Элла Ашикова
Занятие логопеда в старшей группе Продукты питания. Звуки я[П] и [П’]
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Продукты питания. Звуки П и Пь»
Возрастная группа : старшая группа компенсирующей направленности
Цель: создание социальной ситуации комплексной коррекции и развития познавательно-речевой деятельности.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
способствовать расширению словаря по теме продукты питания и обобщение понятий по заданной теме;
Публикация «Занятие логопеда в старшей группе Продукты питания, Звуки я[П] и [П’]» размещена в разделах
развивать умение дифференцировать понятия звук-буква;
развивать умение дифференцировать звуки П и Пь.
Коррекционно-развивающие:
развивать фонематический слух, общую и мелкую моторику, речевое дыхание;
развивать грамматический строй речи.
Коррекционно-воспитательная :
воспитывать у детей интерес к окружающей миру, любознательности;
воспитывать у детей самоконтроль за речью.
В рамках коррекционно-развивающей деятельности определена детская цель – помочь Маше научиться готовить кашу и другие блюда для Медведя.
Предварительная работа:
беседа по теме продукты питания;
беседа о том, откуда берутся продукты, кто их производит и для чего.
Используемый материал:
- посылка с письмом;
- баночки с крупой (рис, гречка, горох) и одна с песком;
- индивидуальные коробочки с цветовым обозначением звуков и спичками;
- индивидуальные домики с тремя окошками, для определения места звука в словах;
- картинки с изображением продуктов питания (пирог, капуста, печенье, помидор, пельмени, апельсин, компот, пряники);
- картинки с изображением гороха, гречки, риса и песка для подведения итогов;
- клей;
- поощрительные картинки для рефлексии.
Педагог выводит детей в приёмную группы на время проветривания группового помещения.
По возвращению в группу учитель-логопед собирает ребят вокруг себя, как вдруг раздается стук в дверь. Учитель-логопед выходит за дверь и приносит посылку.
- Ребята, как вы думаете, кто отправил нам эту посылку?
Вместе с детьми взрослый открывает посылку и достает оттуда письмо.
«Дорогие детки из группы «Улыбка». Я Маша и хочу попросить у вас помощи! Решила я хоть раз порадовать своего Медведя и сварить ему кашу «Дружбу», достала все банки с крупой, что у него были, закинула в кастрюлю… а когда каша была готова, то оказалось, что она совсем-совсем невкусная. Помогите мне понять, что я сделала не так и расскажите, что еще можно приготовить для моего любимого Медведя!»
Педагог активизирует речевую активность детей вопросами:
- От кого пришло письмо? О чём нас просит Маша? Как мы можем ей помочь? Что Маша отправила нам в этой посылке? Правильно, баночки с крупой.
Ребята, давайте отгадаем какая крупа находится в баночках и почему каша у Маши получилось невкусной.
Молодцы! Правильно определили! Песок в каше оказался лишним, и именно он испортил Маше всю кашу!
Ребята, а давайте с вами вспомним, что нужно делать если каша горячая:
Дыхательная гимнастика:
Представим что в наших ладошках большая тарелка с горячей кашей.
Вдох носом
Выдох через рот на руки.
(Повторяем 3-4 раза)
Артикуляционная гимнастика:
1. Блинчик
2. Конфетка
3. Чашечка
4. Вкусное варенье
Ребята, а как мы назовем гречку, горох, рис, одним словом?
Правильно, это продукты питания.
А какой первый звук мы слышим в слове продукты? Правильно звук П.
Давайте произнесем этот звук, что делают губки? Смыкаются.
А воздух идет плавно или толчками? Можем его петь? Нет, значит это какой звук? Правильно, это согласный. Положим ручку на горлышко –звенит? Нет - значит звук глухой. Твердый или мягкий? – твердый, сожмем кулачки.
Ребята, продукты питания, в слове «питания» какой первый звук. Правильно, звук Пь.
Давайте произнесем этот звук, губки сжались плотней, руку на горло – не звенит, звук глухой, мягкий, покажем мягкие ладошки.
Упражнение «Твердый-мягкий»
Если слышите твердый звук сжимаете кулачки, мягкий – мягкие ладошки (педагог произносит ряд звуков, а затем ряд слогов).
