Меньшугина Наталия
Занятие по грамоте «Знакомство со звуками [х], [х’] и буквой Хх»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомление со звуками [х], [х’] и буквой Хх.
Задачи:
Образовательные: ознакомление со звуками [х], [х’] и буквой Хх; закрепить умение соотносить звук с буквой; закрепить зрительный образ буквы; обучать составлять предложения и графические схемы к ним; совершенствовать навыки звукового анализа.
Развивающие: развивать фонематический слух, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное и слуховое внимание.
Публикация «Занятие по грамоте „Знакомство со звуками [х], [х’] и буквой Хх“» размещена в разделах
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Воспитательные: формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, двигательная.
Педагогические технологии: Игровые, здоровьесберегающие.
Предварительная работа: Разучивание пальчиковой гимнастики «Мы
в печи варили щи.
Материалы и оборудование: Доска, домик, кружочки, картинки с предметов, в названии которых есть звуки [х, х’]
Демонстрационный материал: Две корзинки, буква Х. Картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [х, х’]. Звуковые линейки.
Раздаточный материал: звуковые пеналы, листы с заданиями.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Здравствуйте ребята! Как я рада видеть вас! Какое замечательное утро! Сегодня нас ждёт много интересного. Посмотрите друг на друга улыбнитесь и пожелайте доброго утра и хорошего настроения. Сегодня мы познакомимся с новым звуком и поиграем. Для начала я предлагаю вам такое задание. Сейчас я произнесу слово. Каждый из вас должен будет подумать, какой звук первый в этом слове. Первое слово для Настя Флакон.
Первый ребенок называет звук.
Педагог: Второе слово для Вани. Хвост.
Второй ребенок называет звук.
Педагог: Третье слово для Дани. Груша.
Третий ребенок называет звук.
Педагог: И последнее слово для Софии
Апельсин.
Четвертый ребенок называет звук. Педагог оценивает работу детей.
Педагог: Вы запомнили свои слова? Разделите их на слоги.
1-й ребенок. Фла-кон. Два слога.
2-й ребенок. Хвост. Один слог.
3-й ребенок. Гру-ша. Два слога
4-й ребенок. Ап-пель-син. Три слога.
Педагог. Отлично! Вы выполнили задание.
Новый материал.
Педагог: Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.
Хвостик длинный у тритона,
Что живет у Харитона.
Дети: Звук [х].
Педагог: Давайте произнесем звук [х] все вместе.
Дети вместе с педагогом произносят звук [х].
Характеристика звуков
Педагог: Как вы думаете, звук [х] — гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Педагог: Верно. Его нельзя петь. Каким кружком мы будем обозначать
этот звук?
Дети: Синим.
Педагог: Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и опреде-
лите, он звонкий или глухой.
Дети: Он глухой.
Педагог: Твердый или мягкий?
Дети: Твердый.
Педагог: Верно. Это согласный твердый глухой звук.
Педагог: В каком домике живет звук [х]
Дети: В синем.
Пальчиковая гимнастика
Мы в печи варили щи. Мешают пальчиком левой руки в ладошке правой.
Ой вкусны! Ой горячи! Поглаживают себя по животу правой ладошкой.
В чугунке горячем густо: Изображают, как открывают чугунок.
И лучок здесь, и капуста,
Здесь и мясо, и картошка,
И крупы совсем немножко.
Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная
с больших, на каждое название продукта.
Щи томили, щи варили, Вновь «мешают» пальчиком в ладошке.
По тарелочкам разлили. Изображают, как разливают щи по тарелкам.
Начинайте-ка обед.
Русских щей вкуснее нет!
Изображают, как едят щи.
Закрепление нового материала.
А теперь возьмите в руки по одному синему кружку. Вы будете поднимать их, как только услышите звук [х].
Для задания предлагается следующий материал: х, к, т, х, г, ф, х, в, ф, х; ха, ку, го, фу, ка, хо, фо; халат, кровать, гном, скакать, хватать, гудеть, мохнатый, мокрый, голубой.
Дети слушают и поднимают кружки, услышав звук [х].
Педагог: Молодцы! Вы были очень внимательными и не допускали ошибок.
Звуковой анализ слова.
У доски на домике выбранный ребенок составляет схему слова, остальные дети делают тоже самое за столом.
Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться.
Два-согнуться разогнуться.
Три в ладошки 3 хлопка,
головою 3 кивка.
На четыре – ноги шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за стол тихонько сесть.
Работа с раздаточным материалом
Педагог: Перед вами лежат картинки, определите если слово начинается со звука [Х], проведите линию к картинке.
Знакомство с буквой
Педагог: Мы сегодня слушали и произносили звуки [х, хь]. Эти звуки обозначают буквой Х. Выставляется картинка с изображением буквы
-На что похожа буква Х? Послушайте стихоторение.
Х – на ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.
Хочешь- режешь,
Хочешь – шьешь,
Хочешь – сам себя стрижешь.
Педагог: А теперь ребята возьмите палочки и выложите из них букву Х. Знакомятся с буквой 2 минуты
Игровое упражнение «Составь схему предложения»
Педагог: Ребята, составим предложения с из слов на звук Х, и составим схему к ним, используя пеналы и полоски.
А сначала повторим:
Предложение всегда начинается с большой буквы (показ воспитателя по схеме). Начало предложения начинается уголком. Это означает, что буква большая.
Слова в предложении на расстоянии друг от друга.
В конце предложения всегда ставится точка.
Систематизация знаний.
Педагог: Наше занятие подошло к концу.
- Что Вы нового узнали на занятии.
- Какие игры, задания каждому из вас большего всего запомнились, понравились? (ответы детей) /
Рефлексия
- С какими звуками мы сегодня познакомились?
- Что нового мы сегодня узнали?
- Молодцы, вы хорошо поработали!