказочного поля. Объясните, почему оно разделено на три части?
(у сказки есть зачин, середина, конец)
- разделитесь на пары и займите места за рабочими столами. Не забывайте, что все поля сказочного поля должны быть заполнены, все картинки использованы.
Дети составляют сюжет сказки, раскладывая картинки в поля.
Воспитатель помогает развивать сюжет тем, кто затрудняется выполнить задание. Предлагает дать название придуманной сказке.
- Ребята, расскажите ваши сказки нашим гостям.
Каждая пара с помощью картинок на наглядном пособии рассказывает придуманную сказку.