Татьяна Бахтина
Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Ш], буква «Ш, ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе “ Звук [ш], буква “Шш”.
Цель:
• Закрепление правильного произношения звука, знакомство с буквой;
• Развитие навыка звукового анализа и синтеза слова;
• Продолжать учить детей составлять предложение по схеме и двум опорным словам;
• Развитие внимания, памяти, воображения;
• Воспитание аккуратности.
I Организационный момент:
Публикация «Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе „Звук [Ш], буква „Ш, ш“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Ребята, на прошлом занятии мы выучили скороговорку. Давайте вспомним ее.
Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто.
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист.
- Произнесем скороговорку с движениями. Будем делать движения, как будто моем человека.
- Произнесем ее медленно.
- Быстро.
- Кто произнесет ее еще один раз самостоятельно?
- Какой звук встречается чаще других?
- Какой он? Почему?
- Произносим его с голосом или без голоса? Значит он звонкий или глухой?
- Твердый или мягкий?
- Есть ли у него твердый братик?
- Правильно, звук “щ” всегда мягкий?
- Мягкий согласный на схеме каким цветом обозначаем?
II Сообщение темы:
- Сегодня мы познакомимся с новым звуком, а с каким – узнаем позднее.
III Основная часть:
1. Знакомство со звуком.
- Поиграем в игру “Четвертый лишний”
Носки, шкаф, платье, брюки.
Ландыш, рябина, сосна, береза.
Лук, картофель, груша, свекла.
Сапоги, тапочки, валенки, шапка.
- Какой одинаковый звук встретился в словах?
- Символ этого звука – змея ползет и шипит: “шшшшшшш”.
- Изобразим движения змеи. Делаем волнообразные движения руками в стороны и вперед. Сначала правой, потом левой рукой и обеими руками сразу и шипите: “шшшшшшшш”
- А сейчас давайте накачаем колесо у своей машины: “ш”, “ш”, “ш”, “ш”…
Колесо проткнули гвоздиком, воздух выходит из колеса: “шшшшшшшшшш”.
- Возьмем зеркало и посмотрим, правильно ли у вас работают губы, язык, когда вы произносите этот звук.
Губки округлены и слегка вытянуты вперед.
Широкий язычок наверху образует “чашечку”.
Теплая воздушная струя идет по центру язычка.
Горлышко “молчит”.
- Произнесем звук “ш”. Какой он гласный или согласный?
- С голосом произносим его или без голоса? Значит он звонкий или глухой?
- Твердый или мягкий?
- Есть ли у него мягкий братик?
- Запомните, звук “ш” всегда твердый!
2. Знакомство с буквой :
- Звук “ш” на письме обозначается буквой Ш. На что похожа эта буква?
На что похожа буква Ш
На зубья этого ковша.
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.
Ах, табуретка хороша!
Перевернул, и буква Ш.
- Давайте напишем букву Ш в воздухе. Сначала пишем сверху - вниз, потом справа – налево.
3. Тактильное восприятие:
- На столе буквы из бархатной бумаги. Проведем пальчиком по букве, произнесем “шшшшшшшш”.
4. Воспроизведение слоговых рядов :
- Возьмем зеркало и произнесем за мной:
Ша – шо – шу – ши
Аш – ош – уш – иш
5. Воспроизведение чистоговорок:
Произнесем чистоговорки:
Ша – ша – ша – мама моет малыша;
Шо – шо – шо – говорим хорошо;
Шу – шу – шу – помогите малышу;
Ши – ши – ши – на поляне малыши;
Аш – аш – аш – дайте карандаш;
Ош – ош – ош – у меня нож.
Уш – уш – уш – теплый душ;
Иш – иш – иш – у меня малыш.
6. Физминутка:
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за столик сесть опять.
7. Работа над звуковым составом слова :
- На доске картинки со звуком “ш”. Произнесем за мной.
Найти слова, чтобы звук “ш” был в начале слова, в середине слова, в конце слова. (3 человека) Проверим!
- Составим схему к слову “шляпа”
- Сколько слогов? Почему?
- Какой слог ударный? Какой он по счету?
- Назовите безударный слог? Какой он по счету?
- Произнесите первый слог.
- Выделяем первый звук первого слога? Характеристика.
- Какой второй звук первого слога? Характеристика.
- Какой третий звук первого слога? Характеристика.
- Произнесите второй слог.
- Выделяем первый звук второго слога. Характеристика.
- Выделяем последний звук. Характеристика.
(Дети работают индивидуально. Показ на доске. Дети выделяют звуки и дают им характеристику по цепочке)
- Произнесем еще раз слова.
- К какому слову подходит эта схема? (нож)
8. Работа над слоговым составом слова :
- А сейчас мы в магазине игрушек. Давайте расселим наши игрушки в домики. В домике с одним окном будут жить игрушки, в названии которых один слог. В домике с двумя окнами будут жить игрушки, в названии которых два слога. А в домике, где три окна – игрушки, в названии которых три слога.
9. Работа по схеме предложения:
- Перед вами схема предложения. Как вы догадались, что это предложение?
- Сколько слов в этом предложении?
- Составить предложение со словами “шина”, “машина” по схеме.
___ ___ ___ .
- Произнести с восклицательной интонацией, с вопросительной.
10. Физминутка:
Как живешь? Вот так!
Как плывешь? Вот так!
Вдаль глядишь? Вот так!
Машешь всед? Вот так!
Как бежишь? Вот так!
А грозишь? Вот так!
Ночью спишь? Вот так!
А молчишь? Вот так!
11. Работа над рассказом:
- Послушайте рассказ. Запомните слова со звуком “ш”.
Наташа и мишка.
На день рождения Наташе подарили плюшевого мишку. Наташа сшила ему рубашку и штанишки, а бабушка связала шарф и шапочку. Вечером Наташа вышла с мишкой на прогулку. Во дворе они встретили Мишу, у которого была большая машина. Миша предложил Наташе покатать мишку на машине.
- Что подарили Наташе на день рождения?
- Что Наташа сшила мишке?
- Что связала бабушка?
- С кем вышла Наташа вечером на прогулку?
- Кого Наташа встретила во дворе?
- Что было у Миши?
- Кого предложил Миша покатать на машине?
Пересказ по цепочке.
IV Итог:
- Поиграем в игру “Добавь слог”. Я начинаю слово, а вы добавляете слог “шка”
Бабу – шка пу - шка
Лягу – шка мы – шка
Поду – шка ко – шка
Кату – шка ми – шка
Неваля – шка гармо – шка
- С каким звуком сегодня познакомились? Какой он?
Желаем успехов!