Елена Волкова
Итоговое фронтальное логопедическое занятие в подготовительной к школе группе по обучению грамоте «Морское путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить знания и умения, полученные детьми на занятиях по формированию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
• закрепить умение детей выполнять звуко - слоговой анализ слова;
• упражнять в умении составлять предложение и его схему;
• закреплять графо - моторные навыки у детей;
• активизировать речевую деятельность детей;
коррекционно-развивающие:
Публикация «Итоговое фронтальное логопедическое занятие в подготовительной к школе группе по обучению грамоте „Морское путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
• развивать фонематический слух и фонематическое восприятие; зрительное и слуховое восприятие; память и мышление, воображение; мелкую моторику пальцев рук;интонационную выразительность речи.
коррекционно-воспитательные:
• воспитывать усидчивость, активность, инициативность, наблюдательность;
навыки сотрудничества, доброжелательное отношение друг другу.
Оборудование : для тропы следы; ёмкости с песком и палочки; магнитная доска; магниты; аудиозаписи “Звук корабельного колокольчика”, “Шум морского прибоя и крики чаек”, фонограмма песни «Буги - Вуги»; конверт с листочками, на которых напечатаны буквы с пропущенными элементами; 3 ведра зелёного, синего, красного цвета, удочка, «рыбки» с прикреплёнными картинками; пособие «Волшебная гусеница»; плоскостное изображение трёх 1-, 2-,3-х палубных пароходов, картинки с животными; карточки для каждого с переставленными буквами; бутылка с 4 схемами предложений и картинки для составления предложений; сундук; книги; фломастеры.
Содержание занятия :
I Организационный момент.
Логопед : (слайд 1). - Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам совершить небольшое, но увлекательное морское путешествие. Во время путешествия мы будем выполнять различные задания, и если всё выполним, верно, то найдем клад. Как вы думаете, на чём можно отправиться в морское путешествие?
Дети: - На корабле, яхте, пароходе и т. д.
Логопед : - Правильно, но мы отправимся путешествовать на корабле.
Чтобы подготовится к отплытию, необходимо пройти испытание на выносливость и смелость. Нужно пройти по узкой тропе след в след. Не забывайте, что кругом вода, не намочите ноги. А чтобы веселее было идти повторяйте за мной чистоговорки:
РЯ – РЯ – РЯ – поднимаем якоря
АЗЫ- АЗЫ- АЗЫ - плывут водолазы
ОСЫ- ОСЫ- ОСЫ - на корабле матросы
ОРЕ- ОРЕ- ОРЕ - яхта вышла в море
ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - рыбу я ловлю
УЛА – УЛА – УЛА – зубастая акула
ДУЗЫ – ДУЗЫ – ДУЗЫ – прозрачные медузы
Логопед : - Скажите, без чего мы не сможем отыскать сокровища? (слайд 2)
Дети: - Без карты.
Логопед : - Вот теперь все готово к отплытию. Слышите корабельный колокольчик? (Аудиозапись “Звук корабельного колокольчика”).
Мы отправляемся в морское путешествие! (Аудиозапись “Шум моря и крики чаек”). Займите места на корабле!
II Основная часть.
1. Развитие мелкой моторики, психических процессов.
Логопед : (слайд 3) - Посмотрите, мы приплыли на первый остров. Этот остров пустынный, весь из песка. Давайте оживим его. Нужно посадить растения, заселить животными и птицами этот остров. Но сделаем это необычным способом, рисуя на песке палочками.
(Дети рисуют на песке) (Аудиозапись “Шум моря и крики чаек”).
Логопед : - Назовите, кто теперь живёт на этом острове? (Дети называют)
Логопед : - Теперь у этого острова благодаря нам есть жители и растительность.
2. Образ буквы.
Логопед : - А вот и первая почта для жителей этого острова, но это письмо так долго пролежало, дожидаясь своего адресата, что элементы многих букв пострадали: выгорели на солнце или были размыты водой.
Допишите недостающие элементы букв и прочитайте эти буквы. (Дети дописывают элементы)
Логопед : - Проверьте, правильно ли вы допечатали буквы (достаю из конверта лист с восстановленными буквами). Молодцы! Вы хорошо справились с заданием, и теперь мы поплывем дальше. Поднимаем якорь!
(Аудиозапись “Звук корабельного колокольчика”) (Аудиозапись “Шум моря и крики чаек”).
3. Звуковой анализ слов
Логопед : (слайд 4) - Карта показывает, что нам нужно попасть ещё на один остров. Мы прибываем на этот остров. Здесь живут гусеницы, не простые, а волшебные звуковые. Они приготовили для нас задание. (Используем пособие «Волшебные гусеницы»)
Из сегментов гусеницы составлена звуковая схема к названию одной из трёх картинок, скажите к какой? Проверим, в слове «кит» – первый сегмент соответствует какому звуку?- [к’] мягкому согласному; второй – [и] гласному звуку; третий – [т] твёрдому согласному.
Составьте с помощью сегментов гусеницы звуковую схему к двум оставшимся словам. (Работа в подгруппах) Красный сегмент соответствует гласным звукам, синий - твёрдым согласным, зелёный - мягким.
