Иващенко Ольга Ивановна
Занятие по грамоте «Знакомство с буквой «Я» для подготовительной группы
Программное содержание:
• продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, определять ударный гласный звук;
• познакомить с гласными буквами я, Я и правилами написания я после
мягких согласных звуков;
• учить составлять предложения о действиях игрушки (из двух слов);
• продолжать учить детей называть слова с заданными звуками.
Демонстрационный материал: красные, синие, зеленые, черные фишки; касса с гласными буквами А, я, Я, я; указка; фишки или мелкие игрушки; лиса.
Раздаточный материал : красные, синие, зеленые, черные фишки; касса с гласными буквами А, я, Я, я; указка.
Публикация «Занятие по грамоте „Знакомство с буквой „Я“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
Ход занятия
Работа над предложением.
Воспитатель берет игрушечную лису и выполняет с ней различные упражнения, дети составляют предложения из двух слов о действиях лисы (Лиса бегает. Лиса танцует.). Затем к доске вызываются двое детей. Один обозначает слово лиса, другой — слово бегает. Им предлагается построить предложение Бегает лиса, а дети группы называют 1-е, 2-е слово. Играющие меняются местами, и один-двое детей говорят, какое предложение получилось (Лиса бегает). Составляются предложения о трех-четырех действиях лисы.
II. Звуковой анализ слов.
Каждому ребенку в зависимости от степени его подготовленности даётся индивидуальное задание выложить слово за столом. Предлагаемые слова: мак, шар, луна, рыба, шапка, санки, липа, банка, шалаш, книга, работа, машина. Звук «а» дети обозначают буквой а, все остальные — соответствующими фишками. После того как воспитатель проверил правильность выполнения задания, дети слова не убирают.
III. Звуковой анализ слова мяч.
Воспитатель предлагает выложить слово из фишек, напоминает, что звук «ч» всегда мягкий согласный.
Вопросы к детям.
Какие мягкие согласные в слове? («мь», «ч».) Какой гласный звук н слове? («а».)
Посмотрите, после каких согласных звуков в ваших словах стоит буква а (после твердых согласных). Воспитатель вводит правило, что после мягких согласных звуков звук «а» обозначается буквой я. Дети рассматривают ее и заменяют красную фишку в слове мяч буквой я. Читают слово и проставляют ударение.
IV. Игра «Исправь ошибку».
Воспитатель выставляет на доске синюю фишку и за ней букву а, под ними выкладывает зеленую фишку и букву я. Напоминает, что после твердого согласного ставится буква а, а после мягкого согласного — буква я. Затем предлагает детям закрыть глаза, переставляет местами буквы, и дети должны исправить ошибку и объяснить ее. Дети снова закрывают глаза, и воспитатель меняет местами фишки. Ребенок, объяснивший ошибку, исправляет ее на доске.
V. Игра «Назови слова».
Воспитатель предлагает детям назвать слова, которые начинаются с мягкого согласного звука «мь». , затем со звука «м». В конце игры определяется победитель.