Налья Машадаева
КРД по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звук [И]. Буква И»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: 1. Закрепить правильное произношение звука И в различных речевых единицах.
2. Учить выделять звук И в различных речевых единицах (на слух и в собственном произношении).
3. Развивать навыки звукового анализа: анализ сочетаний гласных звуков, определение места звука И в словах.
4. Закрепить образование мн. числа имен сущ.
5. Упражнять в образовании притяжательных прилагательных (лисьи, заячьи, медвежьи, волчьи, собачьи и т. д.)
6. Познакомить с буквой И.
7. Способствовать развитию психических процессов (мышления, памяти, внимания).
Публикация «КРД по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной группе на тему „Звук [И], Буква И“» размещена в разделах
- Буква И и звук [И]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Оборудование: предметные картинки на звук И (в разных позициях) из пособия Г. А. Каше, схема для характеристики звуков; картинка с изображением девочки, картинка с изображением ослика, наборы для составления звуковых схем, счетные палочки или спички, буква И на карточке, речевой материал, карандаши, фланелеграф, наборное полотно, мяч, зеркала
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- Ребята, давайте поиграем в игру «Один – много». Сядет на свое место тот, кто назовет много предметов:
Дыня – дыни Мак - … Лебедь - …
Муха - … Петух - … Индюк - …
Нога - … Улитка - … Линейка - …
Конь - … Утюг - … Калитка - …
Книга - … Паук - … Барсук - …
- Молодцы, ребята.
II. Выделение последнего ударного гласного звука И в словах. Сообщение темы занятия.
- Дети, послушайте еще раз внимательно слова, которые вы произносили: петухИ, ногИ, паукИ.
- Назовите в этих словах последний звук. (В этих словах последний звук И).
- Правильно. Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком И.
III. Артикуляционный уклад звука И, произнесение звука, его характеристика.
- Чтобы произносить звук И правильно, сделаем несколько упражнений. Поставьте перед собой зеркала.
Артикуляционные упражнения:
- «Улыбка», «Трубочка», «Окошко»;
- чередование данных упражнений;
- Дети, а теперь произнесем звук И, вот так (сначала звук И произносит логопед, затем – дети: хором, индивидуально). Произнесите хором звук И, наблюдайте за губами, зубами, язычком. Молодцы. Дима, произнеси звук, Даша? и т. д.
- Расскажите, как работают губы, зубы, язычок при произнесении звука И. (Губы улыбаются, зубы слегка приоткрыты, кончик языка за нижними зубами, воздушная струя не встречает во рту преграды)
- Хорошо, сделайте вывод. (Звук И – гласный, обозначается красным квадратом)
IV. Закрепление правильного произношения звука И в различных речевых единицах. Работа над просодической стороной речи. Создание игровой ситуации.
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришла девочка (выставляется картинка). угадайте, как зовут девочку: ее имя начинается на звук И (Инна, Ира).
Работа над просодической стороной речи.
- Инна любит кататься на лошади, давайте споем песенку лошади (И-И-И-И)
* тихим голосом; громким голосом; с изменением громкости голоса (тихо громко; громко тихо)
* протяжно (иииииии); отрывисто (и-и-и-и)
- Молодцы, дети.
Звук И в слогах и словосочетаниях, предложениях (воспроизведение чистоговорок, скорогворки)
- А теперь посоревнуемся. Повторите чистоговорки четко и правильно:
Ин – ин – ин – Инна вымыла графин.
Ип – ип - ип – ирис к столу прилип.
Ит – ит – ит – ишак под ивой спит.
- Хорошо, все справились с заданием. Повторите скороговорку.
У Ивашки рубашка,
У рубашки кармашки.
V. Развитие фонематического восприятия (выделение звука И на слух и с произношении)
1) Выделение звука И на слух:
* из ряда гласных звуков
- Ребята, Инна предлагает поиграть в игру «Сигнальщики»: поднимите красный квадрат, когда услышите звук И (а, у, и, ы, и, о, ио, ао, ау, иа, иы, иу)
* из ряда слогов
- Игра «Хлопай»: хлопните в ладоши, когда услышите слог со звуком И (ат, ит, уп, от, ик, ни, ги, ви, да, лы, ик, ки).
* из ряда слов
Игра с палочками:
- Отложите столько палочек, сколько слов со звуком И услышите (ананас, ириска, Инга, икра, ноги, угол, избушка, матрос, ноги, Илья). Посчитайте свои палочки. Сколько слов со звуком и вы услышали? (отвечают все дети по цепочке)
- Я услышал семь слов со звуком И и т. д.
2) Выделение звука И в собственном произношении из ряда слов. Опреление места звука И в словах
- Инне подарили новую книгу, в ней было много картинок (логопед выставляет на наборном полотне предметные картинки, в названии которых есть звук И и без него). Назовите их (проговаривание картинок). Больше всего Инне понравились те картинки, в названии которых есть звук И. Угадайте, какие.
Дети называют картинки со звуком И в названиях и уносят к себе на столы (индюк, книга, пирамидка, ботинки, ива, пирог, калитка, пауки, туфли, слива, лифт, малина, игрушки, улитка).
- Ребята, определите место звука И в своих словах, обозначьте его на схеме (каждый ребенок работает самостоятельно)
Логопед проверяет, правильно ли дети составили схемы слова. В случае затруднений привлекает других детей.
- У меня на картинке «индюк». В этом слове звук И слышится в начале.
- У меня «игрушки». В этом слове два звука И: один в начале слова, другой - в конце слова.
- Молодцы, ребята. Запомните свои картинки, переверните их и положите на край стола.
V. Физминутка.
Раз –два – все вставайте,
Три-четыре – приседайте,
Пять-шесть – повернись,
Семь-восемь – улыбнись,
Девять-десять – не зевайте,
Свое место занимайте.
VI. Выделение звука И из текста стихотворения. Знакомство с буквой И. Звуко-буквенный анализ.
- Ребята, послушайте четверостишие про Инну и ее друзей.
Инна, Нина и Марина
Лида, Игорь и Ирина
Вышли в прятки поиграть,
Букву И в словах искать.
- Назовите слова со звуком И (Игорь, Лида, Нина, Марина, искать, поиграть). Молодцы.
Предъявление буквы, ее рассматривание, анализ, зрительный образ.
- Звук И на письме обозначается буквой И. Рассмотрите ее. Из каких элементов состоит буква И? (Из прямых палочек и наклонной).
- На что похожа буква И?
- Сложите из палочек букву И (на столах).
- Найдите в кассах букву И.
Работа с кассами (звуко-буквенный анализ сочетания гласных звуков ИА)
- Ослика из сказки про Винни-Пуха зовут Иа. Сколько звуков в имени ослика? Назовите первый звук, второй звук. Составьте звуковую схему слова Иа. Обозначьте звуки соответствующими буквами. Прочитайте.
(Печатание буквы И в тетрадях по образцу).
VII. Образование притяжательных прилагательных.
- Однажды Инна была в зоопарке, на улице было холодно, поэтому все звери попрятались, остались видны только их уши и лапы. Угадайте, чьи они?
Логопед выставляет картинку с частями тела разных животных.
- Это лисьи уши, это заячьи уши, это беличьи уши и т. д. (аналогично – лапы)
VIII. Итог. Припоминание картинок со звуком И. Оценивание деятельности детей.
- Ребята, с каким звуком мы познакомились на занятии? Что вы узнали о звуке И? Назовите картинки со звуком И.
- Кто приходил к нам в гости? Я думаю, что Инне очень понравились ваши ответы (оценивается работа каждого ребенка).