Ребята, давайте поищем эти звуки, если услышите их среди других поднимаем синий квадратик – звук П, зеленый – звук Пь (м, р, д, п, нь, в,гь, дь, пь)
в слогах (ра, ла, ба, па, гя, ря, пя)
Упражнение со звуковыми схемами
А сейчас составим звуковые схемы слогов. Из цветных фишек выложите слог АП. Какой первый звук? Какого цвета выложим фишку? Какой второй звук? Почему положили красную фишку? Сколько всего звуков в слоге АП (Аналогичная работа проходит со слогом ПИ)
Физкультминутка
Сумку в руки мы берем
(наклоняемся и берем воображаемую сумку)
В магазин с тобой идем
(шагаем на месте)
В магазине же на полках
Не шарфы и не футболки
(поднимаем руки и отрицательно качаем головой)
Вкусно пахнет здесь всегда,
(поворот головы вправо, затем влево с вдыханием воздуха)
В доме-вкусная еда!
(строим дом над головой)
Ребята, мы с вами помогли Маше узнать почему её каша оказалась невкусной. А теперь давайте ей покажем, что еще можно приготовить для Мишки кроме каши.
Только для этого нам нужно отгадать загадки, а загадки непростые, в отгадках спрятаны звуки П и Пь.
Отгадывание загадок
Сто одежек - Все без застежек (капуста)
Достают Его из печки,
Ждут ребята этой встречи.
Вкусный, с корочкой горячей!
Получился Он удачным —
Из печи достали в срок
Замечательный … (пирог)
Из муки рассыпчатой,
Сладкое печатное
Формою узорчатой,
Да в печи печёное
Всяк ест с наслаждением
Вкусное … (печенье)
Он на солнце греет бок,
Дарит нам томатный сок.
Любят люди с давних пор
Красный спелый… (помидор)
Пирожки-малышки с мясом
Со сметаной или с маслом
Очень любит вся семья
И, конечно, первый — я.
Лепим мы всегда без спешки
Эти вкусные (Пельмени)
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин –
Это спелый. (апельсин)
В воду сахар, из продуктов
Сыпем только сухофрукты,
Варим где-то час, и вот
Получается… (компот)
Это печенье в глазури обычно,
В виде лепешки, фигурки привычной.
Сладкое, мятное…
Ставь быстро чайник,
Если к столу принесет кто-то … (пряник)
Упражнение «Домик для звуков»
А теперь возьмите себе любую понравившуюся картинку и пройдите за столы на свои места.
На столе вы найдете домики звуков, у каждого картинка, в названии которой есть звук п или пь, возьмите зеленый или синий квадрат, поставьте его в первое окошко, если звук вначале слова, во второе окошко – если в середине слова, в третье – в конце слова.
Пальчиковая гимнастика
Мы варили суп-суп Потираем ладошки друг о друга
Из перловых круп-круп.
Пальцы сложены в щепоть (насыпаем крупу)
Получилась каша,
Хлопки.
То-то горе наше. Хватаемся за голову.
Замесили тесто, Сжимаем и разжимаем пальцы.
А оно ни с места. Опустить руки
Замесили на дрожжах Сжимаем и разжимаем пальцы
Не удержишь на вожжах! Расставляем руки в стороны, как будто хотим удержать.
Упражнение с буквой П
Ребята, а почему мы только говорим про звуки и не пишем ничего? Звук можно написать?
Правильно, ребята! Звуки, мы только слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем.
Посмотрите на букву П. На что она похожа? Давайте мы напишем ее на ладошке нашим пальчиком.
А теперь возьмите из вашего коробка палочки и попробуйте сами выложить букву П.
Молодцы, ребята! У вас здорово получилось.
А теперь давайте соберем посылку для Маши. Только чтобы у Маши получилась вкусная каша я предлагаю вам наклеить на наши баночки картинки с тем, что в них лежит.
А еще мы узнали много других продуктов которыми Маша может накормить Медведя. Давайте мы их тоже уберем в нашу посылку и отправим.
А теперь я предлагаю вам выбрать ту картинку, которая будет соответствовать вашему настроению после занятия.
Логопед просит детей присесть на стульчики и подвести итог:
- Что мы с вами сегодня делали? Кому помогали? Какие звуки сегодня изучили? Чем отличается буква от звука? Что вам больше всего понравилось? А что было самым трудным?