Слова: МАТРОС, КИТ, МАЧТА
Логопед : - Молодцы! Вы хорошо справились и с этим заданием, плывем дальше. Поднимаем якорь.
(Аудиозапись “Звук корабельного колокольчика”) (Аудиозапись “Шум моря и крики чаек”).
4. Определение и характеристика первого звука в слове.
Логопед : (слайд 5) - Настало время подкрепиться, тем более мы приплываем к острову Рыбаков. Рыбы возле берегов этого острова водится огромное количество.
Нужно закинуть удочку в море, поймать рыбку. Но рыбки непростые, а с картинками. Называете картинку, определяете первый звук в слове, даёте характеристику и опускаете с ведро соответствующего цвета.
(Красное ведро соответствует гласным звукам, синее - твёрдым согласным, зелёное – мягким согласным)
Логопед : - Молодцы! Вы хорошо справились с заданием, и теперь мы поплывем дальше. Поднимаем якорь!
(Аудиозапись “Звук корабельного колокольчика”) (Аудиозапись “Шум моря и крики чаек”).
5. Речь с движениями
Логопед : - Пока плывём, немного отдохнём. Выходим на ковёр, встаём свободно, выполняем действия в соответствии со словами.
"Смелый капитан"
Я на мостике стою
И бинокль в руках держу.
Волны плещутся слегка,
Качка тихая пока.
Волны сильными вдруг стали,
И от качки все упали.
За канат держусь я крепко,
Вдруг сорвало ветром кепку.
Я ловить рукою стал,
Чуть с мосточка не упал.
Логопед : - Занимаем свои места на корабле! (Аудиозапись “Звук корабельного колокольчика”) (Аудиозапись “Шум моря и крики чаек”)
6. Слоговой состав
Логопед : (слайд 6) - Впереди по курсу пароходы. Посмотрите внимательно и скажите, чем отличаются они друг от друга.
Дети: - У них разное количество палуб.
Логопед : - Правильно. Пароходы готовы к отплытию и ждут своих пассажиров - животных. И здесь необходима наша помощь. У животных проблема, их остров затопило волной, им нужно переплыть на другой остров.
(слайд 7) Животных очень много и они поплывут на 3 кораблях. На однопалубном пароходе поплывут животные, в названии которых один слог, на двухпалубном – животные, в названии которых– 2 слога, на трёхпалубном – животные, в названии которых– 3 слога.
(Показываю картинку, дети называют её, определяют количество слогов хлопками, называют соответствующий пароход)
Молодцы! Теперь животные благополучно доберутся до нового острова и обретут там свой новый дом.
А мы плывем дальше! (Аудиозапись “Звук корабельного колокольчика”) (Аудиозапись “Шум моря и крики чаек”)
7. Работа с предложениями
Задание “из бутылки”.
Логопед : (слайд 8) - К корме нашего корабля подплыла бутылка.
В бутылке послание, но оно зашифровано
Составьте из картинок предложение. (Дети составляют)
Логопед : - Выберете из четырёх схем, тоже найденных в бутылке, какая подойдёт к нашему сообщению. Почему?
Дети: - На схеме 4 линии, каждая линия - это одно слово.
Логопед : - С какой интонацией нужно прочитать это предложение?
Дети: - Вопросительной.
Логопед : - Расшифруем следующее предложение в послании: составим по картинкам слова в предложении и подберём к нему схем. (Тоже с третьим предложением)
Предложения:
Кто плывёт на корабле? ( Интонация: вопросительная)
На корабле пираты! ( Интонация восклицательная: кричим, сообщаем другим морякам об опасности)
Пираты спрятали в сундуке клад. ( Интонация повествовательная: спокойно повествуем, рассказываем о каком-то событии)
8. «Ребусы» буквами и цифрами. Чтение слов.
Логопед : (слайд 9) - А вот и сами пираты! Пираты пропустят нас к сундуку с кладом только в том случае, если мы выполним их задание. Возьмите карточки с заданием от пиратов. Будьте внимательны. Нужно расставить буквы по порядку в соответствии с цифрами. (Пока дети пишут включить аудиозапись “Шум моря и крики чаек”).
Прочитайте слова, которые у вас получились.
Слова на карточках: волна, море, кит, чайка, пират, лодка, компас, флаг, рыба, мачта, капитан
III Итог занятия
Логопед : (слайд 10) - Пираты очень довольны и готовы отдать нам сундук с кладом, но для дальнейшей дружбы предлагают всем потанцевать! Встаём свободно на ковёр! Танцуем и подпеваем! (звучит музыка - Танец «Буги - Вуги»).
Логопед : (слайд 11) - А теперь на секунду закройте глаза, чтобы вернуться из путешествия в детский сад.
(Дети закрывают глаза.) (Аудиозапись “Шум моря и крики чаек”).
А вот и сундук с кладом! Посмотрим, какие сокровища хранятся в нём?
(Открываем его, находим клад: книги – из серии «Читаем сами»).
Логопед :- Читайте сами, читайте много, читайте вместе с родителями, потому что, настоящие сокровища – это наши знания. А знания мы черпаем из книг.