Елена Шитова
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [З] и буква З»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
- закрепить навыки правильного произношения звуков «З» и «З'», закрепить в памяти детей графический образ буквы «З».
Задачи:
- Уточнить правильную артикуляцию звука «з».
-Учить выделять звук «з» из слов, давать его характеристику.
-Закрепить умение определять место звука «з» в словах, воспроизводить слоговые ряды.
-Совершенствовать навыки звукового анализа слов из 4-х звуков.
-Закрепить умение составлять схемы предложения.
-Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие, память.
-Стимулировать речевую активность.
Публикация «Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе „Звук [З] и буква З“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
-Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям.
Оборудование: Игрушки-звери (Зайка, змея, коза, зебра, обезьяна, конверт с загадками, «комарик», карточки с гласными звуками, зонт, конверты с картинками, слоговая таблица, схемы предложения, кукла Зоя.
Ход занятия.
1. Организационный этап.
Дети стоят вокруг стола воспитателя.
-Ребята, мы сегодня поедем в зоопарк. Позвоним туда, скажем, что мы выезжаем.
Воспитатель звонит по телефону и имитирует диалог. В конце диалога воспитатель огорчается и заканчивает разговор словами: «Конечно, мы постараемся помочь.»
-Ребята, в зоопарке случилась беда. Все звери сбежали. Нас попросили помочь. Только наш зоопарк необычный, потомучто он находится у нас в группе. Давайте подойдём к столу. Звери оставили нам письмо.
Воспитатель достаёт из конверта листок с загадкой.
-А в письме загадки, если вы их разгадаете, они вернутся.
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной?
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (зайка)
Пёстрой лентой притворяясь,
В зелени травы скользя,
Извиваясь, изгибаясь
По земле ползёт (змея)
Рогатая, а не олень.
Даёт молоко, а не корова (коза)
Этот зверь раскрашен броско
В чёрно-белую полоску.
Под степным высоким небом
В Африке пасутся. (зебры)
С визгом прыгают по веткам
И резвятся, словно детки,
На качелях из лианы
Ввысь взлетают (обезьяны)
По ходу отгадывания загадок воспитатель выставляет на стол игрушки.
-Все наши звери вернулись в зоопарк. Кто живёт в нашем зоопарке? (Зайка, змея, коза, зебра, обезьяна)
Интонационно воспитатель выделяет в словах звук З.
-Ребята, а кто из вас самый внимательный? Какой звук повторяется чаще всего во всех этих словах? Звук З пришёл к нам сегодня на занятие.
2. Основная часть. Знакомство со звуком З.
-Приложите, пожалуйста, тыльную сторону ладони к шее и спереди и произнесите звук З-З-З-З. Что вы ощущаете?
(Горло дрожит. Голосок так звонко поёт песни, что даже стенки его «домика» (горло) дрожат).
-Что происходит с языком, когда мы произносим этот звук?
(Язык упирается в зубы, губы растянуты в улыбке, есть воздушная струя и голос)
Дети подводятся к выводу, что это согласный звук, звонкий, твёрдый (мягкий)
-Посмотрите, я поймала комарика и сейчас тот, к кому он сядет на плечо, позвенит соседу на ушко.
Воспитатель подходит к каждому ребёнку и тот, соблюдая правильную артикуляцию, длительно произносит звук З.
-Молодцы, хорошо помогли комарику. А теперь давайте вспомним, какие гласные звуки мы поём? И сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Живые звуки». Воспитатель вызывает детей, им раздаются карточки с гласными звуками. А Миша будет новым звуком З. Далее воспитатель называет гласные звуки, а звук З сам становится перед гласными.
- Ребята, звук З встал около какого гласного? Что получится, если их соединить? Сколько звуков в слоге? Какой первый звук? Какой второй? Образуются слоги ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ.
- Отгадайте загадку:
От дождя спасает, а сам намокает.
Хотя намокает, но не промокает (Зонт)
-А у меня есть для вас волшебный зонт. Каждый из вас, если я дотронусь до него зонтом, назовёт слог с нашим новым звуком и гласным, который я произнесу (ЗА,ЗО,ЗУ.)
Звуковой анализ слова РОЗА
- Теперь давайте вспомним потешки со звуком З:
ЗА-ЗА-ЗА, ЗА-ЗА-ЗА- здесь стоит коза.
ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ, ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ- мало сена у козы.
ЗУ-ЗУ-ЗУ, ЗУ-ЗУ-ЗУ- Обвязали мы козу.
Воспитатель повторяет потешки вместе с детьми, затем потешку проговаривает тот ребёнок, до которого воспитатель дотронется зонтом. Интонационно выделяя звук З.
- А теперь подойдите все ко мне. Сейчас мы поиграем в игру «Найди конверт». Каждый конверт лежит в условном месте, и я подскажу где. Взяв конверт, вы садитесь на своё место, но конверт не открывайте.
Миша, твой конверт лежит между столом и стулом. Даша, твой- на столе. Влад, возьми конверт, который лежит под столом. Настя, твой конверт лежит около стула. Андрей, твой- под стулом. Оля, твой конверт –на стуле.
Игра «Четвёртый лишний»
Открыв свои конверты, дети должны отложить ту картинку, которая не подходит к остальным. Например, в первом конверте картинки с изображением мяча, машины и куклы относятся к разряду «игрушки», и ребёнок должен без труда выделить «козу», не входящую в этот разряд. Наборы состоят из таких картинок, что лишней оказывается картинка со словом, в состав которого входит звук З. Все дети выставляют свои «лишние» картинки, предварительно называя их. Определяют место звука в словах (в начале, в середине, в конце, количество слогов в словах.
Физминутка «Зайчики»
Дети вместе с воспитателем выполняют ритмичные движения.
Поднимайте плечики, прыгайте, как зайчики.
Прыг-скок, прыг-скок, на травку присядем.
Тишину послушаем, морковку покушаем
Тише, тише, высоко прыгай, на носках легко!
Чтение слогов и слов по слоговой таблице (вслух, совместно с воспитателем).
ЗИ КУ РИ
ЗО КО РЫ
ША ЗЫ МА
ЗИМА, ЗОРИ, ШАРЫ, КУРЫ, КОЗЫ
-К нам в гости хотели прийти три куклы: Катя, Маша и Зоя. Как вы думаете, какая кукла к нам придёт? Её имя начинается на звук З. Воспитатель ставит на стол куклу Зою.
Наша Зоя любит всё озорное, забавное. Даже про её гостей можно сказать, что они забавные. Посмотрите, кто пришёл в гости к Зое? (Зайка) У Зои зайка какой? (забавный).Воспитатель выставляет других животных и задаёт аналогичные вопросы.
Составьте схему предложения: Зоя ждёт гостей. ?
Сколько слов в предложении? Какое слово первое? Второе? Третье?
-Ребята, у куклы Зои недавно был день рождения. И друзья подарили ей… А вот что ей подарили вы сейчас сами поймёте.
«История Зои»
Зое подарили…
Воспитатель показывает детям зонт и ставит около куклы.
На улицу Зоя пошла без…
Пошёл дождь и Зоя вернулась за своим…
От дождя Зоя укрылась под…
Красивую ленточку Зоя привязала к…
Вот такая история про Зою.
-Ребята, какой звук был сегодня в гостях? Вы узнали много слов со звуком З. А сейчас назовите слова с этим звуком, которые вы запомнили.